Валерий Плотников
Сегодня, когда смелый проект строительства моста через пролив начал воплощаться в реальность, наша древняя Керчь помолодела и становится похожей на невесту, примеряющую драгоценное украшение, которое изготавливают для неё искусные мастера. Этот проект окропляет весь наш Крым из сказочного источника известной пушкинской поэмы живой и мёртвой водой. Сначала мёртвой водой, чтобы полуостров, когда-то нахально оторванный от родины недалёким правителем Хрущёвым, вновь стал органически единым с матушкой Россией. Потом живой водой, чтобы окровавленная рана разрыва быстрее зажила.
Но это всё эмоции, которые конечно помогают понять своё место в мире. Нам же сегодня нужно составить представление вразумительное, выверенное расчетами, соотнесённое с многовековым историческим опытом взлётов и падений, расцветов и упадков Керчи. В меру своих сил попробуем это сделать.
Достаточно давно разработан подход к развитию городов, называемый маркетинг территорий. Суть этого подхода, предлагаемого современной экономической наукой и практикой успешных регионов, заключается в том, что город рассматривается как товар, который нужно продавать. Это и есть маркетинг территорий.
Главной задачей маркетинга является эффективное использование существующих, а также создание новых преимуществ для привлечения в город экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей города.
Какие новые преимущества получает Керчь от строительства моста?
Первое, - Керчь вновь, как и ещё в античные времена, становится крупным транспортным узлом. Мост через пролив объединяет экономическое, культурное и социальное пространство Крыма и материковой части России. А это даёт возможность для развития бизнеса связанного с транспортно-логистическими, консалтинговыми услугами, с туризмом, бальнеологией и новым жилищным и промышленным строительством.
Второе, - создание развитой транспортной артерии формирует благоприятные условия для развития практически всех предприятий города. Главное из этих условий – повышение возможностей сбыта промышленной и сельскохозяйственной продукции. Снижение транспортных издержек, в которые входят дополнительные погрузочно-разгрузочные работы, длительный простой в очередях на переправе, высокая цена перевозки грузов на паромах.
Третье, - возможность работы в промышленных и агросоюзах, действующих в других регионах Российской Федерации, предоставляющих возможность содействия во внедрении передовых организационных, технических и агрономических технологий на предприятиях Крыма. Говоря о сельскохозяйственном производстве, мы подразумеваем, необходимость проведения административно-территориальной реформы «Большая Керчь». Проведение такой реформы даст возможность развития Керчи как города -курорта, посредством получения доступа к прекрасным пляжам Чёрного и Азовского морей, а также успешно развивать городские предприятия агропромышленного комплекса. Это, в свою очередь, означает снижение цен на продовольственные товары на рынках Керчи и создание достаточного количества рабочих мест, а также решение социально-экономических проблем населения окрестных сёл.
Четвертое, - Керченский пролив соединяет два моря: Чёрное и Азовское. Керчь располагает четырьмя основными портами: порт «Крым», Морской торговый порт, Рыбный порт и порт Железорудного комбината. Строительство моста позволит увеличить загрузку портов, конечно при соответствующей активной маркетинговой политике и углублении подходных судоходных каналов в проливе, которые в украинские годы практически не чистились. Напомню, что Керченский пролив мелководен, поэтому вдоль него почти на всем его протяжении прорыт Керчь-Еникальский канал, состоящий из четырех колен. Ширина канала 120 м, проектная глубина 9,35 м.
Любому человеку, занимающемуся продажей товаров или услуг, не сложно понять, что маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства определенного продукта, Городской маркетинг должен выявлять и продвигать уникальные свойства города. Речь идет о таких свойствах (мы частично уже о них говорили), которые могут быть полезны для потенциальных «покупателей»:
- предпринимателей (близость рынков сбыта, квалифицированная рабочая сила, благоприятные условия предпринимательства);
- туристов (экзотика, достопримечательности);
- инвесторов (цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи собственности);
- органов местного самоуправления (стимулирование использования собственных ресурсов).
Строительство моста железнодорожного и автомобильного сообщения через Керченский пролив даёт городу уникальный шанс развития, не использовать который мы просто не имеем право. Однако даже одно лишь перечисление открывающихся перед городом потенциальных возможностей подъёма промышленности, сферы услуг, формирования развитой инфраструктуры показывает, что само собой изобилие на керчан не повалит. Здесь необходимо продуманное, долговременное планирование, реформы в управлении городом и работать, работать, работать.
Все те административные и бизнес структуры, которые привлекают внимание к городу потенциальных потребителей (заказчиков продукции и услуг) извне должны стремиться удержать здесь уже присутствующих, в том числе и самих горожан и привлекать новых. К сожалению, в Керчи пока этот приток ограничен вопиющей неразвитостью рекламы города.
Вряд ли можно добиться серьезных успехов, если этот процесс идет стихийно. Чтобы маркетинг территории привел к успеху, – устойчивому росту благополучия, – должен быть разработан план, предусматривающий, по мнению специалистов:
- формирование и улучшение имиджа территории муниципального образования, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
- расширение участия города в реализации международных, государственных и региональных программ;
- привлечение на территорию государственных и иных, внешних по отношению к территории, заказов;
- повышение притягательности вложения и реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;
- стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.
Конечно, прежде чем дело дойдет до плана продвижения региона, нужно понять, что он из себя сегодня представляет? В чем его сильные и слабые стороны? Какие возможности открыты для него, и какие опасности его подстерегают?
Реально определив нынешнюю позицию Керчи, в условиях строительства моста, её сильные и слабые стороны, легче будет поставить цель, определить желаемое место города в будущем. После этого остается выбрать стратегию маркетинга и разработать план продвижения.
Одно из направлений повышения качества планирования – активное привлечение к этому процессу общественности через проведение конкурсов проектов по решению проблем города, организация городских тематических научно-практических конференций по обсуждению путей решения проблем города, а значит и его населения.
Сегодня, к сожалению этого не происходит. Возможно, есть опасения со стороны городских властей услышать критические замечания. Что ж, это может быть неприятно, но всегда чрезвычайно полезно. Выслушаем – исправим, а тут и благодарность от керчан неизбежно появится. В ином случае – застой, отставание и рост критики в экспоненциальных темпах.
Один мой товарищ, искрений патриот Керчи, недавно огорчённо сетовал, что дорога от моста не пойдёт через город. Это, по его мнению, оставит Керчь в стороне, на задворках, опять сделает её тупиком. Отвечая на такой аргумент, нужно в первую очередь напомнить о том, что проектная пропускная способность составляет до 40 тысяч автомобилей в сутки автомобилей с расчётной скоростью движения 120 километров в час. Железная дорога через Керченский пролив обеспечит перевозку от 14 миллионов пассажиров и от 13 миллионов тонн грузов ежегодно. Предполагается, что уже в первый год работы моста здесь будет проходить 47 пар поездов в сутки.
Ну и представляете, что будет в этом случае с экологией города? Нам нужно не пытаться ложиться поперёк дороги, чтобы мимо нас, не дай Бог, не проехали, а постараться стать неотъемлемой частью этого масштабного проекта, имеющего государственное и даже геополитическое значение. Станем полезными для проекта - и проект станет чрезвычайно полезен для нас – керчан!
Валерий Плотников,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма