(ответ на публикацию в газете «Крымская правда» № 45 от 17.03.09 г.)
Два года назад ко мне приехали друзья из Франции ознакомиться с Крымом. Они отдохнули, загорели, объездили весь ЮБК и напоследок поделились своими впечатлениями. Все хорошо природа, горы, море, только портило их настроение грязь и мусор, наша не аккуратность. Причем мусор везде – на пляжах, в лесах, горах, вдоль дорог, на улицах городов.
Вроде бы и нельзя сказать, что его не убирают, дворники, рабочие и водители на мусоровозах в пределах своих возможностей выполняют свою работу. Судя по ответам г-на Тимонова в системе городского хозяйства нет предприятия, которое занимается уборкой магистралей города, вывозом ТБО и содержанием свалки. Уборкой города занимается несколько предприятий, которые ждут бюджетные деньги. А у семи нянек - дитя остается без надзора. Я думаю, что, имея в составе городского хозяйства одно предприятие, которое отвечало бы за санитарное состояние и решило бы многие вопросы. Этому предприятию передать содержание магистральных улиц, обслуживание, строительство мусоросборочных площадок, вывоз ТБО, содержание свалки. А ЖЭКам передать уборку внутриквартальных территорий. Данное предприятие смогло бы сконцентрировать необходимую технику, людей для решения проблем уборки города и зимой, и летом.
Площадки, на которых устанавливаются мусорные баки, проектировались еще при Советской власти и соответственно рассчитывались на другие виды мусора. Были совершенно другие нормы накопления, сегодня в составе мусора очень много пластиковых упаковок. Из-за этого происходит быстрое заполнение контейнеров, а учитывая нехватку контейнеров, мусор сыплется и разлетается по округе. Соответственно, надо или увеличивать мощности мусоросборочных площадок, либо их количество, либо чаще вывозить. В одной из газет было сообщение, что в 2008 г. было изготовлено порядка 300 контейнеров. Где они? А вот если бы на контейнере был написан порядковый номер и сокращенное название предприятия, можно было бы разобраться, где какой контейнер установлен и сколько времени он служит. Можно было бы проверить, кто из экономических агентов заказывал для своих площадок контейнера. Много мусора теряется при погрузке в мусоровоз, но очень редко кто из водителей имеет лопату и метлу, и убирает выпавший мусор. Большим подспорьем в наведении порядка могут играть уличные урны. Их в городе явно недостаточно, и они в основном изготовлены из бетона. Тем, что сдвинуть их с места дворнику, а это в основном женщины, практически не возможно. И к тому же их вечно серый цвет не украшает городские улицы. Проезжая по городу видишь, как стараются дворники убирать свои участки, и многие из них делают это хорошо. Но без помощи техники они вряд ли смогут убрать город. Наличие механических средств уборки улиц и тротуаров в летнее и зимнее время позволит облегчить труд дворников и увеличить убираемые площадки. Отсутствие поливомоечных машин не позволяет своевременно убирать прибордюрную грязь. А в летнее время мойка улиц улучшала микроклимат на городских улицах, если эти улицы мыть. Конечно, мойка улиц потянет за собой качественный ремонт проезжей части и тротуаров, ливневой канализации. В наше время, когда все больше магазинов, офисов, предприятий являются частной собственностью, их территории продолжают убираться за счет бюджета. В Европе, куда мы очень стремимся, не увидишь забросанные банками, упаковкой, бутылками территории, закрепленные за хозяином. Ибо завтра городские власти передадут их другому. А у нас это в порядке вещей. Вокруг магазина Сельпо, по ул.Пушкина – особенно. Даже в Турции каждый хозяин возле своей собственности наводит порядок сам. Так перераспределив и закрепив уборку за собственником прилегающей территории, дворникам можно поручить уборку других улиц, не охваченных уборкой.
Особый разговор идет о вывозе ТБО из частного сектора, так как окраины города завалены мусором, который произвел частник. На новых площадках, где строятся частные дома или уже дом построен, не увидишь площадку для сбора мусора с установленными контейнерами. По всей вероятности при проектировании дома эти площадки в документацию не вносятся. Соответственно это в значительной мере облегчит работу, тем, кто вывозит ТБО, если бы эти площадки были. Это же относится к выгребным ямам, которых нет, в большинстве дома без канализации. В результате нечистоты текут по улицам города. В летнее время – это рассадник полчищ мух, в зимнее время – это беда дорожников и водителей из-за образовавшегося катка. Кто кроме городских властей (исполкома и совета) может и обязан потребовать от частников выполнения санитарных норм? Транспорт тоже вносит свою лепту в загрязнение города. Конечные остановки, не прилегающие улицы превращены в места мойки маршруток, чистки салонов. Причем мусор вываливается не в контейнера, так как их просто нет. Как нет договора, у фирм занимающихся перевозкой пассажиров с предприятием вывозящим ТБО. Возможно, я ошибаюсь, возможно, договора есть, тогда, где те люди, которые должны осуществлять контроль – чиновники исполкома, депутаты городского Совета?
Свалка – полигон складирования твердых бытовых отходов. Это место всегда ассоциируется с беспорядком и грязью, так как подъездные пути, лесопосадки завалены мусором, а окружающая местность «украшена» полиэтиленовыми кульками. Но мусор надо куда-то девать! И если бы одно предприятие осуществляло вывоз ТБО, от обслуживающей свалки был бы больший эффект. И возможно тогда, кто-то навел порядок на подъездных путях и в лесопосадках. Сегодня, так называемые несанкционированные свалки в черте города, практически никто не убирает. Так может быть есть смысл принимать бесплатно мусор от частных лиц, который привозят на легковых машинах, либо на машинах грузоподъемностью до 1,5 т. Во первых, таких людей будет не много, а во вторых, не надо буде изыскивать средства для уборки мусора в черте и вокруг города. Кстати Симферопольский райсовет практически ничего не делает для уборки мусора, особенно вдоль объездных дорог. Большинство из этих свалок являются источником пожароопасности. Впечатление о Симферополе у приезжих складывается при въезде в Крым, будь то автомашиной или поездом. Местные власти, как специально располагают мусоросборники вдоль автотрасс или полотна железной дороги. Не трудно догадаться, какое впечатление остается у приезжего.
Для выполнения всякой работы нужны деньги. Весь вопрос, а где их взять? Если рассчитывать только на бюджет, то этих денег не хватит. Значит, надо рассматривать проблемы взаимоотношений между населением, экономическими агентами с одной стороны, и организацией вывозящей мусор с другой. Проезжая мимо мусоросборочных площадок нередко видишь, что контейнеры заполнены явно не бытовым мусором. А это значит, что кто-то не хочет платить за вывоз мусора производству и валит свои производственные отходы в чужой контейнер. Хотелось бы, чтобы чиновник, отвечающий за санитарное состояние города рассказал в прессе, сколько в Симферополе экономических агентов, сколько из них заключили договора на вывоз мусора, как эти договора выполняются сторонами, как ведется борьба с теми, кто не заключил договор на вывоз ТБО и с тем, кто не платит, сколько исков передано в суд? Могут сказать, зачем договор, если можно приобрести талон за пользование свалкой. Но практика показала, что на один талон мусор вывозится не один раз. Так как за этим следят работники свалки, они сами себя и контролируют. У наших соседей в России, Молдове, не говоря уже о Европе стоимость обслуживания свалки, включается в тариф на вывоз мусора. Тем самым и население, и экономические агенты оплачивают свое участие в эксплуатации свалки, можно осуществлять контроль за поступлением средств и по получении распределять на необходимые работы. Одним из источников поступления средств за оказание услуг – население. Каждая семья в большей или меньшей степени участвует в производстве мусора, но договора на оказание этой услуги нет. Вот и получается, что население оплачивает всего 20 % от расчетного. Конечно, если народ проживает в домах ЖСК или ассоциациях владельцев приватизированных квартир, то и договор на обслуживание заключается с юридическим лицом. Но большинство горожан проживает в домах городской собственности или в частном секторе, то, как можно требовать оплаты за вывоз ТБО с домкома или уличного комитета. Практика показывает, что люди старшего возраста и небольшого достатка стараются оплатить коммунальные платежи в первую очередь. А не платят жители среднего и нормального достатка. Поэтому, каждая семья обязана иметь договорные отношения с предприятием, вывозящим мусор. Договора позволят предъявлять законные претензии на качество услуг. А предприятие, обеспечивающее вывоз ТБО, получило бы возможность предъявлять претензии к неплательщикам через суд, включая оплату госпошлины. К стати и судебная система получила бы дополнительные средства, в виде госпошлины. Обычно, большие проблемы, заключения договоров на вывоз ТБО, с населением проживающем в частном секторе. Но это можно и нужно решать через решения исполкома, через изменения в законодательстве. Так как ущерб нанесенный природе Крыма не восполним, а ликвидация не санкционированных свалок требует огромных средств.
Есть смысл изменить и распределение бюджетных средств. Тендерная система работает по принципу – деньги отдал и вроде бы работу сделал. А может бюджетные средства направлять непосредственно руководителям бюджетных организаций, предоставить им право заключать договора напрямую с обслуживающей организацией. Таким образом, возросла бы ответственность руководителей, им на месте лучше видно на чем можно сэкономить. Мне скажут, что такое решение не соответствует законодательству, но если посчитать выгоду, есть смысл изменить в законодательном порядке систему оплаты коммунальных услуг бюджетными организациями. В разных странах, в том числе и у наших соседей, большим подспорьем в финансировании работ по содержанию свалок, уборки несанкционированных свалок и другие работы, связанные с улучшением экологической ситуации, являются экологические фонды. Фонды бывают городские и республиканские, основу их составляют средства, полученные за счет оплаты штрафов, загрязнения атмосферы и другие виды отчислений.
Выполнение работ по санитарной очистке города невозможно без юридической поддержки, необходимы законы, обязывающие частника заключать договор на вывоз мусора, оборудовать мусоросборочную площадку возле домов. Величина административных штрафов за засорение территории должна быть сопоставима с затратами на ликвидацию ущерба нанесенного природе. Во Франции штрафы достигают 5000 евро, а виновник за свой счет обязан убрать, загрязненную территорию. Многие бы сто раз подумали, стоит ли выбрасывать мусор в неположенном месте?
Многие страны, например Египет, Арабские Эмираты, разрабатывают программы по запрещению использования пластмасс, пластиковых, полиэтиленовых и других видов упаковок в курортных зонах, а переводят на другие виды упаковок, в том числе и на бумагу, стекло. Может нам последовать их примеру? Иначе, к морю скоро надо проходить через завалы пластмасс. И тогда, сколько бы мы не рекламировали наши возможности в отдыхе, туризме и лечении не поедет к нам отдыхающий из России, Молдовы, Белоруссии, не говоря о странах Европы. Ведь это наш один из источников заработка средств для жизни!
Так хочется, чтобы друзья или просто незнакомые люди говорили об отдыхе в Крыму, что чище и красивее нет другого места на нашей Земле!
Аксенов В.Н.,
член Русской общины Крыма
Прочитано раз: 4962
|