Керченская организация Русской общины Крыма выступила с инициативой разработки Народного задания на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым». Участники проекта ставят своей главной целью донести до Правительства и Госсовета Крыма свои пожелания на проектирование вариантов социально-экономического развития Республики Крым.
Мы верим в будущее Крыма как территории с обновлённой экономикой, передовым производством, привлекательной для массового туризма и эффективных методов оздоровления и лечения. Многое уже делается в Крыму, но ещё больше предстоит сделать.
Мы надеемся, что активное участие крымчан в проекте народного творчества позволит нам донести до руководства Крыма наиболее интересные предложения о путях и методах развития нашей малой родины – Крыма. Приглашаем всех желающих к участию в проекте.
НАРОДНОЕ ЗАДАНИЕ
на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым»
«Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас».
Максимилиан Волошин
В настоящее время экономика Крыма главным образом ориентирована на туристический сезон. И поэтому рекреационное хозяйство является одной из ведущих отраслей республики. Но, кроме того, есть достаточно и других потенциалов полуострова, которые могут приносить и уже приносят значительный доход в бюджет Республики.
Если брать сельское хозяйство, то север Крыма обладает плодородными черноземами, благодаря которым РК экспортирует зерновые. Кроме того, Крым производит рыбные консервы, эфирные масла и ряд другой сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Крым богат нефтяными и газовыми месторождениями.
На территории полуострова находится ряд важных предприятий химической промышленности (ЗАО «Крымский ТИТАН», ОАО «Крымский содовый завод», ПАО «Бром» и др.) Судостроительные и судоремонтные заводы Крыма, уже начали работать, несмотря на недостатки в развитии производственной базы.
Морские порты Крыма (Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория, Ялта) также имеют большие возможности для успешной работы.
Основываясь на рассмотрении существующего экономического потенциала, можно сделать вывод о том, что в перспективе Крым обладает достаточной экономической базой для того, чтобы не быть обузой для федерального бюджета. Более того, Крыму вполне по силам стать регионом донором, как это было в советское время.
На сегодняшний день Крым зависим от электроэнергии, не хватает пресной воды для развития сельского хозяйства, недостаточно производится продуктов питания. Все эти проблемы требуют больших финансовых и материально-технических затрат.
За социально-экономическим развитием Республики Крым сегодня внимательно наблюдают во всём мире. Поэтому успешность становления крымской экономики может рассматриваться как критерий благополучия экономики России в целом.
Социально-экономическое развитие Крыма важно и с военно-стратегической точки зрения как воплощение стратегии России, направленной на усиление позиций в регионе Чёрного и Средиземного морей.
Темпы развития Крыма зависят не столько от количества денег, вложенных в экономику Крыма, но и главным образом от организации экономики региона. Мы считаем что, применив современные представления о кредитно-финансовой организации, инвестиционной политике и инновационном развитии, можно значительно эффективнее использовать имеющиеся природные, производственно-технические и трудовые ресурсы Крыма.
Инициативная группа проекта решила объединить предложения граждан Крыма и всей России с целью передать в правительство и Государственный Совет Республики Крым представления о пути эффективного развития Крыма. Эти предложения будут объединены, обработаны и оформлены в виде народного задания на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым»
В задание на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым» предлагаем включить следующие вопросы (возможны предложения по другим направлениям):
1. Цель создания территории перспективного социально-экономического развития (ТПСЭР) Республика Крым.
2. Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
3. Средства, используемые при решении поставленных задач.
4. Что нужно избежать при создании ТПСЭР.
5. Какие условия необходимы для решения п.4.
6. Правовые основы создания ТПСЭР.
7. Кредитно-финансовая политика на ТПСЭР.
8. Инновационное развитие на ТПСЭР
9. Кадровая политика на ТПСЭР.
10. Инвестиционная политика на ТПСЭР.
11. Технология территориального планирования ТПСЭР.
12. Формирование задания на проектирование ТПСЭР по результатам обобщения целей министерств и ведомств.
13. Прогнозирование результатов работы ТПСЭР.
14. Основные маркеры успешности работы ТПСЭР.
15. Задание на проектирование ТПСЭР как разработка оптимальной модели будущего РК.
16. Основные принципы управления ТПСЭР РК как управления разнонаправленными целями и интересами в ситуации дефицита ресурсов.
17. Главные ресурсы ТПСЭР РК (территориальные, природные, технологические, человеческие, культурные и пр.).
Желающие принять участие в формировании задания на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым» могут связаться с инициативной группой по адресу:
tpserkrym@mail.ru
Руководитель инициативной группы
Плотников Валерий Александрович, директор Центра развития технологий, председатель Керченской организации РОО «Русская община Крыма.
Приложение
Предложения
для формирования народного задания на проектирование территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым»
Предложение 1.
«Внесение изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
Одним из условий экономического возрождения Республики Крым является введение особого режима хозяйствования. За годы нахождения Крыма в составе Украины накопилось множество проблем, связанных с изношенностью инфраструктуры, устарелостью производственной базы, высокой безработицей, недостаточным социальным обеспечением пенсионеров, инвалидов и детей, слабой собираемостью налогов.
Решение этих вопросов требует наведения законного порядка и государственного финансирования. В целях развития экономики региона, а также снижения нагрузки на федеральный бюджет в Государственной Думе России предлагаю внести следующие изменения в условия хозяйствования на территории перспективного социально-экономического развития «Республика Крым».
Для эффективной работы СЭЗ в Крыму сегодня недостаточно применения мер исключительно связанных с установлением особого таможенного режима, порядка налогообложения и валютного контроля. В настоящее время нужно использовать уникальный шанс работы «с чистого листа». Республика Крым может стать территорией, на которой есть возможность отработать принципиально новые кредитно-финансовые, социально--экономические и технологические условия для последующего внедрения в других регионах России.
Давайте вспомним, например, методику проведения экономических реформ А.Н. Косыгина. Одной из непременных составных частей таких реформ было проведение регионального экономического эксперимента. Эксперимента, с использованием которого правительство пыталось изменить к лучшему модель функционирования советской экономики. То, что эта реформа была свернута, не говорит о том, что такие попытки не нужно делать.
По определению, особая, свободная или специальная экономическая зона это ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
СЭЗ «Республика Крым» должна несколько отличаться от СЭЗ, уже существующих в РФ. Во-первых, значительной площадью, охватывающей целый регион – АР Крым. Во-вторых, по своему типу СЭЗ «Республика Крым» может стать экспериментально-внедренческой.
Цели СЭЗ, которая включает всю территорию АР Крым, должны быть следующие:
- Экономическое развитие региона.
- Развитие социальной сферы республики.
- Создание и экспериментальная проверка модели социально-экономического развития регионов РФ с учётом природно-экономических условий, а также социальных и культурно-этнических особенностей населения территории.
- Выработка направлений государственной политики социально-экономического развития России на базе реализации специальных экономико-правовых условий в СЭЗ «Республика Крым».
Для выполнения этих целей нужно решить ряд задач по каждому направлению.
По первой цели, предусматривающей экономическое развитие региона. Для этого традиционно рассчитываются величины льгот по налогам, таможенным сборам и пошлинам, с тем, чтобы наряду с экономическим развитием региона поступления в бюджет государства, по крайней мере, не снижались.
Однако без существенных реформаций в правовой системе, организующей социальное и экономическое функционирование региона, деятельность СЭЗ будет недостаточно успешной. Реформирование экономико-правовой и социальной системы должно быть проведено комплексно с учётом достижений современной науки, а также уже существующих практических наработок в мире.
В первую очередь это касается нахождения правового решения таких острых проблем как преодоление коррупции и создание благоприятных условий для работы предприятий и предпринимателей региона.
В СЭЗ должна быть создана соответствующая правовая и организационная среда для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг. В первую очередь это касается простых, ясных и выгодных организационно-правовых форм инвестиционного сотрудничества с иностранным капиталом, а также обеспечения достаточных гарантий защиты иностранных и отечественных инвестиций.
На предприятиях СЭЗ должна проходить апробация новых методов менеджмента и организации труда, повышающих фондоотдачу и производительность труда.
Для увеличения эффективности использования объектов инфраструктуры, природных и трудовых ресурсов региона в рамках проекта СЭЗ, предусмотреть создание государственного консорциума с участием частного капитала.
Инновационный фактор развития региона будет реализовываться при создании фонда поддержки перспективных организационных и научно-технических разработок.
Для обеспечения свободного доступа к новым технологиям в области сельскохозяйственного, промышленного производства и услуг в СЭЗ создаётся информационный банк технологий.
Работа СЭЗ «Республика Крым» позволит создать условия для подъёма экономики Федерации в целом. Основания для таких ожиданий следующие. Экономика Республики Крым станет примером для развития региональной экономики РФ за счёт улучшения инвестиционного климата, ускорения инновационного развития и решения социальных вопросов.
По своему типу СЭЗ будет комплексной с признаками государственного экономического эксперимента (сельскохозяйственная, промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная, портовая, зона свободной торговли)
Особенности налоговой системы на территории
СЭЗ «Республика Крым»
Недостаточное и однобокое развитие малого и среднего бизнеса, сведение его в основном к торговле, снижает темпы развития регионов и государства в целом, создаёт многие социальные и экономические проблемы. Присутствие спекулятивной составляющей в работе торговых предприятий, а также многочисленных посредников при прохождении товара от производителя до потребителя, значительно влияет на рост цен для населения на товары народного потребления
При существующем порядке налогообложения предприятия, производящие продукцию, не могут составить экономическую конкуренцию предприятиям торгово-закупочным. Норма прибыли производственных предприятий значительно ниже, чем у предприятий торгово-закупочных. Это объясняется тем, что для обеспечения производства товаров необходимы дополнительные затраты на приобретение и разработку земли, строительство зданий и сооружений, закупку машин и оборудования. Тем самым увеличиваются объёмы необоротных активов, что приводит к значительному (по сравнению с коммерческими предприятиями) снижению оборачиваемости денежных средств.
Изменить ситуацию в сторону преимущественного развития бизнеса в сфере производства товаров и переработки сырья, можно при принятии государственного решения об изменении структуры налогов и переходе от налога на прибыль и НДС к единому налогу с продаж. Такое решение сделает невыгодными посреднические перепродажи, и будет стимулировать развитие бизнеса, связанного с производством товаров и переработкой сырья и материалов.
Торгово-закупочные предприятия и предприятия, производящие продукцию, будут иметь равные ставки начисления налога с продаж. При этом несмотря на значительные прямые и накладные затраты на производство производственных предприятий, налоговая нагрузка будет сопоставимой с налоговой нагрузкой торгово-закупочных предприятий за счёт введения ограничения нормы прибыли для торговых предприятий в соответствии с экономическими условиями каждого региона.
Другой мерой, исключающей возможность монопольного сговора торгующих организаций по ценам на товары для потребителей, является государственная политика регулирования ценв соответствии с отраслевыми и региональными экономическими условиями. Для решения ценовых вопросов должна быть создана государственная комиссия по контролю над ценами.
Введение единого налога с продаж в совокупности с ограничением нормы прибыли для торгово-закупочных предприятий и проведением государственной политики регулирования цен, значительно снизит теневую составляющую экономики и оживит интерес к производству товаров и услуг предпринимателей, работающих в малом и среднем бизнесе. Торговые операции в подавляющем числе начнут проводиться напрямую от производителя к потребителю. Способствовать прямым продажам поможет повсеместное развитие торговли с использованием возможностей интернет сети при массовой организации интернет магазинов и бирж.
Такое положение остановит перетекание денежных средств от производителя к посреднику, снизит возможности для коррупции чиновников, упростит ведение бухгалтерского учёта на предприятиях и, самое главное, снизит цены на товары для населения, поскольку исчезнут «накрутки» на цену многочисленных посредников.
Ещё одними положительным моментом от такой экономической политики будет рост фондоотдачи предприятий, который в свою очередь будет стимулировать их технологическое развитие. Если при существующей структуре налогообложения налог на прибыль составляет основную часть налоговой нагрузки, то этим самым тормозится рост рентабельности предприятий. Выходит так, что чем больше будет прибыль, тем больше становятся начисления на прибыль. При взимании единого налога с продаж этого не происходит, прибыль находится в общей структуре объёма продаж. Таким образом, предприятия получают дополнительное стимулирование для развития производственных фондов и увеличения их эффективности за счёт внедрения новых технологий.
Основным критерием определения уровня развития производственной базы, в этом случае, становится не показатель производительности труда, а уровень фондоотдачи, что является также фактором, стимулирующим развитие экономики региона.
Особые условия работы финансово-кредитных учреждений в СЭЗ «Республика Крым»
Организация особых условий работы финансово-кредитных учреждений в СЭЗ «Республика Крым» имеет цель – создание благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Финансовая система, основанная на взимании банковского процента, является одним из главных факторов торможения развития Крыма. недостатки такой системы проявляются в высокой стоимости кредитов и постоянной нехватке кредитных средств для эффективного функционирования как промышленности так и сельскохозяйственного сектора экономики Республики.
Рассмотрим, существует ли возможность, для того чтобы институты финансово-банковской системы Республики стали заинтересованными не в финансовых спекуляциях, но в развитии производства и технологий.
Основным финансовым инструментом мобилизации денежных ресурсов банков, сторонних инвесторов и населения Крыма, должно стать долевое финансирование - привлечение средств за счет участия инвестора в акционерном капитале. Такое положение позволит сделать приоритетным в работе финансово-кредитных учреждений развитие производства товаров и услуг, при этом производительный сектор начнет создавать сам для себя благоприятный инвестиционный климат.
В этих условиях банки будут иметь возможность работать с предприятиями как через предоставление кредитов с установленным ограничением максимальной процентной ставки, так и через долевое финансирование.
Об инвестиционных вкладах населения. Участие инвестора в акционерном капитале предприятий позволяет получать значительно более высокий доход от вложения капитала, чем от вкладов в банках под процент. В то же время долевое финансирование несёт более высокие риски финансовых потерь для инвестора.
Для снижения инвестиционных рисков должно быть принято страхование инвестиционных вложений, как из государственного бюджета, так и акционерное страхование. Страхование инвестиционных вложений будет предусматривать специальные процедуры, определяющие механизм оценки проекта, а также деловых качеств клиента.
Решение о предоставлении займа принимается на основе изучения перспектив проекта, предложенного для реализации. Банк при этом может использовать свои права акционера для замены недобросовестных менеджеров предприятия. При необходимости банк отзывает свои средства, а предприятие и его руководство вносится в реестр данных о недобросовестных физических и юридических лицах. В случае просрочки платежей дело передается в хозяйственный суд, который обязывает клиента выплатить необходимую сумму и штраф, оговоренный в контракте.
Для поддержки и продвижения особых условий работы финансово-кредитных учреждений, а также для финансирования экономических и социальных программ должен создаваться государственный республиканский банк развития. В этих условиях правительство РК должно поддерживать деятельность инвестиционных банков, инвестиционных компаний и паевых инвестиционных фондов.
Плотников В.А., директор Центра развития технологий, председатель Керченской организации РОО «Русская община Крыма,
Предложение 2.
«Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Крым»
Минули бурные события января – марта 2014 года. События, которые прокатились по Крыму и по всей Украине внезапно вздыбившимся бешеным валом. Могучий вал смыл со своего пути всё суетное, сделав незначительным то, что раньше казалось нам главным. Это время запомнится каждому жителю Крыма как время истинно народного настоящего единства. Мы все увидели, какой силой обладает наше единство. Благодаря ему мы победили. Наши биографии становились историей, и история становилась нашей биографией.
Мы навсегда запомним ликующие лица участников крымской делегации в Москве, при подписании декларации о присоединении Крыма к России. В нашей памяти навсегда останутся и с трудом сдерживающиеся от бури чувств, перехватывающих горло, суровые, не привыкшие плакать мужчины, сжавшие кулаки и склонившие голову, чтобы скрыть слёзы радости. Этот день Победы мы приближали как могли!
Республика Крым стала сияющей звездой надежды не только для крымчан, но и для жителей всей России, так горячо поддержавших нас в трудное время. Это означает, что россияне на нас надеются и доверяют прокладывать дорогу к региональной экономической эффективности, к повышению уровня жизни граждан.
Удаваться наши дела будут тогда, когда будут созданы все необходимые условия для устойчивого развития городов и сёл, предприятий и предпринимателей. Условия, при которых труд каждого на своём месте будет результативным и достойно оплачиваемым.
Такие условия могут создаваться только разумными законами. Ясно, что законы и конституция Республики должны соответствовать законодательству Российской Федерации, но в этом правовом поле есть достаточно пространства для рационального законотворчества. Об этом и пойдёт наш разговор, в этом и будет наша надежда.
После неудачного союза Крымской автономии с Украиной у многих из нас, в том числе и у государственных мужей сложилось устойчивое представление о том, что какие бы законы не были приняты, они мало что меняют. Решает предприимчивость, «умение вертеться» и так далее. Строгость законов компенсируется их невыполнением. Каждый закон требует отдельного толкования. Ловкий расторопный юрист всегда найдёт в любом законе лазейку. Вот с такими представлениями мы точно ни к чему хорошему не придём.
Закон, принятый в государстве, не должен требовать дополнительного толкования, как не требует этого закон Архимеда или теорема Пифагора. Если закон в обществе не выполняется, то это не есть закон. В этом заключается главный смысл права.
Таким образом, ключевым вопросом в такой ситуации становится вопрос организации процесса законотворчества. Законотворчество должно быть особо строго регламентировано. Дополнительно к существующей процедуре принятия законов, будет регулироваться правилами и требованиями, которым должны отвечать законы.
Закон есть основа государства. Устойчив закон – устойчиво государство. Поэтому принципы формирования объективных законов обязательно должны быть внесены в Конституцию Республики Крым. Гарантией исполнения законов будет справедливость, нравственная основа и рациональная вывереность выстраиваемых законов.
Другой гарантией исполнения законов станет введение в Конституцию РК принципов законообразования, которые предписывают обязательные основные правила законотворчества, необходимые для создания устойчиво и позитивно работающих на благо общества и не во вред природе законов. Кратко рассмотрим эти принципы.
1. Принцип первичности права жизни, в общем и частном смысле.
2. Принцип направленности на обеспечение комфортных условий жизни человека.
3. Принцип объективности, отсутствия личной, групповой, клановой, классовой, национальной и (или) ведомственной заинтересованности создателей закона.
4. Принцип создания условий, а не директивности.
5. Принцип системности, иерархичности выстраивания законов.
6. Принцип учета многоуровневого действия закона.
7. Принцип соответствия права законам природы.
8. Принцип соблюдения морально-этической основы формирования законов.
9. Принцип учета причинно-следственных связей действия законов.
10. Принцип положительной установки закона на созидание, развитие, а не ограничение, разрушение и наказание.
11. Принцип статичности закона, закон не должен постоянно меняться.
12. Принцип снижения уровня неопределённости правового пространства государства после выхода закона.
Таким образом, в республике будут созданы условия, при которых правит закон, а соответствующие государственные органы, лишь создают законы, исполняют законы и контролируют исполнение законов.
Любой закон, включая и конституцию, не может быть декларативным. Если закон не выполняется, то он не имеет право на существование. Если закон не выполняется, то причина его невыполнения находится в содержании закона. Закон не выполняется – следовательно, в законе не предусмотрены действенные механизмы его исполнения.
Писать в конституции статьи о правах граждан, которые не выполняются и не имеют базы для их выполнения, безнравственно и преступно. Верю, что парламентарии Крыма смогут выполнить свою историческую роль.
Для проведения такой реформы необходимо, в первую очередь, принять отдельный закон либо ввести в Конституцию РК статьи, определяющие принципы законообразования.
Качественный рост уровня принимаемых законов, позволит создать условия для устойчивого развития государства на основе обеспечения эффективности общественного труда.
Для подготовки проектов законов, отвечающих объективным принципам сохранения жизни в широком смысле, а также развития человека, общества и государства, необходимо учредить при парламенте Крыма государственный институт социальных исследований и законотворчества. В этом случае появляется возможность значительно повысить уровень подготовки законов на основе точных расчетов, с учётом данных медицины, социологии, культурологии, экологии и других наук. Закон в этом случае становится фактором, создающим условия функционирования переменных величин образующих государство, а не инструментом в руках чиновника.
Важнейшим из концептуальных признаков устойчивого оптимально развивающегося государства является именно объективность и адекватность законов. Такие законы, соединённые в гармоничную систему, помогут оптимизировать общественные отношения, защитить права каждого человека, поднять эффективность общественного производства и в целом создать условия для энергичного и устойчивого развития государства.
Таким образом, мы предлагаем изменить отношение к формированию законов, которое будет способствовать устойчивому развитию человека через эволюционное обновление государственной системы.
Плотников В.А. директор Центра развития технологий, председатель Керченской организации РОО «Русская община Крыма»