На 389-м заседании Совета Федерации сенатор
Игорь Чернышёв поставил вопрос о правомерности реализации в торговых сетях страны печатной продукции, карт Российской Федерации, учебной литературы и наглядных пособий, которые по своему содержанию не соответствуют Основному Закону – Конституции Российской Федерации. В приведённом им примере шла речь об отсутствии в указанных изданиях изображения и наименования субъектов Российской Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вошедших в состав России два года назад. Причём эти факты наблюдались не в российской глубинке, а в главном детском универмаге страны – московском «Детском Мире». Председатель Совета Федерации
Валентина Матвиенко поручила урегулировать данный вопрос Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Ситуацию прокомментировал член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков. По словам сенатора, аналогичная ситуация складывается и в других сегментах отечественной экономики и торговли, в числе которых рекламная деятельность ряда известных компаний, в том числе работающих по производству и продаже алкогольной продукции. Он сообщил, что здесь также, как и в первом случае, о котором говорил его коллега сенатор Игорь Чернышёв, допускается искажение Основного Закона страны – Конституции Российской Федерации.
Сергей Цеков привёл пример, как в рекламе пива «Сибирская Корона» в качестве торговой марки также используется карта России без Крыма. Привлечь к какой-либо ответственности таких производителей не представляется возможным, поскольку к государственным символам нашей страны относятся государственный герб, флаг и гимн. Поэтому карта России, георгиевская лента, образы героев Великой Отечественной войны, как и многие другие патриотические символы, не относятся к государственным. Парламентарий пояснил, что использовать их в рекламе законом не запрещено, но очевидно, что бизнес пытается использовать высокую ноту патриотизма для получения дополнительной прибыли. Он пояснил, что если производители алкоголя пытаются объяснить появление российской символики в рекламе своей продукции пропагандой патриотизма, то размещение на банках с пивом карты России без Крыма сразу обнуляет этот маркетинговый ход и свидетельствует о совершенно иных интересах. К тому же, по мнению сенатора, нельзя забывать, что пивные банки и бутылки с российской патриотической символикой, после их использования, утилизируются в мусорные баках и вывозятся на свалку. Сергей Цеков считает, что следы патриотизма в этой ситуации не просматриваются, а методика использования подобных отечественных историко-культурных категорий в целях продвижения определенного товара носит явно неэтичный характер, что является прямым или косвенным нарушением федеральных законов, в числе которых Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О рекламе», «О государственной границе» и др. По мнению сенатора, в этой тематике ещё не до конца отработан механизм правоприменения уже существующих норм федеральных законов, а также неэффективно осуществляется общественно-государственное регулирование морально-нравственной стороны предпринимательства. Он предлагает для решения возникающих проблем создать экспертный совет из представителей отрасли, властных структур и общественных организаций в сфере рекламы, который примет участие в разработке предложений по этическому регулированию рекламной деятельности.
Сергей Цеков выразил готовность войти в состав рабочей группы по нормативно-правовому регулированию рекламной деятельности в Российской Федерации.
Пресс-служба Сергея Цекова, члена Совета Федерации от Республики Крым