Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Показать весь год


19.01.2012 Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Протоиерей Александр Кравченко
 
После мрака ночи не сразу наступает светлый день, но прежде заря своими лучами пробуждает природу. И в духовной природе также прежде появления светлого христианского дня, до прихода Солнца Правды Христа Бога нашего, как заря, явился Предтеча Господень Иоанн, чтобы пробудить человеческие сердца, подготовить их к приятию Солнца Истины.
Первым словом, которое прорезало, как молния глубокую тьму человеческой жизни было: «Покайтесь». И, как Утешение, зазвучали следующие радостные слова: «Приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2). Услышав глас Иоанна, люди спрашивали, что им делать? Сам вид пророка, его бледное лицо, длинные волосы, вид постника, пребывавшего в Заиорданской пустыне и одевавшегося в верблюжью шкуру производил впечатление. Горящий взор проникал в сердца слушающих, слова потрясали. Иоанн говорил людям, чтобы они творили добрые дела, оказывали милосердие нуждающимся, не клеветали. Многие слушавшие вдохновенного пророка принимали от него крещение, входя в Иордан. И колыхалась река от множества входящих в её струи. Иоанн говорил, что его крещение имеет подготовительное значение, что следом за ним будет спасительное крещение, что Идущий за ним «будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Мф. 3,11). Иоанн поучал людей о скором приходе Агнца Божия, подготавливая их духовные очи к зрению великого спасительного дня. И когда учил Иоанн народ, в это время по зеленеющей Иорданской долине к нему шёл Иисус аз Галилеи. Затрепетал пророк, смолкла его речь, вглядывался Иоанн в дивного Путника. Господь подошёл и стал просить пророка, чтобы тот крестил Его. Вновь затрепетала душа проповедника покаяния, Предтечи Христа, и говорил он: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3,14). Господь сказал в ответ: «Надлежит нам исполнить всякую правду»(Мф. 3,15). Пророк повинуется и вводит Христа в Иордан. Затрепетали Иорданские струи, омываясь от безгрешного тела Мессии, получая Святость, дивилось небо и радовались Ангелы, видавшие, как освящается вод естество, отверзлись небеса, и слышен был голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Мф. 3,17). И Святой Дух сходил на Иисуса в виде голубя, свидетельствуя Его Богосыновство и исполняя Его силою на предстоящее великое служение человеческому роду. Что совершалось в это время в душе Христа? Какая чудная беседа безмолвно протекала между сердцем Иисуса и Богом-Отцом? Пророчества древних пророков свидетельствуют, что говорил Господь о исполнении воли Божией, посольстве в мир, посвящении на служение человеческому роду.
Дивился Иоанн и народ, видя это необычайное крещение. Мы недостойны созерцания этого таинства, необходима особая духовная жизнь, чтобы прозреть невидимое, но мы вспоминаем своё спасительное крещение, когда и над нами также раскрывалось небо, и Отец Небесный признал нас за своих детей, и Дух Святой также во время нашего крещения освящал нас, когда мы входили в этот мир. Мы не видели невидимых знаков знаков милосердия и Божественной любви, но они возлагались на нас. Видимый знак этого возложения крещенский крест, который и теперь возлежит на нашей груди. Крест, возлагаемый при крещении, служит постоянным напоминанием о том, что мы дети Божии. Это дивное знамя нашего спасения, которое мы должны почитать, как знак особого благоволения Господа. Много и других знаков полагались на нас во время святого крещения, как знак усыновления и послушания: мы причастны к великой силе Божией, сочетаясь нравственно с Господом. Наше крещение напоминает постоянно и о необходимом пребывании нашем в кротости и милосердии.
С высоких гор ручьи текут в долины и они, орошаясь, цветут различными цветами, приносят плоды деревья, зеленеют благоуханными травами, а высокие и надмевающиеся горы обнажены, не имеют растительности. Так и сердца кроткие и смиренные орошаются ручьями благодати Божией, а с надменных сердец всё скатывается вниз. Не орошает благодать гордецов, кичащихся надмением своим. Поэтому и призывает нас всех Предтеча Господень Иоанн покаянием, в смирении уготовать путь Христу в нашей душе. Сегодня Церковь приглашает во смирении и кротости ощутить радость Богоявления, Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Праздник Крещения Господня является и Богоявлением. При крещении Христа произошло явление Пресвятой Троицы и торжественное явление Божества Иисуса, Вступившего в Своё открытое служение ради искупления мира. Это двунадесятый праздник. В постановлениях апостольских и толкованиях отцов Церкви объяснено название праздника Крещением и Богоявлением Господа. Святой Иоанн Златоуст говорил: «Не в тот день, в который родился Спаситель, следует называть явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Своё он сделался известен, но через крещение. Поэтому Богоявлением называется не день, в который Христос родился, а тот, в который Он крестился». Блаженный Иероним Стридонский сообщает: «В рождении Своём Сын Божий явился миру сокровенно, но в крещении Он явился совершенно».
В первые три века христианства, когда гонение обрушилось на Церковь и стесняло свободу богослужения, в некоторых восточных церквях праздник Крещения Спасителя соединялся с праздником Рождества Христова.
После Пасхи, Воскресения Христова праздник Крещения, Богоявления Господня древнейший и торжественнейший праздник Православной Церкви. Начало его в апостольском веке. Климент Александрийский во II веке говорит о праздновании Крещения Господня и ночном служении перед днём этого праздника. Замечательные поучения, произнесённые на Крещение, оставили нам священномученик Ипполит и Григорий Неокесарийский (III век), Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин (IV век). Отцы Церкви – Анатолий Константинопольский (V век), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII век), Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин, Герман Константинопольский (VIII век), Иосиф Студит, Феофан и Византий написали песнопения, которые Церковь воспевает по сей день на праздник Крещения.
Канун или навечерие праздника Крещения называется ещё сочельником. В этот день полагается «сочиво обварено или кутия с медом». Совершаются в крещенский сочельник царские часы и Литургия. В навечерие Богоявления (18 января), также как и в сам день Крещения, совершается великое освящение воды. Водоосвящение, совершаемое накануне и в день Крещения называется великим в связи с особой торжественностью обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя, в котором Церковь видит первообраз таинственного омовения грехов и действительное освящение воды, благодаря погружению в её естество воплотившегося Бога. В молитве водоосвящения священник просит Господа, чтобы «вси почерпающие и причащающиеся воды имели её к очищению душ и телес, к исцелению страстей, к освящению домов и ко всякой пользе изрядной».Освященная вода называется великой агиасмой – святыней. Священнослужители обычно в навечерие и сам праздник (18 и 19 января) входят в дома христиан, окропляя их святой водой. Святой Иоанн Златоуст так говорит о ней: «И ныне знамение благодатной силы Богоявленской воды бывает явственной, не растлевающееся вод оных естеству (не портящихся) со временем».
Канун праздника Крещения – день постный. Перед принятием пищи следует испить глоток святой воды.
В тропаре (краткой песни празднику) поёт Церковь: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
Русский перевод этого песнопения звучит так: «Господи, когда Ты крестился в Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троицы: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя (видимо) подтверждал истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе».
В кондаке (священная песнь, выражающая кратко суть праздника) поётся: «Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси, и явился еси, Свет неприступный».
В русском переводе: «Ныне, Ты Господи, явился вселенной и свет Твой озарил нас, с разумением воспевающих Тебя: Ты пришёл и явился, свет недоступный».
Пропоём же в день Крещения Господня величание Христу: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившегося от Иоанна в водах Иорданских».
 
Протоиерей Александр КРАВЧЕНКО, магистр богословия
http://www.otechestvo.org.ua/main/20071/1901.htm

 

Прочитано раз: 4978



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX