Валерий Плотников
Наверное, каждый из нас задумывался о том, почему все национальности названы именами существительными: немец, татарин, англичанин, индус и т.д. и только слово «русский» является именем прилагательным?
Давайте попробуем разобраться в этом. Начнём анализ с правил русского языка. А с чего ещё – ведь вначале было Слово. Итак, существительное это часть речи, предназначенная для обозначения предмета. Прилагательное, например, красивый, добрый, замечательный, ясный обозначает признаки какого-либо предмета.
Таким образом, мы видим, что слово «русский» означает не только национальность, но и признаки тех людей, которые называют себя русскими. Пойдём дальше и выясним, а что понимается под словом «национальность».
Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.
Исходя из нашего небольшого экскурса по толковым словарям, можно уже сделать первый вывод. Слово «русский» означает не только и не столько этническую общность, но и в первую очередь общность более высокого уровня. Этот уровень некоторые исследователи называют цивилизационным, в понимании цивилизации как слова, происходящего от латинского civilis – гражданский – государственный и являющегося, в то же время, синонимом слова «культура».
Следовательно, можно сказать, главное, что нас объединяет и определяет как русских людей – это принадлежность к единой культуре. Теперь подробнее поговорим о культуре. В словарях культура толкуется как слово, происходящее от латинского cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, исторически
определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а
также воссоздаваемых ими материальных и духовных ценностях.
То есть, по другому можно сказать, что культура – это способ организации жизни, способ выживания в определённых природных условиях. Например, культура жизни туарега, созданная на протяжении длительного периода времени, будет естественна и необходима для жизни именно на просторах пустыни. Перенеси навыки туарегов в северный регион, где проживают эвенки, и эти культурные навыки будут бесполезны и даже смертельно опасны для туарега.
Русская культура складывалась как способ выживания в суровых климатических условиях резко континентального климата. В первую очередь природные условия требовали объединения усилий, общинности в обработке земли, в сложном и трудозатратном строительстве тёплых домов. Именно эта особенность русского народа жить, трудиться и воевать в общине позволила ему освоить огромные пространства земель и мирно жить вместе с кочевыми народами, проживающими на этих территориях. Мирно и взаимовыгодно на равных объединяться с ними.
В западной цивилизации индивидуализма, героем считался и до сих пор считается типаж разбойника, перебившего вначале охрану почтового вагона с деньгами, а затем пристрелившего и своих товарищей. Помните, классическое: «Мне очень жаль, Билл, что твоя гнедая сломала ногу».
Русская общинная цивилизация могла существовать только при взаимном уважении и взаимовыручке. Не случайно, что к пленным на Руси было отношение не как к рабам, которых не было и в помине, а как к равным членам общины, которые после некоторого времени ограничения свободы, могли свободно работать, жениться и воевать вместе со всей общиной.
В такой цивилизации русскими себя считали эфиоп Пушкин, немец Даль, полководец Багратион и многие другие из тех, кем гордится Россия и кто создавал её богатейшую культуру и великую историю.
Один из руководителей Советского государства – Иосиф Джугашвили (Сталин), например, считал себя русским человеком грузинской национальности. Наверное, в этих словах и выражен смысловой код, объединяющий в русской цивилизации многие народы.
Заклятые «партнёры» России хорошо понимают, что наша сила в коллективизме и поэтому стараются насадить нам через Голливуд и другие информационные каналы, крайний индивидуализм, который чужд и губителен для русской цивилизации. Поэтому неслучайно появление, например, такого ложного разрушающего семью понятия как «гражданский брак», при котором размывается основа дома – ответственность мужчины как главы семьи за благополучие первичной ячейки общества.
Не случайно и появление многочисленных «мыльных» сериалов, в которых практически все действующие лица обманывают, завидуют, мстят и даже убивают друг друга. Такие взаимоотношения совершенно не характерны для нашей цивилизации, основывающейся на ценностях, описанных в православии и других традиционных религиях, исповедуемых на территории России. Это взаимное уважение, забота о ближнем, взаимовыручка, готовность пожертвовать своим благополучием и даже жизнью ради семьи, общины, страны.
Именно общинностью русского народа определяется сила нашего государства, а не индексом Доу-Джонса и прочей экономической эквилибристикой. Это мы должны хорошо понимать и учитывать при выборе общественно политического установления.
Плотников В.А.,
председатель Керченской организации Русской общины Крыма