Валерий Плотников
Одним из условий экономического возрождения Республики Крым является введение особого режима хозяйствования. За годы нахождения Крыма в составе Украины накопилось множество проблем, связанных с изношенностью инфраструктуры, устарелостью производственной базы, высокой безработицей, недостаточным социальным обеспечением пенсионеров, инвалидов и детей, слабой собираемостью налогов.
Решение этих вопросов требует наведения законного порядка и государственного финансирования. В целях развития экономики региона, а также снижения нагрузки на федеральный бюджет в Государственной Думе России разрабатывается закон о специальной экономической зоне «Республика Крым».
По имеющейся информации за основу этого закона депутаты планируют взять уже работающий Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2006 г. об Особой экономической зоне в Калининградской области. Этот закон успешно работает, позитивно влияет на развитие экономики области.
Вместе с тем для эффективной работы СЭЗ сегодня недостаточно применения мер исключительно связанных с установлением особого таможенного режима, порядка налогообложения и валютного контроля. В настоящее время нужно использовать уникальный шанс работы «с чистого листа». Республика Крым может стать территорией, на которой есть возможность отработать принципиально новые финансово-экономические и социальные условия для последующего внедрения в других регионах России.
Давайте вспомним, например, методику проведения экономических реформ А.Н. Косыгина. Одной из непременных составных частей таких реформ было проведение регионального экономического эксперимента. Эксперимента, с использованием которого правительство пыталось изменить к лучшему модель функционирования советской экономики. То, что эта реформа была свернута, не говорит о том, что такие попытки не нужно делать. Вот об этом и статья.
По определению, особая, свободная или специальная экономическая зона это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
СЭЗ «Республика Крым» будет несколько отличаться от СЭЗ, уже существующих. Во-первых, значительной площадью, охватывающей целый регион – АР Крым. Во-вторых, по своему типу СЭЗ «Республика Крым» может стать экспериментально-внедренческой.
Цели создания СЭЗ, которая включает всю территорию АР Крым, следующие:
- Экономическое развитие региона.
- Развитие социальной сферы республики.
- Создание и экспериментальная проверка модели социально-экономического развития регионов РФ с учётом природно-экономических условий, а также социальных и культурно-этнических особенностей населения территории.
- Выработка направлений государственной политики социально-экономического развития России на базе реализации специальных экономико-правовых условий в СЭЗ «Республика Крым».
Для выполнения этих целей нужно решить ряд задач по каждому направлению.
По первой цели, предусматривающей экономическое развитие региона. Для этого рассчитываются величины льгот по налогам, таможенным сборам и пошлинам, с тем, чтобы наряду с экономическим развитием региона поступления в бюджет государства, по крайней мере, не снижались.
Однако без существенных реформаций в правовой системе государства, организующей социальное и экономическое функционирование региона, деятельность СЭЗ будет малоуспешной. Реформирование экономико-правовой и социальной системы должно быть проведено комплексно с учётом достижений современной науки, а также уже существующих практических наработок в мире.
В первую очередь это касается нахождения правового решения таких острых проблем как преодоление коррупции и создание благоприятных условий для работы предприятий и предпринимателей региона.
Важной задачей обеспечения успешности проекта является также учреждение особых условий функционирования финансово-кредитных учреждений. Таких условий, которые сделали бы региональные банки заинтересованными в развитии производства.
В СЭЗ должна быть создана соответствующая правовая и организационная среда для привлечение прямых отечественных и иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг. В первую очередь это касается простых, ясных и выгодных организационно-правовых форм инвестиционного сотрудничества с иностранным капиталом, а также обеспечения достаточных гарантий защиты иностранных и отечественных инвестиций.
На предприятиях СЭЗ должна проходить апробация новых методов менеджмента и организации труда, повышающих фондоотдачу и производительность труда.
Для увеличения эффективности использования объектов инфраструктуры, природных и трудовых ресурсов региона в рамках проекта СЭЗ, предусмотреть создание государственного консорциума с участием частного капитала.
Инновационный фактор развития региона будет реализовываться при создании фонда поддержки перспективных организационных и научно-технических разработок.
Для обеспечения свободного доступа к новым технологиям в области сельскохозяйственного, промышленного производства и услуг в СЭЗ создаётся информационный банк технологий.
Работа СЭЗ «Республика Крым» позволит создать условия для подъёма экономики Федерации в целом. Основания для таких ожиданий следующие. Экономика Республики Крым станет примером для развития региональной экономики РФ за счёт улучшения инвестиционного климата, ускорения инновационного развития и решения социальных вопросов.
По своему типу СЭЗ будет комплексной с признаками государственного экономического эксперимента (сельскохозяйственная, промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, портовая, зона свободной торговли)
Недостаточное и однобокое развитие малого и среднего бизнеса, сведение его в основном к торговле, снижает темпы развития регионов и государства в целом, создаёт многие социальные и экономические проблемы. Присутствие спекулятивной составляющей в работе торговых предприятий, а также многочисленных посредников при прохождении товара от производителя до потребителя, значительно влияет на рост цен для населения на товары народного потребления
При существующем порядке налогообложения предприятия, производящие продукцию, не могут составить экономическую конкуренцию предприятиям торгово-закупочным. Норма прибыли производственных предприятий значительно ниже, чем у предприятий торгово-закупочных. Это объясняется тем, что для обеспечения производства товаров необходимы дополнительные затраты на приобретение и разработку земли, строительство зданий и сооружений, закупку машин и оборудования. Тем самым увеличиваются объёмы необоротных активов, что приводит к значительному (по сравнению с коммерческими предприятиями) снижению оборачиваемости денежных средств.
Изменить ситуацию в сторону преимущественного развития бизнеса в сфере производства товаров и переработки сырья, можно при принятии государственного решения об изменении структуры налогов и переходе от налога на прибыль и НДС к единому налогу с продаж. Такое решение сделает невыгодными посреднические перепродажи, и будет стимулировать развитие бизнеса, связанного с производством товаров и переработкой сырья и материалов.
Торгово-закупочные предприятия и предприятия, производящие продукцию, будут иметь равные ставки начисления налога с продаж. При этом несмотря на значительные прямые и накладные затраты на производство производственных предприятий, налоговая нагрузка будет сопоставимой с налоговой нагрузкой торгово-закупочных предприятий за счёт введения ограничения нормы прибыли для торговых предприятий в соответствии с экономическими условиями каждого региона.
Другой мерой, исключающей возможность монопольного сговора торгующих организаций по ценам на товары для потребителей, является государственная политика регулирования цен в соответствии с отраслевыми и региональными экономическими условиями. Для решения ценовых вопросов должна быть создана государственная комиссия по контролю над ценами.
Введение единого налога с продаж в совокупности с ограничением нормы прибыли для торгово-закупочных предприятий и проведением государственной политики регулирования цен, значительно снизит теневую составляющую экономики и оживит интерес к производству товаров и услуг предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе. Торговые операции в подавляющем числе начнут проводиться напрямую от производителя к потребителю. Способствовать прямым продажам поможет повсеместное развитие торговли с использованием возможностей интернет сети при массовой организации интернет магазинов и бирж.
Такое положение остановит перетекание денежных средств от производителя к посреднику, снизит возможности для коррупции чиновников, упростит ведение бухгалтерского учёта на предприятиях и, самое главное, снизит цены на товары для населения, поскольку исчезнут «накрутки» на цену многочисленных посредников.
Ещё одними положительным моментом от такой экономической политики будет рост фондоотдачи предприятий, который в свою очередь будет стимулировать их технологическое развитие. Если при существующей структуре налогообложения налог на прибыль составляет основную часть налоговой нагрузки, то этим самым тормозится рост рентабельности предприятий. Выходит так, что чем больше будет прибыль, тем больше становятся начисления на прибыль. При взимании единого налога с продаж этого не происходит, прибыль находится в общей структуре объёма продаж. Таким образом, предприятия получают дополнительное стимулирование для развития производственных фондов и увеличения их эффективности за счёт внедрения новых технологий.
Основным критерием определения уровня развития производственной базы, в этом случае, становится не показатель производительности труда, а уровень фондоотдачи, что является также фактором, стимулирующим развитие экономики региона.
Организация особых условий работы финансово-кредитных учреждений в СЭЗ «Республика Крым» имеет цель – создание благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Основным финансовым инструментом мобилизации денежных ресурсов банков, сторонних инвесторов и населения, является долевое финансирование – привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Такое положение позволит сделать приоритетным в СЭЗ развитие производства товаров и услуг, при этом производительный сектор начнет создавать сам для себя благоприятный инвестиционный климат.
В этих условиях банки будут иметь возможность работать с предприятиями как через предоставление кредитов с установленной в СЭЗ максимальной процентной ставкой, так и через долевое финансирование.
Участие инвестора в акционерном капитале предприятий позволяет получать вкладчикам более высокий доход от вложения капитала. В то же время долевое финансирование несёт более высокие риски финансовых потерь для инвестора.
Для снижения инвестиционных рисков в СЭЗ должно быть принято страхование инвестиционных вложений, как из республиканского бюджета, так и акционерное страхование. Страхование инвестиционных вложений будет предусматривать специальные процедуры, определяющие механизм оценки проекта, а также деловых качеств клиента.
Решение о предоставлении займа принимается на основе изучения перспектив проекта, предложенного для реализации. Банк может использовать свои права акционера для замены недобросовестных менеджеров предприятия. При необходимости банк отзывает свои средства, а предприятие и его руководство вносится в республиканский реестр данных о недобросовестных физических и юридических лицах. В случае просрочки платежей дело передается в хозяйственный суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму и штраф, оговоренный в контракте.
В СЭЗ «Республика Крым» будет создан республиканский банк развития, для поддержки и продвижения особых условий работы финансово-кредитных учреждений, а также для финансирования экономических и социальных программ Крыма.
В особых экономических условиях СЭЗ правительством АР Крым и администрацией СЭЗ будет поддерживаться деятельность инвестиционных банков, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов.
Стандартные преференции, предоставляемые резидентам особой экономической зоны:
- льготы по налогу на прибыль (снижение ставки налога на прибыль);
- льготы по налогу на имущество и земельному налогу (освобождение от налогов сроком на 5 лет с момента постановки имущества на налоговый учет);
- льготы по налогу на добавленную стоимость;
- таможенные льготы;
- повышенная норма амортизации основных средств (дополнительный коэффициент);
- возможность переноса на текущий налоговый период суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка (без ограничений по размеру такой суммы);
- бюджетные инвестиции в объекты инфраструктуры специальной экономической зоны.
Бесспорно, что материал, содержащийся в статье, требует основательной обработки. Однако задача статьи заключается всё же в другом – в обращении внимания на необходимость использования для развития России регионального экономического эксперимента.
Валерий Плотников