Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Сентябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Показать весь год


19.10.2010 Сергей Цеков: Мы поняли — пришло время создавать настоящую политическую cилу

Русское движение в Крыму возникло на Украине не сразу: старейшая организация Русская община Крыма 24 октября отмечает свое всего лишь семнадцатилетие. На этой же неделе Верховный Совет автономии проведет свое последнее заседание в нынешнем своем составе — 31 октября, как известно, гражданский долг позовет нас к избирательным урнам. Вот вам и два повода для того, чтобы встретиться с вице-спикером Верховного Совета Крыма, председателем Русской общины Крыма Сергеем Цековым, который сейчас является еще и сопредседателем движения «Русское Единство».
Он один из немногих крымских политиков, который знает, как на самом деле воссоздавалась автономия, как проходил референдум, как узаконивались его результаты в ВС Крыма, как принимались многие законы по Крыму в Верховной Раде Украины. Вот с того самого начала и началась наша беседа.

— На протяжении многих лет вы слышите, что в 1994 — 1995 мы потеряли полномочия, которых в Крыму было очень много. На самом деле не было в эти годы никаких полномочий у Крыма! Потому что любые договоры о разделении полномочий между центром и регионом — это обоюдный документ: Киев должен быть согласен с основным законом, который принимается в Крыму. Я хочу лишний раз напомнить, что Киев никогда не признавал Конституцию Крыма от 6 мая 1992-го года, точно так же не признавал сентябрьскую конституцию 1992-го года и другие решения. Никогда не вводился в действие закон о разграничении полномочий между органами власти Крыма и Украины, потому что там была норма о том, что этот закон начинает действовать только при полном приведении законодательства Крыма в соответствии с законодательством Украины. А на тот период процедура приведения в соответствие была очень сложной и непонятной.

— В политику вы пришли в 1990 году. У многих тогда была каша в голове — но вы с самого начала выбрали свой путь: стали развивать русское движение. Как вы поняли, что это ваше?

— У меня воспитание соответствующее: я всегда чувствовал себя русским человеком. Вначале работал хирургом, серьезно с политикой не сталкивался. Когда на волне перестройки был избран депутатом Украины, приехал в Киев — только тогда увидел, что существует огромная разница между жизнью в Крыму и той, которой живут люди в Киеве. Особенно в киевских органах власти. Если для меня вопросы сохранения Союза, нашей отечественной истории, русского языка, русской культуры были очевидны и неоспоримы, то в Киеве были совсем иные ценности. Мало того, на то, на чем я был воспитан, широким фронтом шло наступление.
И меня это страшно возмутило, ошеломило — хотя бы потому, что я помнил и всегда буду помнить, как нас передали из состава России в состав Украины; история, которую я изучал, доказывала, что Киев — это столица русского государства и что русская нация формировалась на территории Украины. Естественно, я начал этому сопротивляться.

— И как это выглядело?

— Тогда была перестройка — нам рассказали, что пришло время говорить правду, высказывать свою позицию, защищать свои принципы. И я с первого дня и начал это делать. До сих пор горжусь, что был одним из трех депутатов, которые не проголосовали за Декларацию о государственном суверенитете 1990 года. Когда я увидел, что этот документ уничтожает русский язык, русскую культуру, разрушает Советский Союз, наши исторические и духовные основы — естественно, я посчитал, что надо проголосовать против этого.

— А как вы обрастали союзниками?
— Вначале нас было двое единомышленников из 22 депутатов ВР Украины, избранных от Крыма, — я и Владимир Терехов. Вот мы вдвоем и голосовали против декларации. Потом мы с ним подружились, он оказал на меня серьезное влияние: он исключительно русский человек, очень хорошо знает историю, его русскость была такая… выкристаллизированная. После познакомился с теми, кто выступал против разрушения Советского Союза, за восстановление автономии, за референдум.
 
— В Русской общине Крыма вы отмечаете семнадцатилетие. Как вы дошли до мысли создать организацию?

— В тот период активно действовало Республиканское движение Крыма, была сформирована РПК (Республиканская партия Крыма), но мы чувствовали, что для многих членов РПК на первом месте оказалась власть, вхождение в нее, использование ее в каких-то не очень понятных нам, в том числе личных, целях. В основном, конечно, говорились правильные вещи: укрепить полномочия Крыма, сделать Крым более самостоятельным, речь вообще шла чуть ли не о независимости Крыма.
Но там было много и случайных людей. Поэтому мы пришли к выводу, что надо создавать организацию не партийную, а общественную, которая могла бы собрать в свои ряды представителей разных политических взглядов, для которых жизненно важно, чтобы русский язык и русская культура в Крыму чувствовали себя вольно, защищено. На том этапе я хотел, чтобы она называлась Российская община Крыма, но Владимир Павлович (Терехов) настоял на другом названии — Русская община Крыма. И как оказалось, это было правильным решением. Название соответствует сути организации, которой сегодня исполняется 17 лет.

— За эти годы вы не пожалели, что создали именно общественную организацию?

— Никогда не жалел! Если бы это была какая-то партийная структура, она, мне кажется, уже бы давно распалась. А общественная организация никогда не распадется. Было у нас сначала много случайных людей: крикливых, скандальных, конъюнктурных. Но эти крикуны ушли, остались истинные, преданные, настоящие.

— В любом случае вы не просто общественный деятель — вы политик. Чего вам удалось как политику добиться? Что вы себе ставите в заслугу за эти 17 лет?

— Самая большая моя заслуга — это последовательность и идейность. Да, я делал ошибки в своей политической молодости, считаю, из-за неопытности, романтизма, это ошибки 94-95 года. Хотя мы тогда были просто обречены на поражение — при любом стечении обстоятельств и при любом моем поведении. Причина нашего поражения в том, что нас не поддержала Россия. Мало того, она даже с нами боролась — об этом мало кто знает, но это факт. Ельцину давали рекомендации не как нам помогать, а как с нами бороться — «с крымскими сепаратистами, которые желают возродить Советский Союз, которые ссорят Украину с Россией», вот такая вот была аргументация.
Ошибки были, но я всегда был человеком идейным, последовательным, неконъюнктурным, и этим горжусь. Даже взять ситуацию этого года: если бы я был конъюнктурным, то остался бы в Партии регионов и сейчас был бы в проходной части на выборах и, по всей видимости, занял соответствующее положение в новом составе ВС Крыма. Но, поскольку, появились разногласия в вопросах защиты прав русских и русскокультурных людей, придания русскому языку статуса государственного я этого не сделал.

— Считаете ли вы своей ошибкой, что на прошлых выборах примкнули к ним?

— Нет, не считаю. То, что мы поддержали в 2004 году Януковича, было правильным решением. Оно соответствовало нашим идеологическим взглядам. Мы поддержали его и в 2005 году, создали блок «За Януковича!», вместе пошли на выборы в ВС в 2006 году. Это все было правильно, кто бы что ни говорил. И на последних выборах, в 2010 году, мы поддержали Януковича. Иногда я слышу: вот, мол, мы вас предупреждали! А, простите, за кого голосовать было? За Тимошенко или за Тигипко? Нет, те решения были правильными.
Точно так же правильным было решение разойтись с Партией регионов летом прошлого года: для этого созрели объективные предпосылки, возникли устойчивые противоречия между нашими идейными воззрениями и действиями прежнего руководства Крымской республиканской организации Партии регионов. И это касается не только вопросов, связанных с русским языком. До какого-то периода, например, мы молчали про все безобразия, которые происходят в Симферополе в земельных вопросах — но наступил момент, когда стало абсолютно понятно, что терпеть это невозможно. И мы поняли: пришло время создавать свою, настоящую политическую силу.

— Вы поставили своей главной целью защиту русских людей. За эти 17 лет вы к ней приблизились?

— Я бы сказал так: если бы не мы, то сегодня Крым разговаривал бы на украинском языке, все делопроизводство в значительной степени было бы на мове, и в Крыму все складывалось бы так же, как сейчас сложилось в Донецке, Запорожье…
Цель не приблизилась — она отдалилась. Но благодаря нам в Крыму сохранилось образование на русском языке в подавляющем большинстве школ. Только благодаря нам тема сохранения всего русского является преобладающей в Крыму, только мы не допускаем насильственного перевода школ с русского на украинский, только благодаря нам в Крыму отмечаются по-настоящему русские праздники: Переяславская рада, 19 апреля — День принятия Крыма в Россию, 6 июня — День защиты русского языка. Кстати, мы об этом объявили 15 лет назад, а теперь даже ООН признает это как день русского языка. 12 июня отмечаем День России, добились, чтобы в Крыму проводили День памяти воинов, павших в Крымскую войну. Мне кажется, что русскость сохраняется в Крыму в значительной мере благодаря именно нашей работе.

— Сергей Павлович, вы были депутатом почти всех созывов Верховного Совета Крыма. Вы же должны были понять, что сил у вас всегда было мало…

— Да, мы никогда не были в большинстве во власти. Да, был блок «Россия», в 94-95 годы. Но это была революция, масса случайных людей. Здесь не только в количестве дело: люди, даже если их мало, должны быть преданы идее, умные, при этом конструктивные, спокойные, умеющие вести серьезную дискуссию, грамотно отстаивать свои принципы. К сожалению, у нас долгое время был период криков, копания в родословной — кто больше русский, а кто меньше. Ведь все понимают: неважно, какой ты национальности, главное, чтобы ты был патриотом. Среди наших, крымских, руководителей, русских по национальности легко обнаружить украинизаторов почище, чем с Западной Украины.

— Именно это заставило вас подумать о создании «Русского Единства»?

— Я уже давно пришел к выводу, что даже если мы будем иметь большинство в органах власти, но при этом у нас не будет поддержки народа, то мы не сможем эффективно защитить свои языковые и культурные права: решать можно многое, но реальные рычаги власти у Киева: Киеву подчиняется милиция, прокуратура, банки, телеграф и пр. Ну вот приняли мы постановление о том, что русский язык должен использоваться во всех сферах жизни в автономии — ну и что? Прошло пять месяцев, и разве прокуратура перешла на русский язык? Или милиция? Или указатели дорожные поменяли? То есть, понимаете, должна сложиться ситуация востребованности массового русскокультурного движения, должен быть массовый протест против беспредела и бесправия, которые мы сейчас наблюдаем по отношению к Крыму и крымчанам.

— Но массового протеста так и нет. Почему?

— Менталитет у нас такой. Мы так воспитаны, не привыкли к массовому протесту, как в той же Европе — у них по любому поводу демонстрации, митинги… Но из ничего массового движения все равно не возникнет: нужна серьезная организация со своей структурой, лидерами, идеей. Я точно знаю, что большинство крымчан нас поддерживает — осталось эту поддержку конвертировать в умение влиять на власть, в авторитет лидеров, наконец. Нужна оргструктура: местные организации, ячейки, которые проводили бы такую организационную, воспитательную, идеологическую разъяснительную работу.
 
— Это должна сделать партия?

— Вовсе не обязательно: это может сделать и общественная организация, а партия — инструмент общественной организации. В работе любой идейной политической силы должно быть две составляющие: общественное направление и партийное. Общественное — это мобилизация людей, может, даже разных политических взглядов с единой целью. А партия — это инструмент вхождения во власть. То есть, должно быть единство власти и народа.
Мы должны иметь поддержку на Украине, в Российской Федерации, в международном сообществе. Все, что мы требуем, не является незаконным — это то, что в обществе признано: право на образование и воспитание на родном языке; это право, которое задекларировано в мировом сообществе. На Украине не должно быть ущемления прав человека по языковому признаку, не должно быть насильственной украинизации. Значит, нам надо апеллировать к мировому сообществу, доказывая, что это все недопустимо.

— Что, кстати, великолепно получается у меджлиса.

— Получалось, я бы так сказал. Меджлис из идейной силы превратился в силу конъюнктурно-коммерческую. Все-таки возобладали в их жизни интересы личного порядка, поэтому сейчас у него большие проблемы.
Но продолжим. Возникает период, когда четко ощущаешь, что твоя идейность наталкивается на какую-то преграду. Ты видишь, что нет расширения деятельности организации. Идея создания своей партии появилась давно, года три назад: мы поняли, что нам нужна серьезная консолидация с другими русскими организациями Крыма, даже с теми, небольшими, которые нас постоянно ругают.
Признаюсь, внутри Русской общины были большие споры, сомнения, дискуссии. Я же настаивал: нам надо забыть все раздоры и договариваться с чистого листа. Ведь чтобы достичь успеха в общественной деятельности, нужно иметь идею, команду и ресурсы. Идея у нас правильная, все за ней пойдут. Команда у нас была — правда, состояла она сплошь из гуманитариев. Были и деньги, правда, очень небольшие, не позволяющие развиваться. Конечно, можно было и дальше так потихоньку себе существовать, не развиваясь и оправдывая себя в своих глазах, что у тебя то одного нет, то другого.
Но мы решили иначе: пошли на серьезное сближение с другими русскими организациями и их лидерами, с русскокультурной молодежью, у которой тогда не было никакой организации. Шаги навстречу сделал Сергей Аксенов со своей командой. Так родилось сначала движение «Русское Единство», а затем и партия с одноименным названием. К сожалению, мы не успели перед выборами до конца развернуться и в полной мере заявить о себе на весь Крым, доказать, что мы настоящие.
 
— Выборы случились раньше, чем…
 
— …чем мы сумели к ним подготовиться. Процесс объединения — весьма нелегкий, очень трудно учесть интересы разных людей, групп, лидеров. Мы привыкли работать в Русской общине Крыма, но уровень задач, которые мы выполняли, нас же уже не удовлетворял. Нужно было всерьез заняться социально-экономическим блоком, появилось понимание необходимости властных рычагов. Были люди, которые сопротивлялись новому, были и уходы, и весьма громкие, из Русской общины, с обвинениями и разочарованием.
Но пока время показывает, что мы были правы в своем выборе.

— Чем конкретно партия «Русское Единство» сможет вам помочь в вашей долгой дороге к вашей цели?

— Знаете, вот есть партия «Русское Единство», есть движение «Русское Единство», есть Русская община Крыма. Такое триединство и должно сработать. Русская община Крыма многое принесла с собой в общую копилку: у нас обширные международные связи, большой опыт, довольно неплохо выстроена структура в регионах. Партия нам дала свежую кровь, новые инструменты, новую команду. То, что мы не могли сделать только общиной, мы сделаем вместе с партией и движением, это очевидно. Главное во всем этом — сохранить то, что является первым пунктом нашей деятельности: идейность, преданность нашей идее в защите прав русских и русскокультурных крымчан.
 
Наталья Гаврилева,
«Крымское эхо»
 

Прочитано раз: 4956



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX