Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Показать весь год


09.07.2010 Сергей Аксенов: село во все времена было нравственной основой общества

Многие политики выбирают для обсуждения темы, которые у всех на слуху. О глобальных проблемах рассуждать проще — не надо вникать в житейские подробности. Такая отстраненность от потребностей людей уже сыграла роковую роль в судьбе ряда известных политиков. Однако время требует новых подходов: востребован тип руководителя, знающего проблемы людей, и вместе с людьми ищущего пути их решения. Лидер Всекрымского движения «Русское единство» Сергей Аксенов сам предложил тему для интервью: жизнь и боль села, проблемы крестьян и фермеров, работающих на земле.
 
— Сергей Валерьевич, а по­чему, собственно, село?
—   В последние месяцы мне пришлось много ездить по сель­ской глубинке Крыма. Я видел медленное умирание некогда процветавших крымских сел и хозяйств. Старики сетовали, что жизнь на селе сейчас во мно­гом схожа с первыми послево­енными годами. Мои эмоцио­нальные впечатления подтверждаются официальной статистикой — данные лежат на моем рабо­чем столе. И эмоции, и цифры говорят об одном и том же: село переживает сложнейший период.
А ведь сельское население Крыма — почти 730 тысяч чело­век. То есть более трети всех крымчан. Поэтому мне хотелось бы высказать свою точку зре­ния на развитие агропромышленного комплекса, на то, как мож­но улучшить жизнь села. Но для начала следует проанализировать причины столь глубокого соци­ально-экономического провала.
— И в чем же они, на ваш взгляд!
Формы собственности на землю изменились, земля вклю­чена в рыночный оборот, а чет­кая методология аграрной ре­формы в стране отсутствует. «Раскрестьянивание» крестьян продолжается.
Определенные надежды вну­шал принятый в октябре 2005 года Закон «Об основных положениях государственной аграр­ной политики на период до 2015 года». Хотя отдельные его по­ложения, на мой взгляд, носили скорее идеологический характер, программа все-таки открывала горизонты. Предусмотренный в законе комплекс мер был при­зван повысить эффективность аграрного сектора, обеспечить решение социальных проблем сельчан. Сейчас о нем не по­мнят даже узкие специалисты, он давно похоронен.
— Каждая новая власть гово­рит об острой необходимости аграрных реформ. Но в реальности ничего не меняется.
— Вот именно. В реальности все сводится к популистским обещаниям и избирательным технологиям. Жизнь показала, что реформирование АПК толь­ко за счет изменения форм собственности и создания новых сельскохозяйственных форми­рований не дает желаемых результатов. Фермерские хозяй­ства, акционерные и другие об­щества без законодательного обеспечения, технической осна­щенности, заинтересованности местных громад и региональных властей неэффективны. Товаро­производители вынуждены со­кращать посевные площади, переходить на примитивные тех­нологии, что приводит к росту затрат, снижению урожайности. Так, в прошлом году средняя урожайность зерновых была на четыре центнера ниже, чем в 2008 году. Крым собрал 1 мил­лион 662 тысячи тонн зерна, тогда как в советский период с меньших площадей намолачивал до трех миллионов тонн. У нас выращивание практически всех видов сельхозкультур становит­ся убыточным.
Прежнее правительство авто­номии не смогло добиться даже достоверного учета поголовья скота, посевных площадей, уро­жайности и планового сбора сельхозкультур, зачастую занималось приписками. Об этом открыто говорилось два месяца назад на заседании Совета министров.
Власть не хочет знать реаль­ное положение дел, не анализи­рует и не ищет пути улучшения ситуации. К слову, я не нашел каких-либо аналитических сбор­ников о развитии хозяйственно­го комплекса и социальной сфе­ры автономии в депутатских ко­миссиях Верховного Совета АРК, да и в других властных структу­рах. Таких материалов у чинов­ников не оказалось, по-видимо­му, из-за невостребованности вышеозначенной информации.
— Назовите наиболее тревож­ные показатели, подтверждаю­щие плачевное состояние АПК автономии.
—   По мнению экспертов, в Крыму самая непродуктивная структура посевных площадей. Грубо нарушаются основные нормы землепользования. Я бы сказал, что у нас браконьерское отношение к земле. Зерно­вые занимают в Крыму почти 80% площадей, тогда как кор­мовые культуры — около 7%, картофель и овощебахчевые — 5%. Этими причинами обуслов­лены низкие объемы сельскохо­зяйственного производства. Крымский крестьянин в состоя­нии обеспечить фруктами и мо­локом жителей и гостей полуос­трова всего на 40%. Только за минувший год у нас сократилось производство говядины на 2336 тонн, молока — на 1500 тонн. Также значительно упало про­изводство масла, сыров, круп, макаронных изделий. Основны­ми производителями многих сельхозкультур и продуктов животноводства являются не аг­рарные предприятия, а мелкие крестьянские подворья.
На недостатки крымского зем­леделия четко реагирует миро­вой аграрный рынок. Нам поставляют овощи, фрукты, вина, напитки соседние регионы Ук­раины, Турция, Молдавия, другие страны. И при этом статис­ты от политики говорят, что Крым вскоре станет показатель­ным регионом производства экологически чистых продуктов.
Из-за отсутствия должной го­сударственной поддержки сель­хозпроизводители не планируют на длительную перспективу раз­витие своих хозяйств, живут только заботами текущих вес­ны-осени. В 2008 году аграрии взяли кредиты на 268 миллионов гривен, в прошлом — на 30 миллионов, в нынешнем — пока на 10 миллионов.
— Приходилось слышать, что наше сельское хозяйство кое-как выживает за счет запаса прочности, который был у аг­ропромышленного комплекса Крыма два десятилетия назад.
— Без сомнения. Тогда у нас производилось значительно больше плодовоовощной и дру­гой продукции. К слову, пло­щади под садами достигали 75 тысяч гектаров, а валовое про­изводство только фруктов пре­вышало 400 тысяч тонн. Пло­доводство давало селянам 40% доходов — больше, чем растениеводство. Сегодня наблюда­ется массовое уничтожение са­дов. За последние годы площа­ди под плодовыми культурами сократились почти в три раза, а валовые сборы — в отдельные годы — в 5—6 раз. Крайне медленно идет обновление са­дов. Темпы выкорчевки старых виноградников в большинстве районов значительно превыша­ют посадку новых. Даже виног­радные чубуки закупаем за гра­ницей, а выращенные свои из-за невостребованности идут в костер. Когда «чужеземец» не приживается у нас, сетуем на суровые зимы.
— Но, с другой стороны, си­бирские морозы стали наведы­ваться к нам довольно часто. Некрымчанам, приезжающим к нам в основном летом, трудно поверить, что в Крыму случа­ются температуры и минус 20 и ниже. А вот что снабжение водой — проблема, известно даже им. Как в этом плане об­стоят дела у сельскохозяйствен­ных регионов?
— Главной основой продуктивности  сельскохозяйственного производства был и остается Северо-Крымский канал. До раз­вала Союза орошалось 620 ты­сяч гектаров, сейчас — почти в три раза меньше. Без канала у нас будут ногайские степи.
Но даже сохранившийся потен­циал орошаемого комплекса используется неудовлетвори­тельно. Высокие тарифы на элек­троэнергию не позволяют селя­нам качать днепровскую воду для полива в полном объеме. Значительная ее часть сбрасы­вается в море. Государство не­сет колоссальные потери. Сле­довало бы настойчивее добивать­ся от Кабинета Министров Ук­раины действенной помощи в решении всего комплекса про­блем: ремонта, реконструкции и функционирования ороситель­ных систем на полуострове — а они составляют без малого пять тысяч километров. Сейчас в Ки­еве есть понимание наших про­блем, и не воспользоваться этим было бы безответственно.
— Многие политики говорят о фермерских хозяйствах как ос­нове сельскохозяйственного про­изводства. Вы с этим согласны?
— И да, и нет. Приоритеты в организации сельскохозяйствен­ного производства меняются. Одновременно с укреплением фермерских хозяйств все боль­ше аграриев и политиков склоняются к необходимости реани­мировать и создавать новые крупные специализированные сельхозпредприятия. Только им под силу передовые технологии, высокий уровень механизации, ставка на солидные инвестиции. Продукция таких предприятий дешевле и более конкуренто­способна. Убедительным приме­ром могут служить хозяйства «Дружба народов-нова», агроцех №49 Мариупольского ме­таллургического комбината в Красногвардейском, сельскохо­зяйственный кооператив «Гру­зия» Первомайского, «Партизан» Симферопольского районов и другие.
—   Принято считать, что по­мощь селу — прежде всего финансовые вложения непосредственно в развитие производства конкретного сельхоз­предприятия...
— В экономически развитых странах помощь селу направля­ется в основном на совершенствование социальной инфра­структуры. При таком подходе поддержку получает вся грома­да, а не отдельные хозяйства. Сегодня социальная сфера села находится в критическом состо­янии. В прежние годы главным инвестором выступало государ­ство, затем — сельхозпредпри­ятия и население. Последнее место в финансировании соци­альной сферы занимали органы местного самоуправления.
С распадом большинства кол­лективных хозяйств, внедрением рыночных отношений мелкие сельхозпроизводители оказались не в состоянии финансировать объекты социального назначения. А органы местного самоуправ­ления ни финансово, ни органи­зационно к этому не готовы.
Особенно тяжелое положение сложилось в жилищно-комму­нальной сфере, прежде всего с обеспечением населения питье­вой водой. Объемы ее подачи сократились в несколько раз, да и та, что есть, зачастую не от­вечает требованиям госстандар­та. Некоторые села живут на привозной воде. Это примерно каждый шестой населенный пункт Крыма. И таких около 160.
Несколько лет в Украине дей­ствует Закон «О питьевой воде и водоснабжении», который во многом декларативен. В нем отсутствуют необходимые пра­вовые положения, определяю­щие методику начисления тари­фов, взаимоотношения хозяйственных субъектов, предоставляющих эту услугу населению. Если положение не изменится, можно ожидать «водных бун­тов». Со своими бедами люди приходят прежде всего к голо­ве территориальной громады, который в силу разных причин становится не управленцем, а психотерапевтом.
— Однако в Крыму реализу­ется полтора десятка программ по селу...
—   Да, «программотворчество» у нас поставлено на по­ток. К сожалению, многие со­циальные программы, скорее, рассчитаны на пропагандистский эффект. В период избиратель­ной кампании бывшее руковод­ство Крыма достаточно на них пиарилось. Много говорилось о поддержке здравоохранения со стороны правительства и депу­татского корпуса. Может быть, это и так, но факты — упрямая вещь. Только за последний год на 55 единиц сократилось количество врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, или каждое девятое. Закрылись почти каждая десятая женская консультация и акушерско-гине-кологическое отделение. Умень­шается количество детских ка­бинетов.
Сегодня Украине принадлежит печальное первенство в Европе по естественной убыли населения. Особенно высока смерт­ность в сельской местности. Крым, к сожалению, в этом отношении тоже не исключение. Снижается главный показатель здоровья людей — продолжи­тельность жизни. Эксперты Все­мирной организации здравоохра­нения отмечают, что в условиях мирного времени негативных процессов такого масштаба, как в Украине, не существует ни в одной европейской стране.
Социальная деградация села тесно связана с массовой без­работицей. Уровень безработи­цы в селе в три раза выше, чем в городе. Отсюда — потеря жизненной перспективы, распад семьи, пьянство, рост преступ­ности. Обострилась ситуация с задолженностью по зарплате и оплате аренды владельцам зе­мельных паев.
Из села уезжает значительная часть дееспособного населения. За годы независимости с карты Украины исчезло 504 населен­ных пункта. Только за время правления «оранжевых» снято с учета 117 деревень и сел. Эти печальные тенденции прослежи­ваются и в Крыму. Чтобы спас­ти село от окончательной дегра­дации, нужны срочные и самые решительные меры.
— Есть и еще одна острая для Крыма проблема — распределение земли. Как бы вы оцени­ли деятельность республиканс­ких властей в этой сфере?
— Земельным кодексом Ук­раины не предусмотрена соб­ственность республики, облас­тей и районов на землю. Мо­жет, депутатам крымского пар­ламента необходимо сосредо­точить усилия на расширении полномочий Крыма, чтобы, про­стите за каламбур, автономия автономии была более реальной?
В то же время в Крыму не за­вершена инвентаризация земли, отсутствует автоматизированный земельный кадастр, не отрегу­лированы вопросы формирова­ния и выделения в натуре земель общей собственности территори­альных громад, их правовой ре­жим. Отсюда такое огромное количество нарушений в земель­ной сфере, особенно в прибреж­ных районах полуострова.
Более десяти лет органами власти на местах не проводятся нормативно-денежная оценка земли, регулярный пересмотр платы за землепользование и аренду. По информации Рескомзема АРК, почти в 80% на­селенных пунктах денежная оценка земли вообще никогда не проводилась. Бюджет теряет миллионы гривен. Промелькну­ло сообщение, что правитель­ство Крыма впервые собирает­ся организовать аукционы по продаже земельных участков.
— Вы достаточно жестко и критично говорили о недостат­ках в ЛПК. Имеет ли движение «Русское единство» свою точку зрения на улучшение положе­ния дел?
— Да. «Русское единство» плодотворно сотрудничает с представителями органов влас­ти, учеными и аграриями-прак­тиками в поиске действенных механизмов преодоления стаг­нации в сельском хозяйстве. Мы, разрабатывая комплексную экономическую программу «Подъем Крыма», хотим пред­ложить и свой взгляд на реани­мацию крымского села и агропромышленного комплекса. Среди приоритетов я бы назвал:
— своевременное полное за­конодательное обеспечение аг­рарной реформы;
— осуществление комплекса мер государственного протек­ционизма в поддержку сельхозпроизводителей, который дол­жен включать адресное креди­тование, льготное налогообло­жение, дотационное инвестиро­вание через государственные трансферты;
— внедрение механизмов ре­гулирования аграрного рынка, защиту и поддержку отечественного производителя;
— совершенствование систе­мы управления отраслью;
— всемерная поддержка аг­рарной науки, совершенствова­ние подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе массовых профессий.
Село во все времена было нравственной основой обще­ства, барометром обществен­ных настроении и надежд, ис­точником и хранителем культу­ры и духовности народа. Сей­час оно нуждается в нашей под­держке.
 
Беседовал Геннадий Петров.
«Крымские известия», 2010. — 6 июля
 

Прочитано раз: 4956



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX