Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Показать весь год


20.10.2016 Симферопольской литературно-бардовской мастерской поэтов, писателей и бардов – «Талассе» – 10 лет!

Владимир Грачев
 
Те, кто читал романы и рассказы Александра Степановича Грина, безусловно, знают, что такое «Гель-Гью». И напоминать им о его происхождении нет особой необходимости. Но, наверняка, среди читающих эту статью, найдутся и такие, которым надо напомнить, что Гель-Гью – это один из выдуманных Грином городов его страны, которую впоследствии назовут Гринландией. Города эти – Лисс, Зурбаган и упомянутый выше Гель-Гью постоянно упоминаются писателем-романтиком. Место действия героев романов Грина происходят именно в них. А если учесть, что очертаниями своими Гринландия напоминает Крым, то, соответственно, можно предположить, что прообразами этих вымышленных городов послужили крымские Севастополь, Ялта и Феодосия, а пролив Кассет – Керченский пролив. Многие поколения молодых романтиков зачитывались произведениями Александра Степановича. И неудивительно, что в их число попали не только я, но и мои друзья и знакомые. И сегодня иной раз я вижу, как моя жена, Марина Андреевна, нет-нет, да и усядется с книгой Грина в руках, перечитывая в который раз его бессмертные произведения.
Да, проходят годы – юность уже где-то далеко и тебе уже далеко не тридцать и даже – не сорок. Но всякий раз, перечитывая пожелтевшие страницы романов любимого писателя, ловишь себя на мысли, что почему-то до сих пор веришь, что все лучшее – еще впереди, что ничего еще не закончилось, и продолжение обязательно будет. Наверное, не я один такой, потому как в начале уже ХХI века в городе Симферополе, в подвальчике центра культуры общества «Хайдельберг – Симферополь» появился литературный клуб под названием «Гель-Гью». Интересна и сама история образования этого центра. В 1988-89 годах во время общественной инициативы Движения за мир в Хайдельберге (тогда еще – в Федеративной Республике Германии) у его граждан появилось желание общения с городом-побратимом в Советском Союзе. Советское посольство предложило в качестве такого города Симферополь. И в 1991 году был заключен официальный договор о побратимских отношениях с Симферополем. В состав первой делегации от горсовета Хайдельберга была включена и Магдалена Мельтер, которая с тех пор уже больше двадцати пяти лет является бессменным куратором гуманитарных проектов центра от благотворительного Фонда Манфреда Лаутеншлегера.
Председатель Фонда г. М. Лаутеншлегер поддержал начинание Магдалены еще в далеком 1991 году. Сначала это выражалось в виде гуманитарной помощи бывшим узникам – поставка продуктов питания, одежды, медикаментов. Каждый год Фонд присылал (и продолжает это делать и сегодня) и распределял среди нуждающихся в Симферополе и в Крыму все вышеперечисленное. Сегодня к этому списку добавились компьютерное и медицинское оборудование, учебные пособия, спортивные тренажеры и многое другое. Затем пошли дальше – в Хайдельберге было собрано 100 тысяч марок, и на эту сумму в 2000 году был основан «Хайдельбергский дом в Симферополе» для крымчан-узников, угнанных на принудительные работы в Германию во время Второй мировой войны.
Работа, проводимая сотрудниками «Дома» многовекторна и разнонаправлена. Функционирует «Центр по изучения немецкого языка», общество помощи инвалидам и два общества узников войны. Помощь узникам актуальна как никогда и сегодня. Ведь только в Симферополе их насчитывается около 800 человек.
И все эти годы «мотором» побратимского движения была и остается Магдалена Мельтер – прекрасный человек и организатор всей этой работы, переводчик-лингвист по профессии.
Вот «Дом Хайдельберга» и помогает им как может. И не только им. Через эту организацию в Симферополе поддерживаются детские дома и школы-интернаты. Им оказывается финансовая помощь. А так как Фонд в Хайдельберге учредил стипендии для обучения в старейшем в Европе Хайдельбергском университете (ему исполнилось уже 625 лет!) и поддерживает талантливую молодежь, то и в этом направлении делается очень много. Установились добрые отношения с Крымским федеральным госуниверситетом и его подразделением – Медицинской академией. Ежегодно врачи, преподаватели и студенты обеих стран обмениваются опытом, углубляют знания и повышают свою квалификацию, делегируя для этого своих лучших представителей.
«Дом Хайдельберга» – это два здания в центре Симферополя и благоустроенный, цветущий во все времена года, террасированный участок-сад. Как же все мы – «жители Дома» – любим этот садик. Раньше всех в нем, еще в январе-феврале, расцветают фиалки, примулы и подснежники. Затем появляются весенние цветы – нарциссы и лилии. Летом благоухают розы, петунии и колокольчики, а золотой осенью расцветают флоксы, астры и хризантемы. Стены дворика увиты плющом и лианами. Фруктовые деревья – абрикосы, яблони, сливы, орехи, вишни и виноград дают прохладную тень в любую, даже самую жаркую летнюю пору. А зимой, когда на улицах завывает холодный северный ветер в этом дворике всегда тихо, потому что высокие строения и заборы вокруг уютно укрывают его от непогоды.
В разные годы в работе Дома М. Мельтер помогали в Симферополе очень многие люди. Но сама Магдалена с наибольшим теплом вспоминает Виолетту Тишину и Александра Щехоткина, хотя, я уверен, что список достойных упоминания имен можно было бы продолжить. Тогда же в 2000 году, во время первой реконструкции «Дома Хайдельберга» в его дворике и был обустроен небольшой подвальчик, в котором начала собираться творческая элита города. Неформальный поэтический клуб назвали «Гель-Гью». У истоков его образования в свое время, как я уже писал, стояли такие известные и уважаемые поэты, как Валерий Субботенко, Александр Рудь, Сергей Дружинин, Валерий Гаевский. Подвальное помещение, облицованное «под старину» гранитными плитами, с уютным камином и с массивными деревянными столами и лавками, до сих пор сохраняет память о тех временах, когда в нем собирались интереснейшие и талантливые люди, хранит вещи, ими подаренные. И сегодня все осталось как раньше – портрет Александра Степановича Грина на полочке камина, фотографии, развешенные по стенам, гравюры и керамические вазочки в стенных нишах. Все предметы напоминают об истории места, в котором действительно было хорошо и уютно общаться очень и очень многим интереснейшим поэтам, литераторам и бардам. Но времена менялись – менялись и люди. Как я уже писал выше - почили в бозе В. Субботенко, А. Рудь, трагически погиб С. Дружинин. Валерию Гаевскому – поэту и фантасту и редактору нескольких, организованных им общекрымских литературных журналов – «Предвестие», «Полюс-Крым», «Фанданго», долго удавалось сохранить в клубе первоначальный дух высокой литературы. И хотя нет уже клуба «Гель-Гью», но поэтическая история подвальчика продолжается.
Вот уже 10 лет в том же подвальчике, но в обновленном составе, продолжает собирать литераторов литературно-бардовская мастерская «Таласса». Часто приезжают гости – друзья поэты и барды из других городов Крыма: Евпатории, Бахчисарая, Ялты, Алушты, Керчи. Севастополя, Феодосии. Список тех, кто выступал хоть однажды в подвальчике, огромен. Я назову многих, но далеко не всех. Но особо хочется отдельно вспомнить о старейшей и талантливейшей писательнице и поэтессе Галине Александровне Печаткиной – авторе двенадцати книг прозы и поэзии, которая, несмотря на все трудности своего возраста, находила силы посещать «Таласу» и показывать членам мастерской свои новые произведения. Бывал у нас неоднократно и мой почти полный тезка – великолепный поэт-лирик и путешественник Владимир Тимофеевич Грачев – организовавший издание трех томов уникальной «Поэтической карты Крыма», в которых представлены практически все крымские поэты за весь обозримый исторический период. Частые гости в мастерской художники. Они, конечно, не выставляют в подвальчике свои картины (хотя в клубе «Гель-Гью» и это бывало), но привносят определенный колорит в общение. Мастерская сегодня увенчана прекрасными фотоработами севастопольца - поэта и Президента молодежного фестиваля «Клемент-фест» Константина Свиридова. Бывали у нас и Вячеслав Кель (Бахчисарай), Александр Кокорин (ныне «ушедший», к большой нашей печали), Виктор Бабанин (Лауреат премии Совета Министров АРК, Симферополь), Игорь Шипилин (Лауреат премии АРК, Севастополь) – вот далеко не полный список крымских мастеров кисти, бывающих в мастерской.
Игорь Шипилин не только замечательный художник, но и неплохой бард, хорошо владеющий гитарой. А Виктор Бабанин пишет очень «выпуклые», яркие стихотворения, еще раз подтверждая известное правило: талантливые люди могут проявлять свои способности во многих видах искусства.
Общение с художниками и их работами, как я уже написал, рождает новые стихотворения. И сегодня я могу констатировать факт: физический закон сохранения энергии действует и в литературном процессе. Когда где-то убывает – то где-то и прибавляется. Ничто не исчезает – все только преобразовывается. На примере литетаратурно-бардовской мастерской «Таласса» этот закон подтвердился еще раз. Сегодня списочный состав членов мастерской около 50 человек. Поддерживая сложившиеся традиции, в обновленном составе, но в той же литературной направленности (правда – расширенной и дополненной новыми реалиями) литературно-бардовская мастерская «Таласса» продолжает собирать под сводами подвальчика крымских поэтов и бардов, историков и писателей, просто интереснейших людей, которым есть чем поделиться с другими. В ней царит атмосфера творчества и познания. Как-то незаметно, исподволь, сформировалась своеобразная методика общения. Каждая встреча (а они проходят два раза в месяц – первая и третья пятница с 18.00) начинается обменом организационно-творческой информации – во-первых, что было – какие встречи, чтения, концерты, фестивали или семинары прошли. Те, кто принял в них участие, делятся впечатлениями, рассказывают интересные на их взгляд подробности прошедших событиях. Во-вторых, это информация о том, что будет происходить в ближайшей перспективе. Таким образом, члены мастерской всегда могут сориентироваться в «информационном пространстве» и принять участие или посетить те мероприятия, которые им интересны.
Затем начинается собственно то, ради чего мы там и собираемся – творческий процесс. Чаще всего это презентации авторами новоизданных книг, новых стихотворений и песен, и краткое их обсуждение. Перечислю только некоторых авторов, представивших в мастерской, свои произведения впервые (еще до официальных презентаций перед широкой аудиторией): В. Анфимова – «Labirint», М. Матвеева – «ЭГО-истина» и др., В.Н. Федоров – «Шепот утренних звезд», А. Вакуленко – «Веселое ассорти – и не только…», А.Чеверев – автор сборников ироничных рассказов о буднях прокуратуры и милиции: «Охота на тигров» и «…белую лошадь» и др., В. Шикалович – 4 поэтических сборника: «Полюс света» и др., С. Левантович – «Современная тантра…», Т. Светлицкая – «Мои светлые стихи» и др., А. Мукомилов – «Дитя озона», Н. Зяблова – «Вторая половина лета», А. Бартошин – «Обратная сторона синевы», М. Фитриди – «Ямбическая сила», В. Сотников – «Берег чарующий виден вдали…», С. Ваганов – «Сердечные вариации», Л. Ярмушевич – «Вифлеемская звезда» и др., А. Анк – «Дорогами Алтая». Кроме того, свое творчество в виде отдельного доклада-выступления по изданным книгам представляли поэты: С. Овчаренко (лауреат премии АРК), О. Бондаренко, Т. Дрокина, А. Зенченко-Фарафонтова, Д. Болдин (все из г. Евпатория); Н. Наумова, В. Божедай, Н. Рябийчук (г. Бахчисарай); А. Милодан, К. Вихляев, В. Миронов, В. Уткин (г. Ялта); симферопольцы и крымчане из районов Крыма: В. Килеса (лауреат премии АРК); Г. Скворцова, П. Мангупский, Е. Осминкина, М. Митько, Г. Поленберг, О. Дубинянская (лауреат премии РК), О. Иванова (лауреат премии АРК), Т. Зыкова (лауреат премии АРК), А. Кротко, Л. Сеитов-Османова, О. Широков, Р. Форест, Нузет Умеров – талантливейший поэт и писатель, Заслуженный журналист Украины, член Союза писателей еще СССР(!), ярчайший представитель крымско-татарской творческой интеллигенции, Галина Печаткина – знаменитая и заслуженная крымская писательница и поэт, которую мы никогда не забудем, В. Вильямс – наш критик и великолепный пародист (а вот так, «чтобы мыши не дремали…» – его пародии на творчество отдельных современных крымских поэтов можно прочесть на сайте «poezia.org», рекомендую – очень поучительно!). Отдельного упоминания стоят книги, презентованные историком, Заслуженным работником культуры АРК, В. Н. Гурковичем – «Долой стыд!», и тоже историком В. Зарубиным – «Без победителей», физиком и одновременно знатоком бардовской песни Е. Федоровым – «Беседы о современном естествознании и антропном принципе», а также – два тома (из 4 частей) «Фонда русских пословиц и поговорок» (всего их подготовлено четыре), изданных под редакцией нашего замечательного поэта и писателя В.А. Куликова, являющихся, несомненно, фундаментальной филолого-культурологической работой. Очень интересной стала презентация книги рассказов и стихотворений «Я помню эту жизнь» Б. Марусича. Автор в коротких произведениях ярко описал некоторые истории, непосредственно происходившие с ним в его жизни – морской, северной и, непосредственно, сегодняшней, связанной с Симферополем.
Гостями мастерской бывали и заезжие знаменитости – поэт-лингвист из Москвы Вилли Мельников, киевлянин – поэт и издатель Дмитрий Бураго; путешественник, врач и поэт, проживающий ныне в Коста-Рике – Александр Крутько со своим (и нашим общим) другом – журналистом Алексеем Васильевым, поэт-бард («совесть ДНР») Владимир Скобцов. Показывали здесь свое творчество и члены Симферопольского молодежного поэтического объединения «Мы». Бывали с концертами и севастопольский бард Владимир Губанов, И. Ермолова (бард из г. Саки), и симферопольцы – барды Михаил Нестеров и С. Абрамова. Слушали мы неоднократно и Олега Жваколюка, и Елену Свок – ныне артистку Крымской госфилармонии – замечательную автора-исполнителя, и ансамбль «Союз друзей» из пгт. Молодежное, что под Симферополем. Выступал и презентовал CD-альбомы «Здравствуй, это я!» и «Баксанский рай» автор-бард – организатор туристского дела и песенных августовских встреч в крымском Баксане – Александр Поршнев из с. Межгорье, а также легендарный бард из Зеленогорска – президент фестиваля «Мраморная пещера» памяти севастопольской журналистки Л. Вертяевой (ее программы «Ветер странствий – крымская кругосветка» до сих пор пользуют большим вниманием у зрителей телеканалов) – Виктор Самусь (как жаль, что его уже нет с нами - но остались его песни, книги и светлая память о нем!). Выступал и (ныне феодосиец) знаток творчества В.Высоцкого и лучший, на мой взгляд, исполнитель его песен и стихотворений – Анатолий Тавровский.
Отдельно хочу вспомнить о Наталье Гук, пишущей детские рассказы и легенды и взвалившей на себя тяжелую ношу главного редактора полюбившегося всем журнала-альманаха «Сорок пятый меридиан». Всего вышло 12 номеров этого замечательного альманаха, и в каждом – стихи и проза членов ЛБМ «Таласса» и, конечно, авторов из других городов Крыма. Да, члены мастерской публикуются не только в этом альманахе, но и в других крымских изданиях и газетах (литературных газет в Крыму несколько – в Симферополе «Литературный Крым»- ныне выходит в интернет-версии, в Севастополе – «Литературная газета+курьер культуры Севастополь-Крым», в Евпатории до недавнего времени издавалась газета «Брависсимо»), коллективных сборниках. С Натальей Гук в нелегком деле издания альманаха в качестве редактора участвовал и член мастерской «Таласа» – поэт и общественный деятель Максим Кутяев, внесший в этот процесс свою большую лепту и возглавляющий сегодня «Крымский Культурный клуб» при библиотеке им. Пушкина ЦГСБ для взрослых г. Симферополя.
Да, члены мастерской – поэты и барды Симферополя – частые гости городских и республиканских библиотек, в частности: уже названной городской библиотеки им. А.Пушкина; Республиканской юношеской библиотеки (которую долгие годы возглавляла незабвенная наша Любовь Алексеевна Герасимова – Заслуженный работник культуры Украины, замечательный знаток литературы и поэзии, и, в первую очередь, конечно крымской); Республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Франко. Именно в стенах этих уважаемых учреждений, возглавляемых руководителями, неравнодушными к литературе и поэзии, искренне любящими поэзию, литературу и бардовское искусство, проходит множество встреч с читателями, выступлений авторов и презентаций ими своих новых книг.
А на базе Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина в далеком уже 2008 году был создан клуб «Любителей творчества В.С. Высоцкого», регулярно готовящий поэтическо-бардовские программы и проводящий уже даже фестивали, посвященные поэту-барду. С момента его образования клуб возглавляет Вера Попова, благодаря усилиям которой, а также самым активным членам этого клуба: члену ЛБМ «Таласа», депутату Симферопольского горсовета, поэту и барду В. Ильичеву, члену Русской общины Крыма Е. Шарову, бывшему директору ЦГСБ для взрослых (ныне на пенсии) Татьяне Сегодиной, в какой-то степени и автору этих строк (В. Грачев) и другим членам инициативной группы, а также руководителям городских органов самоуправления Симферополя (в разные годы – Г.А. Бабенко и В.Н. Агеев). По инициативе В. Ильичева, М. Кутяева и других активистов клуба «Любителей творчества В.С. Высоцкого», при активной поддержке руководителя проекта «Аллея российской славы» Михаила Сердюкова (г. Краснодар) и руководства г. Симферополя  удалось установить памятник - бюст «Пушкина ХХ века» – поэта и барда В.С.Высоцкого и назвать сквер его именем.
За последние годы в стенах подвальчика ЛБМ «Таласа» появились новые интереснейшие поэтические личности. Из разбомбленного украинскими националистами в ДНР г. Углегорска приехала Нина Волкова, проявили себя и молодой поэт Ольга Анохина, поэт-трибун А. Акульев, поэт-лирик Н. Мазур, композитор О. Сергеева, барды – Ю. Боднар, А. Апаков, семейный дуэт «Миролюбие» (А. и М. Кедровы), поэт С. Осадчук (переехала из Белгорода), поэты Э. Капнист, Л. Даниэль-Бронте, поэт и артист Ю. Людмилов, поэт Т. Лобжанидзе, студентка филфака и начинающий журналист Н. Якушева, писатель и поэт (тоже переехавший недавно из г. Иваново в Симферополь) В. Смирнов-Шумилов, бард из Одессы, временно проживающий в Крыму – И. Сивак. За эти годы многие члены мастерской становились лауреатами различных самых престижных литературных премий, в т.ч.: Всероссийской им. Н. Гумилева, крымских - Государственной премии Республики Крым, а также - Пушкинской премии, премии им. А. Домбровского, им. Дувана, им. А.Чехова; лауреатами бардовских фестивалей различного уровня – в т.ч. числе и знаменитого Грушинского (2010 г. – трио «Провинция» - руководитель В. Шишкин), Всероссийского фестиваля патриотической песни «Крымская волна», а также многочисленных поэтических фестивалей, проходящих в городах Российской Федерации, Белоруссии и Украины. Ими изданы десятки поэтических и прозаических авторских книг.
Члены ЛБМ «Таласа» - Валерий Ильичев, Максим Кутяев, Тимур Лобжанидзе, Александр Трунов, Владимир Грачев – приняли непосредственное участие в событиях «Крымской весны», привнеся свой вклад в дело воссоединения Крыма с Россией, за что и были награждены высокими крымскими государственными наградами. И сегодня многие поэты и барды продолжают борьбу на «литературном фронте» за воссоединение Великого русского культурного и территориального пространства, словом и делом участвуя в ней. Так, в мае и сентябре этого года в Луганской и Донецкой Народных Республиках с концертами в воинских частях, высших учебных заведениях и библиотеках побывали Игорь Сивак (награжденный, кстати, Союзом ветеранов добровольцев Донбасса серебряным крестом «Доброволец Донбасса»), Константин Свиридов и автор этих строк, приняв участие и в грандиозном фестивале музыки и песни в г. Донецке «Большой Донбасс».
Вот перечень далеко не всех событий, происходивших в нашей творческой мастерской «Таласса» в эти годы. Возникла довольно необычная новая форма слияния творческого сотрудничества поэтов, бардов и творческой интеллигенции (в т.ч. – художников, историков, журналистов) Симферополя, да, пожалуй, и всего Крыма, потому как гостями ЛБМ «Таласса» были лучшие представители бардовско-литературных и научных кругов и практически из всех городов Крыма, городов других субъектов России, а также дальнего и ближнего Зарубежья независимо от принадлежности к разным творческим союзам и объединениям, а также - национальности и вероисповедания! И, даст Бог, литературно-бардовская мастерская «Таласа» просуществует еще долго-долго – чего ей все искренне и желают от всей души!
С Днем рождения, «Таласа»! Живи, твори и радуй мир новыми творческими успехами!
 
Владимир Грачев, поэт-бард, член Союза писателей России, Заслуженный работник культуры Украины, Заслуженный работник культуры Республики Крым, руководитель ЛБМ «Таласа», член Русской общины Крыма.





 

Прочитано раз: 4959



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX