Кто придёт на смену ЖЭКам?
Что меняется во взаимоотношениях жильцов и создаваемых управляющих компаний? Насколько динамично происходит формирование рынка управляющих компаний в Крыму, чтобы у жильцов была реальная возможность выбора? Как поступать, если управляющая компания некачественно выполняет свои обязанности? Что будет с общежитиями бывших предприятий и организаций, которые больше не существуют? На эти и другие вопросы ответил заместитель председателя Комитета Госсовета РК по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Валерий Аксёнов.
- Сегодня происходит смена жэков на управляющие компании. Что это означает для граждан, чем управляющие компании будут отличаться от жэков? Каковы особенности взаимоотношений управляющих компаний и граждан - жильцов домов?
- Жэки будут реорганизованы в муниципальные управляющие предприятия (МУП). Сказать, что их вообще не будет, - неправильно. Теперь они будут называться по-другому. Управляющие компании, имеются в виду частные, точно так же, как и муниципальные, войдут на рынок ЖКХ и будут оказывать такие же виды услуг.
- Вы назвали термин «муниципальное управляющее предприятие». Что это означает для жильца дома?
- Если при Украине было 12 видов коммунальных услуг, которые оказывали жэки, то в России предусмотрено 23 вида услуг.
И в этом заключается коренное отличие. Второе отличие - переход на экономически обоснованный тариф.
- А что такое «экономически обоснованный тариф»?
- На сей день принято решение привести эту стоимость к экономически обоснованной до 2017 года. Но вместе с тем будет расти уровень заработной платы, пенсий и прочих денежных выплат. То есть все категории граждан смогут самостоятельно оплачивать все коммунальные платежи без ущерба для своего семейного бюджета. Сегодня основная проблема в том, что государство не может вовремя погасить разницу между экономически обоснованным тарифом и теми затратами, которые фактически несут коммунальщики. Компенсация разницы в тарифах только на этот год составляет 1,5 миллиарда рублей за счёт федерального бюджета. То есть государство будет доплачивать разницу в тарифе на услуги ЖКК муниципальным и частным управляющим компаниям. Все документы поданы в Министерство строительства и ЖКХ РФ. На нынешний год будет увеличение на 17,3%, на 2016 год - также на 17,3%. Ориентировочно на 2017 год дотаций не будет, поскольку тариф станет экономически обоснованным.
- Что меняется во взаимоотношениях жильцов домов и управляющих компаний по сравнению с тем, что было с жэками?
- Все дома из муниципальной собственности передаются в собственность жильцов. То есть сами жильцы отвечают за состояние дома, в котором он находится. Но они это делают совместно с той управляющей компанией, которую выбрали. Каждый владелец квартиры будет заключать договор с управляющей компанией. Проведено более 70% собраний жильцов по выбору управляющих компаний. Жители домов будут гарантированы в качестве услуг по букве закона. Если предусмотрена по договору уборка подъезда - значит, будут убирать, поскольку жилец платит за это деньги из своего кармана. По российскому законодательству каждый дом должен создать правление дома. Для этого необходимо провести собрание жильцов. Легитимным оно будет считаться по формуле 50% плюс один голос. Но, увы, пока лишь часть домов смогли провести собрания для выбора управляющих компаний. После собрания жители могут определиться - то ли их дом будет обслуживать муниципальное предприятие, то ли это будет частная управляющая компания. Однако в большинстве своём более 60% граждан предпочитают муниципальные компании.
- Насколько динамично происходит формирование рынка управляющих компаний, чтобы у жильцов была реальная возможность выбора?
- Пока рынок формируется главным образом на основе прежних жэков, переформатированных в муниципальные управляющие компании, о которых я уже говорил. Все, кто хотел в дальнейшем работать как управляющие компании, прошли необходимое тестирование, после этого с ними работает лицензионная комиссия. Некоторые бывшие жэки уже получили лицензии. Пока крупные управляющие компании с материковой части России в Крыму не проявили особой активности.
- Но в редакцию нашей газеты обращались читатели, жители домов из Симферополя и сообщали о появлении неких управляющих компаний, условия, выдвигаемые которыми, были, мягко говоря, подозрительными.
- Я всегда говорил, что прежде чем соглашаться на какие-либо условия гигантов - управляющих компаний, внимательно изучите для начала, а есть ли офисное помещение у компании, имеются ли производственные площади, инструменты, специалисты. На материковой части России в переходный период от жэков к управляющим компаниям, увы, было немало фактов мошенничества. То есть, когда управляющая компания собирала с жильцов деньги за коммунальные услуги, при этом поставщикам коммунальных услуг, например, тому же водоканалу, теплокоммунэнерго, деньги не переводились. А затем следовала процедура банкротства, а жильцы, что называется, оставались у разбитого корыта с долгами.
И ещё, чтобы обезопасить себя от возможных мошенников, необходимо поинтересоваться, каков уставный фонд управляющей компании. Чтобы не получилось так, что фирма с уставным капиталом, условно говоря, в 10 тысяч рублей, а дом, который она берёт на обслуживание, собирает в месяц несколько миллионов рублей.
- А если жильцы не смогут сами выбрать управляющую компанию?
- У жильцов есть возможность выбора - либо это муниципальные управляющие компании, либо иные компании, которым они доверяют. Если до 1 мая жильцы не смогут принять решение о выборе управляющей компании, тогда она будет назначаться местными муниципалитетами. Однако - это проведение конкурса, то есть немалые бюджетные затраты.
- К примеру, выбрали жильцы управляющую компанию, заключили договоры, а управляющая компания некачественно выполняет свои обязанности. Как быть в этом случае?
- Жители собирают собрание по формуле 50% плюс один голос, на которое приглашается представитель управляющей компании. Ставится вопрос о том, что либо управляющая компания улучшает свою работу, либо с ней будет расторгнут договор. Затем - снова собрание, для выбора новой управляющей компании. Разница в том, что если раньше не было договоров между жэком и конкретным жильцом, то теперь такие договоры есть, и отношения переходят в юридическую плоскость. То есть, если жилец дома согласно договору требует от управляющей компании обеспечить починку протекающей кровли, значит, управляющая компания должна принять соответствующие меры для решения проблемы. Если же меры не приняты, у жильца есть все основания для расторжения договора. Однако тут есть нюанс. В отношениях между жильцом и управляющей компанией уходит такая составляющая, как местная власть. Чтобы человек неделями не бегал по инстанциям и не писал горы бумаг: «помогите отремонтировать крышу». При наличии прямого договора с управляющей компанией, если она не исполняет своих обязательств, он обязан подать в суд на возмещение морального и физического ущерба. Другой нюанс - договоры с поставщиками коммунальных услуг жители могут заключать напрямую либо делать это через управляющие компании.
- При Украине в Крыму была «больная» тема: проблема общежитий бывших предприятий и организаций. Многие из них «зависли в воздухе». Организации или предприятия давно не стало, а передать их в ведение городских властей никаких не могли.
- Сегодня в Крыму - 429 общежитий. Госсовет РК и Министерство ЖКХ РК проводит работу по оценке состояния общежитий и инвентаризации, чтобы затем передать их в муниципальную собственность. Для того, чтобы жильцы общежитий могли приватизировать своё жильё, муниципальные власти обязаны принять общежития в муниципальную собственность с дальнейшим переводом в разряд жилых домов.
- Сегодня поступает и немало жалоб со стороны населения, что водители маршруток отказываются перевозить льготные категории пассажиров.
- Это потому, что, например, перевозчику не заплатили компенсацию за перевозку льготников, и теперь государство будет делать всё, чтобы устранить этот момент: предоставил услугу - получи за неё деньги в полном объёме.
Алексей Ермолин,
«Крымская правда». – 9 апреля 2015 г.