Олег Слюсаренко
Аграрный сектор – сельское хозяйство – в экономике любой страны занимает особое место. Уровень развития сельского хозяйства во многом определяет уровень экономического развития и безопасности страны.
В рыночных условиях развитие сельского хозяйства требует разработки аграрной и продовольственной политики государства, предусматривающей государственное регулирование в отрасли и в сфере ценообразования на продукцию сельскохозяйственного производства.
Без государственного участия невозможно решить задачи, связанные с развитием современного сельского хозяйства, агропромышленного комплекса в целом, содержанием социальной инфраструктуры села.
К сожалению, аграрные реформы на Украине, как, впрочем, и в России, с начала 90-х гг. проводились импульсивно, хаотично, при отсутствии комплексного подхода, на «авось»...
Реформы, начатые в начале 90-х гг. на селе, до сих пор не обеспечили Украине решения главной задачи – создания условий, при которых бы развивалось высокопроизводительное, конкурентоспособное сельскохозяйственное производство.
Возникший диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов (техники и горючего) привел к уменьшению оборотных средств и во многом лишил крестьян возможности вести эффективное расширенное воспроизводство.
Больно ударил по селу и образовавшийся с распадом СССР разрыв хозяйственных связей. Во многих случаях это привело к монополизации перерабатывающих предприятий и, как следствие, – к удорожанию их услуг для сельского хозяйства.
Одной из причин деградации сельскохозяйственного производства явилось значительное сокращение государственной поддержки селу. Не менее пагубно на развитии сельского хозяйства отразилось неэффективное использование бюджетных средств.
Государство возлагало большие надежды на развитие фермерских хозяйств, но они не оправдались. У фермеров не было необходимых средств для развития и отсутствовал необходимый рынок сбыта готовой продукции. В этих условиях государство предпочло закупать дешевую импортную продукцию, нежели поддерживать отечественного сельхозпроизводителя.
До сих пор зарплата работников сельского хозяйства остается самой низкой из всех отраслей украинской экономики. Плохие условия жизни на селе привели к сокращению сельскохозяйственного производства и «отмиранию» многих сёл.
Состояние сельского хозяйства Украины и Крыма по уровню техники и технологий отстает от передовых стран на 20 – 30 лет. Только три процента наших сельскохозяйственных угодий обрабатываются по технологиям сберегающего земледелия. Потери урожая достигают 20 %. Удельные затраты электроэнергии в аграрном секторе у нас в несколько раз выше, чем в западных странах.
Сегодня, поставив вопрос о подъёме экономики села, мы должны понимать, что право на преференции от государства должны иметь хозяйства с реальными перспективами развития. Требуется адресный подход, так как денег на поддержку всех сельхозпроизводителей в любом случае не хватит.
Должна существовать эффективная государственная политика регулирования цен.
Стабильным хозяйствам нужны не столько прямые дотации, сколько последовательная ценовая политика и доступные, долгосрочные кредиты, чтобы развивать и модернизировать производство.
К этому можно добавить, что кроме кредитов и господдержки молочным фермам нужны еще и настоящие хозяева. В противном случае наше сельское хозяйство еще долго будет оставаться убыточным.
Если будут действовать только рыночные силы, то уровень доходов сельского населения будет существенно ниже, чем в городе.
Во многих странах с рыночной экономикой сельскохозяйственные товары не подлежат сбору налога на добавочную стоимость, что существенно укрепляет возможности национального сельхозпроизводителя.
Важнейшей проблемой в развитии рыночных отношений является вопрос о землевладении и землепользовании. Государственное регулирование земельных отношений должно быть направлено на более эффективное использование и сохранность сельскохозяйственных угодий. Государство должно взять на себя затраты на землеустроительные и мелиоративные работы.
Важным направлением развития села является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
В этой связи важнейшей задачей является расширение доступа для крестьян на рынки – без посредников-перекупщиков. И здесь без поддержки правоохранительных органов ситуацию не исправить. Не секрет, что сегодня на рынках господствуют полукриминальные группировки посредников.
Необходимо стимулировать развитие кредитной кооперации, лизинга, производств по переработке сельскохозяйственной продукции.
При поддержке государства необходимо укреплять материальную базу крупных сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Подводя итоги можно выделить главный вывод: украинские политики не устают заявлять о приоритетном значении сельского хозяйства для экономики Украины. Однако, следует подчеркнуть, что все эти заявления воплощаются весьма и весьма скромно.
Во многом это происходит потому, что само украинское государство никогда не имело ясного плана своего развития, в том числе в аграрной сфере.
Но положение на селе необходимо решительно менять.
Не возродив село, мы не сможем поднять экономику страны в целом.
Олег СЛЮСАРЕНКО
Депутат Верховного Совета Автономной Республики Крым,
член Совета Всекрымского движения «Русское единство»