Кирилл Губа
Симферополь, удачно названный «воротами Крыма» и «городом у солнечных гор», имеет своеобразную и интересную архитектуру, о двух образцах которой и пойдет наш сегодняшний рассказ. Вообще стоит сказать, что архитектурный облик «города-собирателя» сложился в процессе активного освоения Крыма Российской Империей после его присоединения. Русская знать, купцы и правительство возводили здесь многочисленные муниципальные сооружения, строили доходные дома и роскошные особняки для проживания, остановок по дороге к морю. Свой гигантский вклад в архитектуру Симферополя сделала и советская эпоха. Именно ее детищами являются два импозантных сооружения, четко выделяющиеся на архитектурном фоне города – это железнодорожный вокзал и кинотеатр «Симферополь».
Наше внимание к этим архитектурными сооружениям повышает и тот любопытный факт, что очень схожие строения имеются в России – железнодорожный вокзал в г. Сочи и кинотеатр «Звезда» в Твери. Часто эти вокзалы и кинотеатры называют близнецами, но это не совсем так. Если внимательнее приглядеться, то в элементах их архитектуры можно увидеть и отличия. А причина схожести названных сооружений в Крыму и городах современной России вполне простая – их проектировали одни и те же архитекторы. Так, железнодорожные вокзалы Симферополя и Сочи строились по проектам Алексея Душкина, а кинотеатры «Симферополь» и «Звезда» возводил, по имеющимся данным, В.П. Калмыков.
Крым начинается с симферопольского вокзала
Железнодорожный вокзал по праву считается «визитной карточкой» города Симферополя. По сути, он – первый объект, который предстает перед взором большинства туристов на их пути к южнобережным курортам, вызывая восхищение. Вокзал этот был построен после окончания Великой Отечественной войны, потому как старое здание вокзала взорвали при своем отступлении немецко-фашистские войска. За работу по возведению вокзала взялся уже упомянутый советский архитектор Алексей Душкин, один из основателей сталинского архитектурного типа. Как уже было сказано, именно он руководил и строительством железнодорожного вокзала в г. Сочи, имевшего большое сходство с симферопольским. Строительство симферопольского вокзала было завершено в 1951 году в характерном для послевоенного периода «стиле триумф», а уже в следующем году был сдан в эксплуатацию и вокзал города Сочи. Главным строительным материалом для симферопольского вокзала послужил инкерманский камень-известняк, из которого когда-то строили знаменитый Ливадийский дворец. Эстетически здание от этого значительно выиграло. Кстати, при строительстве вокзала в Сочи тоже использовали местные строительные материалы, в частности песчаник, гранит и мрамор. В целом на строительство здания железнодорожного вокзала Симферополя было затрачено 8 миллионов 559 тысяч 375 рублей. Причем нужно учитывать, что советский рубль котировался намного выше, чем современный российский рубль или украинская гривна. Кстати, в строительстве вокзала Симферополя помимо обычных советских рабочих участвовали и немецкие военнопленные. Специалисты определяют архитектурный стиль железнодорожного вокзала Симферополя как итальянский, что объясняется наличием двух галерей, симметрии, арок и внутреннего дворика с фонтаном. В сочинском вокзале, в отличие от Симферополя, целых три внутренних дворика, в которых стоят статуи и фонтаны.
Кстати, вначале архитектор планировал накрыть этот внутренний дворик симферопольского ж/д-вокзала прозрачной крышей. Но по какой-то причине ему не удалось реализовать этот замысел. На крыше здания вокзала находится постройка в стиле античного храма.
Высота башни с часами, которую симферопольская молодежь часто в шутку называет «Биг Бэном», составляет 42 метра. Башня вокзала в Сочи на 14 метров превосходит в высоте своего симферопольского «побратима» и достигает вместе со звездой на шпиле 55 метров. Кроме того, что служит украшением всей вокзальной композиции вокзала, башня выполняет и другую функцию – скрывает внутри себя водонапорные насосы, качающие воду из артезианской скважины, находящейся под ней. Шпиль башни увенчан красной пятиконечной звездой – символом героических побед советских времен. Циферблат часов вокзалов двух городов окаймлен знаками зодиака.
Реставрация здания симферопольского вокзала была проведена в 1999 году. Практически в это же время – в 1997-1998 г., прошли реставрационные работы и реконструкция вокзала г. Сочи, которую осуществили две турецкие фирмы, едва не умыкнувшие из России бесценный механизм башенных часов.
К слову, архитектор Душкин «удостоился» порицаний со стороны советских властей за излишний объем спроектированных им зданий и значительные расходы на их строительство. По некоторым данным, из-за этого он несколько лет провел в сталинских лагерях.
Кинотеатр-теска
Еще одним заслуживающим нашего внимания объектом симферопольской архитектуры является здание кинотеатра, названного в честь нашего города. Без сомнения, это выдающийся плод труда людей, живших в то сложное военное и послевоенное время в нашем городе.
Как уже говорилось выше, «Симферополь» тоже имеет поразительное сходство с одним сооружением в России – кинотеатром «Звезда» в городе Тверь. Кинотеатр имени крымской столицы – симметричное трехэтажное здание, стоящее на перекрестке проспекта Кирова и улицы Ленина. План строительства кинотеатра «Симферополь» предложили еще в 1937 году московские архитекторы, а тем временем тверской кинотеатр уже был возведен на правом берегу р. Волга по проекту архитектора В.П. Калмыкова. Кстати, на месте кинотеатра «Звезда» в Твери раньше располагался домик императора Петра I, в котором тот останавливался по дороге через Тверь.
В строении симферопольского здания принимал активное участие известный симферопольский архитектор Борис Исаев, только окончивший Ленинградский градостроительный институт в 1937 году. Он внес коррективы в предложенный москвичами план будущего строения. Строительные работы планировалось завершить в 1939 году, но этого не было осуществлено. Во время немецкой оккупации немцы использовали здание как гараж. Как и старый железнодорожный вокзал Симферополя, кинотеатр пострадал в ходе войны. В 1944 году в него попала бомба и нанесла сооружению значительный ущерб. После окончания войны начались работы по восстановлению кинотеатра.
Своей формой здание кинотеатра похоже на бинокль. В нем два зрительных зала (голубой и розовый) на 400 мест каждый, находившиеся на втором этаже, а также малый зал на первом этаже. В итоге, первый кинофильм в нем показали 1 апреля 1956 года. В тверском кинотеатре тоже были кинозалы, первоначально названные также по цветам их отделки: синий и зеленый. Это были здания в стиле позднего конструктивизма. Показательно, что с момента завершения строительства в 1950-х гг. до сегодняшнего дня в кинотеатре ни разу не было проведено капитального ремонта внутри здания. Иная участь постигла тверскую «Звезду», в начале 2000-х годов она претерпела ремонт и модернизацию.
Показательна и разница в современном использовании зданий «кинотеатров-близнецов». Сейчас кинотеатр «Симферополь» не работает, в нем проходят только всевозможные выставки-ярмарки одежды, обуви и пр. В отличие от «Симферополя», тверская «Звезда» была оборудована современной техникой для показа фильмов и на сегодняшний день продолжает успешно работать в том качестве, в каком ее видели создатели в далеком 1937-м году.
Мысли вслух
Сегодня, думаю, каждый симферополец, проезжающий мимо «Дома кино» надеется, что столичные власти вот-вот обратят внимание на «визитную карточку» города и начнут ее использовать по назначению, а не в качестве торгового павильона. Что же касается железнодорожного вокзала, наверное, каждый настоящий симферополец гордится наличием такого прекрасного сооружения. А уж если порядка и этичности на привокзальной автостоянке прибавится – то вообще шикарно станет. Хотя возможно эти таксисты, навязчиво предлагающие свои услуги сбитым с толку туристам – это и есть элемент того самого крымского южного колорита, без которого Крым – не Крым, а Симферополь – не его ворота у солнечных гор.
Кирилл Губа
Фото 1. Ж/д-вокзал Симферополя
Фото 2. Ж/д-вокзал Сочи
Фото 3. Кинотеатр «Симферополь»
Фото 4. Кинотеатр «Звезда»