Олесь Бузина В первые дни нового года, когда Украина в очередной раз обсуждала животрепещущий вопрос хорошим или плохим человеком был Степан Бандера, наивно полагая, что к этому бурчанью в желудке прислушивается весь мир,
Владимир Путин предоставил российское гражданство
Жерару Депардье. Гром и молния среди хмурого январского неба! И над Кремлем, и над Елисейским дворцом. То, чего никто не ожидал. Ну, можно было предположить, что Российская Федерация в очередной раз затеет газовую войну с Европой. Или, что Владимир Владимирович, полетав на дельтаплане, решит вместе с альпинистами вскарабкаться на Эверест. Или, на худой конец, отправит «научную» экспедицию в Сирию. Нет! Ужасный Путин выбрал самое коварное, что только можно придумать – похитил у Франции ее национальный символ, главное сокровище ее современной культуры, выдающегося актера, винодела и скандалиста Жерара Депардье. В общем, то, что мы наивно принимаем за французский национальный характер – экспортный образ, который скупые лягушатники, считающие каждое евро, пытаются впарить миру – мол, все мы не торгаши, а мушкетеры!
Особенно смешно, что спецоперация по похищению Депардье произведена ровно через двести лет после изгнания Наполеона из России. Тогда под Новый 1813 год в ресторацию прусского городишки Гумбиннен, где пьянствовала компания французских офицеров, ввалился заросший бородой до ушей бомжара. Когда офицеры хотели выбросить его на улицу, бедняга завопил: «Господа, разве вы не узнаете меня? Я – арьергард Великой армии! Я – маршал Ней!». Вшей на лучшем маршале Наполеона было больше, чем солдат в наполеоновском воинстве, полгода назад отправившемся в поход на Москву. Увы, так часто и заканчиваются гениальные планы. Даже рожденные лучшими умами в Париже.
Ныне великие державы не выясняют споры между собой с помощью оружия. Ядерный удар убивает всех – в том числе и того, кто его нанес. Оккупация чужой страны опустошает бюджет, а не приносит выгоды. Победа над примерно равноценным противником всегда пиррова. Две мировые войны научили Европу это понимать. Теперь меряются победами футбольных сборных, количеством медалей на олимпиадах, полнотой государственной казны и индексами инвестиционной привлекательности. А потом троллят друг друга – точно так же, как делают это какие-нибудь «ники» в интернете. С той только разницей, что «ники» – анонимные хлопальщики, частенько нанятые для психологической поддержки, а Владимир Путин и Франсуа Олланд, который останется в истории, как «тот президент, от которого сбежал Депардье», – люди с именами более, чем известными. Почему и обмен подколками между ними становится событием международного масштаба.
Не секрет, что Британия и Франция поддерживают так называемую «российскую оппозицию». До недавнего времени Кремль отвечал тем, что стебал в «Мультличностях» предшественника Олланда – Саркози, изображая его стирающим пеленки папашей, и британскую королеву Елизавету, заставляя ее распевать комические куплеты. Но теперь этого показалось мало. «Мультличности» не смотрят в Лондоне и Париже. Зато сообщение, что Жерар Депардье эмигрировал в Россию, скрываясь от 75-процентного удушающего налога на доходы свыше миллиона евро, прочтут все. Особенно, когда в Европе Рождественские каникулы и полное отсутствие других информационных поводов. Путин знал не только куда бить, но и КОГДА!
Сила этого удара перекрыла все, чем гадил Евросоюз президенту России со времен Болотной площади. Еврообывателю можно хоть до светопреставления объяснять, кто такие Навальный, Удальцов и прочие примкнувшие к ним лица – все равно не поймут. И физиономии их не полюбят. А объяснение, кто такая Ксюша Собчак – «известная российская интеллектуалка, которая сначала показывала за деньги трусы, а теперь одела очки» -- только отвращает потребителя в Париже от светлого образа московского «креативного класса». Европу трусами даже с очками не удивишь. Там такого добра на каждом порносайте.
А вот, кто такой Жерар Депардье, объяснять не надо. Потому что кино – по-прежнему важнейшее из искусств. Это тот самый всемирно известный дядька, который играл в «Астериксе и Обеликсе». А еще – в «Вателе» и миллионе других фильмов. И если такой парень перебирается вместе со своими капиталами в Россию, значит, мировой финансовый центр вместе с ним тоже переезжает туда. Французский обыватель мыслит просто. Точно так же, как и украинский или молдавский. Обыватель везде одинаков. Он привык верить знаковым личностям. Перетянуть их на свою сторону – значит, выиграть в информационной войне.
Пикантности ситуации добавляет еще и то, что в недавние оранжевые времена с Депардье пытался дружить Виктор Ющенко. И даже хотел снять его в роли Тараса Бульбы. Депардье с Ющенко выпил, но кино так и не получилось. Политически покойный ныне Виктор Андреевич брался всегда за тысячу дел, но довел до конца только одно из них – свою усадьбу в Безрадичах. «Бульбу» снял великий россиянин украинского происхождения Бортко с выдающимся украинцем Богданом Ступкой в главной роли. Причем, в России. На той же кинофабрике, где Владимир Путин на днях запустил новый сериал «Жерар Депардье бежит под защиту Кремля от преследований французского президента».
А что касается Бандеры, то можно спорить о нем до бесконечности. Проблема только в том, что Бандерас все равно будет известнее, а к дискуссиям этим в Европе в полуха прислушаются разве что поляки – милая, глубоко симпатичная мне, но, увы, ничего не решающая нация.