12 октября в Симферополе состоялась
международная конференция «Статус Крыма и международно-правовой опыт автономии», организованная украинским филиалом Института стран СНГ. Политику Партии регионов и перспективы федерализации Украины оценивает один из участников конференции – депутат Госдумы, директор Института стран СНГ
Константин Затулин:
– Мы проводили эту конференцию не только потому, что сейчас на Украине идет предвыборная кампания, и поэтому все, что обсуждается, так или иначе попадает в фокус общественного внимания. Но еще и в силу того обстоятельства, что деятельность правительства Джарты в Крыму, который, прикрываясь ссылками на президента Януковича, начинает вызывать все большее беспокойство за статус автономии, полномочия Крыма и за демократию в целом на полуострове.
Крым – это вообще очень сложный субъект на Украине. Она ведь является унитарным государством, а любой автономии существовать в унитарном государстве достаточно непросто. С тех пор, как к власти пришел человек, который прежде никоим образом не был знаком с крымской спецификой, возникло впечатление, что под его руководством готовится монополизация власти в Крыму, а сама крымская автономия теряет автономные черты и превращается просто в придаток местного правительства, которое всерьез не зависит от депутатского корпуса.
Участники конференции стремились воздерживаться от политизации этого форума или от высказывания своих предвыборных предпочтений. Тем не менее, очевидно, что России не безразлична судьба автономии Крыма в целом и судьба тех политических сил, которые на протяжении многих лет борются за права русскоязычного населения и права Крыма на Украине. В этом смысле мы хотели бы поддержать не только Партию регионов, но и такие силы, как «Русское единство», партию «Союз», компартию Крыма, а также тех участников политической жизни на полуострове, которые в предшествующий период боролись с режимом Ющенко и сделали возможным реинкарнацию Партии регионов, возвращение Виктора Януковича в большую политику.
Мы убеждены, что наряду с возвращением президенту полномочий, которые сегодня перераспределяются в его пользу в силу отмены политреформы 2004 года, должна также происходить федерализация Украины. Конечно, это – глубоко внутренний вопрос Украины, но когда дело касается именно Крыма, считать этот вопрос исключительно внутренним сложно. По крайней мере, не на бумаге, а по существу Российская Федерация является гарантом крымской автономии, и само ее наличие является историческим компромиссом между Россией и Украиной по крымскому вопросу. Мы отказались от претензий на Крым, но не хотели бы выглядеть предателями по отношению к крупнейшему русскоязычному анклаву за пределами России. Если усилиями неумных администраторов здесь пытаются протащить все те же решения, которые не удалось протащить в предшествующий период правления Ющенко (скажем, о единственном государственном языке), то в таком случае у нас есть основания для беспокойства.
Грядущие выборы на Украине являются местными, так что ситуация в разных регионах страны с представителями Партии регионов разная. Например, у меня нет оснований упрекать луганскую или запорожскую организацию Партии регионов в части небрежения к правам русскоязычного населения. Они как боролись за них в предшествующий период, так и продолжают это делать сейчас. Именно выходцы из этих регионов отстаивают в парламенте ту версию политического курса «регионалов», которая учитывает интересы русскоязычного населения. А вот если речь идет о какой-нибудь львовской организации Партии регионов, руководители которой славят Бандеру и бегают на мессы в униатскую церковь, то здесь у меня такой уверенности уже нет.
12.10.2010, АР Крым, Симферополь