20 июня депутаты Верховного Совета Украины, неожиданно для всех и прежде всего — для подавляющего большинства крымчан «подарили» государству Украина в целом и Автономной Республике Крым, в частности, «троянского коня». А именно – приняли в первом чтении проект Закона Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку». Внесённый депутатом-нунсовцем Мустафой Джемилевым, данный проект, как следует из пояснительной записки, направлен на упорядочение государственной политики в сфере восстановления прав «лиц, депортированных по национальному признаку».
Но, вчитываясь в статьи проекта закона, к принятию которого подводит Украину глава нелегального меджлиса, начинаешь понимать, что речь идет не об упорядочении соответствующей политики, а о серьёзном её изменении. Не о сглаживании межнациональных противоречий, а об их углублении.
О чем идёт речь?
Во-первых, принимая этот закон, украинское государство, образно говоря, «посыпает голову пеплом» и фактически признаёт, что системной государственной политики в сфере «восстановления прав депортированных лиц» на Украине до сих пор не было. Не было Закона Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», не было Государственной программы по возвращению и обустройству депортированных граждан с многолетними многомиллионными затратами из государственного бюджета, не было такого потребителя денег налогоплательщиков (наших с вами, уважаемые сограждане, денег), как Рескомнац и т.д. Во всяком случае, Украине предлагается начать всё «с чистого листа».
Словом, вместо того, чтобы прописать в законе, что Украина уже в значительной мере выполнила обязательства по возвращению и обустройству спецпереселённых граждан, авторы и сторонники принятия данного проекта определяют, что Украина только встала на этот путь. Естественно, платить за выкуп жилья, возвращение иного «майна» и предоставление всевозможных льгот потомкам спецпереселённых лиц будем мы с вами, уважаемые друзья.
В частности, законопроектом вводится понятие «компенсации» как «возмещения депортированному лицу материального ущерба, причиненного вследствие депортации», которое распространяется, в том числе, и на членов семьи депортированного лица (детей, внуков и т.д.). Причем, демагогические формулировки законопроекта, внесённого господином Джемилевым, можно трактовать очень широко. Например, формулировки статьи 6-й проекта можно понимать, ни больше, ни меньше, как гарантии закрепления за каждым ребёнком и каждым внуком спецпереселённого лица права на получение бесплатного жилья, построенного или приобретенного за счет бюджетных средств. Т.е, речь идет не об одном доме, который делится на всех наследников, а о праве каждого из наследников на отдельное жилье за государственный счет. В рамках «отдельного квартирного учета».
Есть много других далеко идущих статей, связанных с так называемой компенсацией. Одновременно на Украину накладывается жесткое обязательство по возврату спецпереселённым сталинским режимом (да еще и с территории РСФСР, в состав которой входила тогда Крымская АССР) лицам утраченного имущества, либо по возмещению стоимости и т.д.
Много сюрпризов несёт в себе уже почти подаренный нам «троянский конь» и в этнополитическом плане. Законопроект М. Джемилева написан под определённую этническую группу и направлен на утверждение её привилегированного положения в Крыму и на Украине в целом. Более того, в нём есть понятие «крымскотатарский народ», которого нет в Конституции Украины. Каков будет следующий законопроект господина Джемилева? Проект закона о признании за «крымскотатарским народом» права на самоопределение в Крыму?
В проекте М. Джемилева есть много других одиозных статей, выполнение которых связано с нарушением прав большинства населения Крыма. В частности, не понятен механизм реализации положения о том, что «государство обеспечивает право депортированных лиц на возвращение исторических названий населенных пунктов, которые были переименованы во времена СССР в связи с осуществленными депортациями». Понятно, что реализация данного положения «сверху», без учета мнения граждан, проживающих в данных населённых пунктах, в нарушение уже действующего законодательства, сведет на нет права других этнических групп, проживающих в Крыму. Поэтому решать подобные вопросы нужно только на основе референдума.
Однако, судя по высказываниям в сессионном зале союзников М. Джемилева из фракции Ю. Тимошенко, никаких референдумов ни крымскотатарские, ни украинские националисты проводить не собираются. «Кроме татар, никто не может в Крыму хозяйствовать... Русские приехали туда и начали садить картошку вместо того, чтобы делать то, что татары веками делали», – цинично заявил бютовец Владимир Яворивский.
Интересно узнать, какой смысл вкладывает пан Яворивский во фразу «веками делали», что он имеет в виду? Возможно, имеется в виду сбор дани с русских земель в различных формах? Если речь идёт об этом «традиционном» виде деятельности татар Крыма, то они и сегодня могут в нём преуспеть — в случае, если будет принят Закон Украины «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку».
Игорь Евтюшкин