Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Показать весь год


12.07.2010 Свято-Петропавловский кафедральный собор в Симферополе

Роман Олечко
 
12 июля по новому стилю православные отмечают день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день в церквах проходят службы, во время которых святые Петр и Павел прославляются как «други Христовы», «реки премудрости», «небеснии проповедники», «всего мира предстатели», «ученики Христовы, и основание Церкви, истинные столпы и стены, и трубы божественныя Христовых учений и страданий».
Напомним, что простой рыбак Петр, изначально носивший имя Симон, призванный Господом на путь апостольства, стал столь ревностным учеником Спасителя, что после призвания к служению Господу получил имя Петр, что означает «камень».
Апостол Павел сначала носил имя Савл, что на древнееврейском означает «выпрошенный», «вымоленный», и принадлежал к секте фарисеев, жестоко преследовал христиан. Новозаветные Деяния Апостолов повествуют, что однажды, направляясь в город Дамаск, чтобы расправиться с учениками Христа, он был удостоен видения — ослепившего его (на три дня) яркого света с неба и явления Христа, вопросившего: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? С того момента Савл уверовал во Христа.

Славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел
Икона второй половины XV века

Святые апостолы Павел и Петр по приказу римского императора Нерона были заключены в Мамертинскую темницу и одновременно приняли мученическую смерть в 67 г. новой эры.
Немало храмов по всей Руси возведено в честь этих двух столпов христианства, принявших две тысячи лет назад мученическую кончину во Имя Христово.
Из самых известных — Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, из самых новых — 15-летний по «возрасту» величественный белокаменный храм Петра и Павла в Прохоровке под Белгородом, возведенный на месте, где 12 июля 1943 г. состоялось знаменитое танковое сражение, ставшее высшей точкой Курской битвы.
Однако сегодня мы расскажем о Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, который во всем своем величии и красоте был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, управляя Таврической кафедрой в 1867—1882 гг., неоднократно совершал в этом соборе богослужения.
К храму во имя святых апостолов Петра и Павла следует добираться по небольшой старинной улочке, когда-то носившей соответственное имя Петропавловская, но теперь, по понятным историческим причинам, — Октябрьская. В советское время он находился в запустении, утратил колокольню, кресты, ограду.
 
 Петропавловский собор, Симферополь
 
Построен он был в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей Симферополя (официальной датой основания города считается 1784 г.), тогда как татары называли это место Ак-Мечеть (белая мечеть).
Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Иванович Сумароков (не путать с поэтом Александром Петровичем Сумароковым), посетив Симферополь в 1803 г., писал в «Досугах Крымского судьи», что нашел «одну русскую церковь (Константино-Еленинскую — прим. авт.) в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую. А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и турецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск».
Строительство же нового храма, для чего православные прихожане собирали средства, началось в 1805 г., и 8 ноября 1806 г. новая церковь была освящена. Она была деревянной — так сказать, по средствам, без росписей, главным украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после закрытия монетного двора Ак-Мечети.
Лет через двадцать с лишним обветшавший храм закрыли. В городе был возведен новый кафедральный собор, Александро-Невский, куда передали из Петропавловской церкви колокола, церковную утварь, ризницу.
Во второй половине XIX века в Крыму стараниями святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (в миру Иван Алексеевич Борисов), была открыта новая епархия Православной Церкви. Деятельность свт. Иннокентия широко известна в православном мире не только значительной патриотической и духовной деятельностью в годы Крымской войны. Благодаря Святителю расширились границы епархии, возрождались монастыри, крепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей.
В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов.
Символично: проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым. Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод. Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петропавловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма.
Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 г. было заложено новое здание. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев. В августе 1866 г. строительство церкви было завершено, но еще 4 года продолжались отделочные работы. Храм, построенный в виде креста, имел 12 окон, устроенных в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.
 
 Петропавловский собор, Симферополь
 
Службы в Петропавловском храме возобновились 16 августа 1870 г., но уже с 1868 г. при храме работали церковно-приходское попечительство, а также мужское и женское училища.
Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Об этой святыне передают трогательную историю. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если же нет — завещал оставить в храме. Скорее всего, икона была семейной святыней. Благочестивый офицер с войны не вернулся. А икону в храме бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.
В 1890 г. церковный двор прихожане обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадив деревья и декоративные кустарники. На небольшой площади, вымощенной булыжниками, проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — поскольку здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.
В 1902—1903 гг. молодые художники из Академии художеств на средства церковного старосты С. И. Абрикосова расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В последующие два года была закончена и роспись стен.
 
Петропавловский собор, Симферополь
Богослужения в Петропавловском соборе прекратились в безбожном 1937 г., страшном для нашего Отечества. Купол и колокольню большевики разобрали, в храме устроили склад, а по соседству — пункт приема стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось.
Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».
Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы, при входе в храм устроена паперть, есть каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, с фасада смотрят на прихожан яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, а также святых апостолов Петра и Павла.
 
Фасад Петропавловского собора, Симферополь
В храме имеется два придела — в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.
С 2003 г. Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.
Епархиальные источники сообщают, что в 2004 г. в храме произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.
 
Петропавловский собор, Симферополь. Лик Николая Чудотворца на стекле и на иконе
Напомним, что аналогичное чудо с отпечатком Образа на стекле киота произошло в 1993 г. Киеве, в Свято-Введенском монастыре с Богородичной иконой «Призри на смирение».
Говоря о Свято-Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия Карпова, архиепископа Таврического, прославленного не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи 18 лет епископом, он нес свет Православной веры. Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в этом же храме в августе 2008 г., торжественное прославление в лике святых архиепископа Гурия возглавил сам Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
 
Прославление Гурия Карпова 23 августа 2008 г.
 
Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских». Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г. кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.
А сейчас именно в кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия.
 
Роман Олечко
«Одна Родина»

Прочитано раз: 4954



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX