Симферополь: выгода против права и разума. Напряжение в отношениях городских властей Симферополя и жителей столицы Крыма растет. Горожане недовольны работой городского головы, депутатов городского и районных советов, причем недовольство накапливается, образуя критическую массу. Самые насущные проблемы не решаются годами, и это касается буквально всех аспектов жизни города – начиная с архитектурной вакханалии и заканчивая ужасающим состоянием дорог и коммуникаций. Обновление депутатского корпуса, избрание 31 октября нового мэра будет способствовать тому, что Симферополь сумеет на деле реализовать свой высокий статус и стать процветающей столицей Крымской автономии, убежден лидер Всекрымского движения «Русское единство»
Сергей Аксенов. По нашей просьбе Сергей Аксенов дал оценку ситуации, сложившейся в городе. Сегодня мы публикуем первый из цикла материалов, посвященных этой теме.
Неплановое хозяйство
Начну с того, что в Симферополе отсутствует конкретная программа развития города на перспективу. Генеральный план развития Симферополя утвержден в 1996 году. По оценке независимых экспертов, в том числе Министерства архитектуры Украины (сентябрь 2000 года), Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики (февраль 2001 года), он не соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам. Замечу, что за последнее десятилетие законодательная и нормативно-правовая база, определяющая полномочия органов местного самоуправления, значительно изменилась. Однако выводов из рекомендаций вышестоящих государственных органов городской совет Симферополя не сделал. На сегодняшний день генплан не отвечает действующим государственным нормам, и поэтому ссылки представителей властей города на этот нормативно-правовой акт при принятии решений не всегда корректны и обоснованны. В генплане практически отсутствует разработка социально-экономического и территориально-планового развития отдельных микрорайонов с учетом местных правил застройки и управления. Не просчитана демографическая ситуация. Также не проработаны в полном объеме: вопросы улучшения инженерного обеспечения городского хозяйства; эффективность использования территорий; приоритеты застройки; структура и этажность жилого фонда; схема охраны и развития водоемов и ландшафтно-парковой зоны; модернизация и реконструкция жилых домов массовой застройки, так называемых, «хрущевок», многие другие вопросы. К этому следует добавить, что в Симферополе нет градостроительного кадастра, а также определения в натуре городских территориальных границ. На сегодняшний день есть концепция генерального плана, которая обсуждается с марта 2006 года, но до его принятия еще очень далеко. Очень важно, чтобы при утверждении генплана был услышан голос общественности. Этот важнейший для жизни города документ должен пройти гражданскую экспертизу.
Произвол чиновников и возмущение горожан
Отсутствие генерального плана, регулирующего строительство, использование земли, сохранение исторического и культурного ядра города, других концептуальных положений, позволяет чиновникам нарушать законодательство и строительные нормы, келейно принимать решения. Как говорится, что хотят, то и воротят. Об этом свидетельствуют вопиющие факты, которые были выявлены Временной следственной комиссией Верховной Рады Украины по вопросам расследования обстоятельств самовольного захвата земельных участков, незаконного строительства в Симферополе жилых, офисных и развлекательных центров, а также бездеятельности правоохранительных органов. В истории независимой Украины это был единственный случай, когда на столь высоком уровне рассматривались факты коррупции в региональном центре. Деятельность парламентской следственной комиссии широко освещалась в прессе. Ряд должностных лиц были наказаны. Все эти злоупотребления есть прямое следствие отсутствия гласности при принятии градостроительных проектов. Что вызывает справедливую критику общественности. Проведение протестных акций, связанных с необоснованными застройками придомовых территорий, уничтожением зеленых насаждений, стало одной из примет общественной жизни столицы. Так, в июне 635 жителей города вынуждены были обратиться к Президенту страны с просьбой сохранить лесную рукотворную зону по улице 51 Армии. Городские власти пытаются выделить здесь три гектара леса под элитарное коттеджное строительство. Многочисленные протестные акции горожан активно поддерживает Всекрымское Движение «Русское единство». К слову, именно на волне протестных выступлений сформировалась общественная организация «Гражданский актив Крыма», которая стала основой «Русского единства».
Разрушительные тенденции
Произвол в обращении с генеральным планом оборачивается появлением новых еще более сложных и подчас более запутанных градостроительных проблем. В числе самых насущных - транспортная. В городе зарегистрировано более 60 тысяч физических лиц и около 1200 юридических лиц — владельцев транспорта. То есть, каждый шестой житель Симферополя является автовладельцем. Эта тенденция прогрессирует. Воздействие транспорта на экологию города, центр которого формировался почти два века назад, — колоссальное и разрушительное. Однако основные положения генплана, направленные на улучшение транспортной обстановки, не реализуются. В городе острый дефицит автостоянок, для этих целей уже используются тротуары. Площадь автостоянок только у Центрального рынка по нормативам должна составлять около четырех гектаров, но все предусмотренные планом площади заняты под торговые ряды. По самым скромным подсчетам в центре города под стоянки необходимо выделить около шести гектаров территории. Не могу не сказать и об особенностях нынешней симферопольской архитектуры. Как заявил недавно один из городских архитекторов, она может вызвать психическое расстройство у симферопольцев. Фактически обновляется только центр, который диссонирует с неблагоустроенными окраинами без уличного освещения, с замусоренными дворами, трущобными фасадами, разбитыми дорогами. Не нужно быть предсказателем, чтобы предвидеть разрушительные последствия коммерциализации градостроительной политики. Сиюминутная выгода главенствует над правом и разумом. Дальше так продолжаться не может.
Жилищно-коммунальная катастрофа
Среди приоритетов управления городским хозяйством следует выделить проблемы жизнеобеспечения населения Симферополя, где проживает 355 тысячи человек, или почти каждый пятый крымчанин. Состояние коммунальной инфраструктуры города катастрофическое. Основные направления жилищной политики не определены. Единые обоснованные подходы к формированию тарифов на услуги ЖКХ отсутствует. Мера ответственности за неуплату также не определена. В настоящее время около 24 тысяч горожан стоят в очереди на жилье, 11 тысяч – на получение земельных участков под индивидуальное строительство. В результате приватизации жилья появилось огромное количество небогатых собственников, которые не могут ни финансово, ни профессионально обеспечить содержание и эксплуатацию своей собственности. А ведь дом является базовым элементом жилищной политики. Без определения ответственности: кто отвечает на уровне каждого дома за весь комплекс проблем по его обслуживанию, проблемы ЖКХ решить невозможно. Кстати, все эти вопросы актуальны и для других городов страны. Общественно-политическое движение «Русское единство» будет инициировать их решение на правительственном уровне. Технологическая база ЖКХ сформирована еще в советское время. Она не обновляется и хищнически эксплуатируется. Потери ресурсов вследствие изношенности сетей водоснабжения и отопления заложены в тарифы и оплачиваются потребителями. Кроме того, не выработана стратегическая политика в организации теплоснабжения, отсутствует генеральная схема его развития на перспективу. Особую актуальность решение данного комплекса проблем приобретает в связи с готовящимся повышением цены на газ для населения. Цепная реакция удорожания всего и вся последует незамедлительно.
Водоснабжение под угрозой
Наиболее острой проблемой остаются водоснабжение и водоотвод. Общая протяженность этих сетей почти тысяча километров, что сопоставимо с расстоянием до Киева. Изношенность 30 процентов водопровода приближается к критической. Поэтому почти каждый третий кубометр подаваемой в город воды теряется. В результате отдельные микрорайоны находятся на жестком режимном водоснабжении. В городе водопроводом пользуются только 92 процента населения. В 2009 году городской водоканал только за счет своих средств смог заменить два километра изношенных водопроводных труб и 40 метров канализационных. Вызывает тревогу и качество воды. Контролирующие показатели качества воды в Симферополе в среднем составляют 18-21 стандарт. Возможно довести их до 37. В то же время, в отдельных городах Украины количество таких показателей достигает 50. Норма Евросоюза - 65. В США – качество питьевой воды контролируется по 300 параметрам. Среди причин режимного водоснабжения — ограниченные мощности очистных сооружений. Почти тридцать лет назад (в 1984 году) была изготовлена техническая документация на увеличение мощности действующих комплексов в два раза. Это было связано с пиком жилищного строительства. Уже тогда осознавали остроту проблемы. За десятилетия эта работа в полном объеме не завершена. А ведь в Симферополе «благами канализации» пользуется только 71 процент населения. Около 20 лет назад в Симферополе было начато строительство канализационного коллектора глубокого залегания протяженностью 8600 метров. На сегодняшний день проложено только около трети. Проект морально устарел, требуется его корректировка. Несколько лет работы на объекте вообще не ведутся - у города не хватает средств. На наш взгляд, и правительству Крыма следует определить свою долю участия в реанимации этой стройки.
Одной из важнейших составляющих социально-экономической программы движения «Русское единство» «Подъем Крыма» является комплекс мер, направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. Это: привлечение инвестиций, в том числе, зарубежных, в модернизацию инфраструктуры; проведение организационных, технологических, финансовых мероприятий, способных обеспечить снижение энергозатрат на объектах ЖКХ; социально приемлемый и экономически обоснованный уровень тарифов; поддержка за счет бюджета малообеспеченных слоев населения. Перебои с предоставлением услуг по тепло-, водо-, и электроснабжению населения, по нашему мнению, следует рассматривать как нарушение прав человека на жилье, жизнь и здоровье. «Русское единство» готово предоставить ряд разработок по программе реформирования ЖКХ, которые народные депутаты от Крыма могут предложить для рассмотрения Парламенту Украины.
Сергей Аксенов
Справка: До 1998 года Симферополь был «первым среди равных» городов полуострова. В соответствии со ст. 8 Конституции АРК Симферополю определен статус столицы автономии. Столица дает почти треть налоговых поступлений в бюджет Крыма. Налогоплательщики города обеспечивают около половины всего сводного республиканского бюджета в торговле и общественном питании, транспорте, связи, строительстве. Треть всех инвестиций в автономии приходится на Симферополь. В прошлом году товарооборот на одного человека здесь в два раза превысил общекрымский показатель. Каждый третий квадратный метр жилья в Крыму строится в Симферополе. Грузооборот автомобильным транспортом составляет половину всех крымских перевозок. Кроме того, в Симферополе в 2009 году была одна из самых высоких среднемесячных зарплат – 1908 гривен. По этому показателю столица уступает только Черноморскому району (там средняя зарплата составляет 2215 гривен).