Валерий Плотников
27 августа 2016-го исполнилось 120 лет со дня рождения замечательной артистки театра и кино, остроумной и обаятельной женщины Фаины Георгиевны Раневской.
Фаина Георгиевна терпеть не могла штампы и вычурность в русской речи. Однако штампы иногда весьма полезно использовать, ведь таковым они становится лишь в силу своей очевидности и многократного повторения. То есть штамп, обязательно приобретает свойства народной, но слегка заболтанной мудрости. «Люди – главное наше богатство!». Штамп, но, чем не мудрость? Вот только не всегда, к великому сожалению, мы ею руководствуемся.
Есть в Керчи здание примечательное по своей архитектуре и во многом определяющее облик центра нашего города. На фасаде здания крупными буквами, для непонятливых, написано – «Драматический театр имени А.С. Пушкина».
Теперь давайте пройдёмся по нашей главной улице Ленина В.И. и спросим у керчан: «Кого из известных актёров или актрис, работавших в керченском театре, Вы знаете?» А в ответ - тишина, только лишь слышно будет, как старательно заливаются стоящие вдоль да по улице юные «дарования», считающие себя певцами, ещё и, ожидая, что мы дадим им за это много денег.
Заглядываем в Википедию. Оказывается в Керченском театре в 1915 – 1916 году работала Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фельдман) удостоенная звания Народной артистки СССР (в 1961 году) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году). Вот об этом напишем поподробнее, используя материалы из Сети.
Осенью 1915 года молоденькая Фая подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе антрепренёра мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт, то есть обольстительницы с умением петь и танцевать, за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса.
Позже Раневская вспоминала свой водевильный опыт с обычным юмором: «Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца.
Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «Шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…». После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти со сцены».
Но трудности не ограничивались этим репертуаром: скоро антреприза Лавровской прекратила свое существование, по существу, так и не начав его. Денег актерам не заплатили, так что Раневской даже не на что было вернуться в Москву. Начались ее долгие скитания по городам Крыма, во время которых она, если повезёт, играла в местных недолговечных театриках, но чаще распродавала свой театральный реквизит. Каким- то чудом ее пригласили участвовать в спектакле «Под солнцем юга», на роль мальчика-гимназиста, но и здесь ее ожидал очередной удар: антрепренер сбежал, прихватив с собой все собранные деньги, а продавать, было уже нечего.
Позже, играя спекулянтку в спектакле «Шторм» Билль-Белоцерковского, на вопрос журналистов: «Откуда у вас такое умение торговать?» – Раневская ответила: «У меня был опыт. Начиная с Керчи, Феодосии и Симферополя».
И ещё одно из воспоминаний Фаины Георгиевны о временах работы в Керчи.
Однажды, будучи на прогулке, пред тем как подняться по Большой Митридатской лестнице – популярным местом отдыха гостей и жителей Керчи в конце ХIХ – начале ХХ веков – она решила заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы) с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской. Дальше Фаина Георгиевна рассказывает:
«Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:
– Денег жаль, зато как красиво они улетают!
– Да ведь Вы Раневская! – воскликнул спутник. – Только она могла так сказать!»
В это же время Фая Фельдман выбрала себе сценический псевдоним – решила взять фамилию чеховской героини Раневской. «У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…».
Сделаем небольшое отступление на театральную тему. Когда я писал эту статью, то керченский старожил рассказал мне интересную деталь лихого военного времени. Оказывается, театр в Керчи продолжал работать даже в период оккупации. Первые ряды в театре занимали немецко-фашистские офицеры и смотрели спектакль Гоголя на русском языке.
К чему это я? Да очень хочется сходить в керченский театр на премьеру спектакля из классики, который бы сыграли актёры нашей городской труппы.
Но мы отвлеклись. Весь смысл статьи состоит в том, что мы должны помнить замечательных людей, работавших в нашем городе. Приведу положительные примеры.
В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием Фаины Георгиевны.
В Симферополе в августе 2016 г. установлена мемориальная доска с надписью: «Современными репортерами Фаина Раневская часто называется «одной из величайших русских артисток XX века» и «королевой 2-го плана». По этому адресу, начиная с 1918 г, Фаина Раневская жила 5 лет вместе с семьей собственной наставницы Павлой Вульф».
Выступая на том митинге, известный крымский политик ныне депутат Государственной думы РФ, Геннадий Бахарев сказал, что администрация города готова рассматривать предложения по увековечиванию памяти выдающихся людей, которые творили, работали и просто жили в городе Симферополь.
Было бы замечательно, если бы и в нашем городе, у входа в Керченский драматический театр, была установлена памятная доска в честь Народной актрисы Фаины Георгиевны Раневской.
В завершение нельзя не привести несколько цитат Раневской.
***Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
*** Моё богатство, очевидно, в том, что мне оно не нужно.
***Есть люди, в которых живёт Бог; есть люди, в которых живёт дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
***Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? – Потому что слепых мужчин гораздо меньше, чем умных.
***Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
Валерий Плотников,
Председатель Керченской организации Русской общины Крыма