Николай Орлов
18 мая 2014 года крымские татары отмечали скорбную дату - 70-летие депортации. Многие опасались, что нестабильная ситуация на Украине, угрозы лидера «правого сектора» о начале партизанской войны в т.ч. на территории Крыма, круглая дата и выходной день вызовут желание у радикальных элементов организовать в этот день провокации. Однако опасения оказались напрасными, собравшиеся у памятного обелиска в Ялте крымские татары провели мирную акцию. Мирные памятные акции прошли и в других городах и районах Республики Крым.
Представители старшего поколения вспоминали о том, как происходило переселение в Среднюю Азию, благодарили президента России за принятие Указа № 268 от 21 апреля 2014 г. «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Высказывались надежды, что многие вопросы, связанные с обустройством крымских татар, строительства соборной мечети и передачи ряда культовых сооружений татарской общине, теперь будут решаться быстрее.
Однако были и выступления, носящие небесспорный характер, например, содержащие претензии на некий особый статус, или призывы не создавать смешанных браков, чтобы сохраниться как нация. Интересно, что такие заявления в основном звучали со стороны старшего поколения. Молодежь, которая родилась на полуострове, учится в общеобразовательных школах и крымских вузах, более толерантно относится к вопросам межнациональных взаимоотношений. Ведь известно, что молодые люди более открыты для общения, и любая политика изоляционизма и национального эгоизма воспринимается ими, как архаизм. Кроме того, не надо далеко ходить, все мы стали свидетелями, до чего доводит подобная политика на Украине. Следует также отметить, что крымско-татарская молодежь, вопреки некоторым предрассудкам, довольно успешно вливается в крымское общество и становится органичной частью его. И смешанные браки в Крыму далеко не редкость.
В связи с этим, можно сделать несколько выводов: когда у стариков утихнет боль, связанная с депортацией, когда начнут решаться первостепенные вопросы обустройства, когда будет полностью пресечена деятельность радикальных организаций, пытающихся дестабилизировать ситуацию, тогда и наступит межнациональное согласие на полуострове.
В этой связи, в Крыму, как и на остальной территории РФ, полностью должна быть пресечена деятельность радикальной организации Хизб ут-Тахрир и других подобных.
Во-вторых, «меджлис» должен стать зарегистрированной организацией. Однако если его целью будет являться построение на территории Крыма национального государства, и будет проводиться работа для достижения поставленной цели, тогда его деятельность должна быть запрещена.
В-третьих, любые попытки выбить себе особый статус или привилегии по национальному признаку (в т.ч. места в правительстве, на предприятиях или в вузах) должны быть отклонены. Основой для получения указанных мест должны быть исключительно знания, желание работать на благо всех крымчан и профессионализм, а не национальный признак.
И в заключение, в качестве информации для размышления и для понимания логики действий «Меджлиса» следует привести некоторые главы из «Декларации о национальном суверенитете крымских татар», принятой на 2 курултае в июне 1991 годаhttp://kro-krim.narod.ru/LITERAT/TATARI/tatdekl.htm:
Курултай крымско-татарского народа
ЗАЯВЛЯЕТ
1. Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение так, как оно изложено в международных правовых актах, признанных мировым сообществом. Политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымско-татарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. К этой цели будет стремиться крымско-татарский народ, используя все средства, предусмотренные международным правом.
2. Отношения между крымскими татарами и национальными и этническими группами, проживающими в Крыму, должны строиться на основе взаимного уважения, признания человеческих и гражданских прав и интересов, должно обеспечиваться строгое соблюдение политических, экономических, культурных, религиозных и иных законных прав всех людей независимо от их этнической принадлежности.
3. Любое противодействие реализации неотъемлемого права крымско-татарского народа на самоопределение на своей национальной территории противоречит положениям Устава ООН и других общепризнанных международных правовых актов, крымская АССР, восстанавливаемая не как национально-территориальное образование, рассматривается как попытка юридического закрепления результатов депортации крымских татар в 1944 году и не признается курултаем в таком виде.
4. Земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, являются основой национального богатства крымско-татарского народа и источником благосостояния всех жителей Крыма. Они не могут использоваться помимо воли и согласия крымско-татарского народа, любые действия, ухудшающие экологическое состояние и искажающие исторический ландшафт Крыма, включая прилегающие акватории Черного и Азовского морен, должны быть прекращены. Вред, наносимый природе и ресурсам Крыма, должен быть возмещен виновными.
5. В случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению целей, провозглашенных Курултаем и настоящей декларацией, Курултай поручает Меджлису добиваться признания за крымско-татарским народом статуса народа, ведущего борьбу за свое национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу.
Как говорится, «без комментариев»…
Николай Орлов,
г. Ялта, Республика Крым