Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Показать весь год


17.05.2017 Емкое, стремительное, мужественное слово «ас»

Статья о летчике Алексее Жилине
 
Одна на всех, как пелось в известной песне, оплаченная миллионами жизней, сложенная из фронтовых подвигов героев и ежедневного труда в тылу, выкованная из смелости, мужества и отчаянных мер – Великая Победа досталась нам немалой ценой. Она – наше главное общее достояние, собранная из множества «кусочков» – историй отдельных людей, приближавших победную весну. Вряд ли даже самые внимательные и скрупулезные историки смогут сказать, чей выстрел, чья ночная атака или какая вовремя принесенная разведчиком информация стали решающими, переломными в Великой Отечественной войне. Кто-то вошел в летописи истории, кто-то остался безымянным солдатом. Одни погибали в первом же бою, другие дошли до самого Берлина. Все они – победители, заслужившие безграничное уважение и вечную память потомков.
К сожалению, годы берут свое, и такая свежая в памяти Великая Отечественная на самом деле завершилась более семидесяти лет назад. С каждым годом ее живых свидетелей и участников остается все меньше, а встречи однополчан и фронтовиков невольно воскрешают в сознании строки Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну, разверстую вдали!». Хранители подлинной истории, в которой нет места сухим фактам, зато есть живые рассказы о криках «В атаку!», затишьях, отчаянных боях, выигранных вопреки всем правилам стратегии и тактики, и товарищах, вынесенных с поля битвы, покидают нас. К счастью, они остаются живы в сердцах и памяти их детей и внуков, и связующая поколения нить не позволяет предать забвению уроки прошлого. 
– Отец ушел добровольцем в январе 1941 года, ему было 17 лет. Учился в Армавирской военной авиационной школе, затем в ней же остался инструктором – готовил летчиков для фронта, – вспоминает депутат Государственного Совета Крыма Анатолий Жилин. – В июне 1943 года стал перегонять полученные по ленд-лизу из США самолеты по маршруту Фэрбенкс (Аляска) – Красноярск.
Советскому Союзу, вероломно атакованному фашистской Германией и не готовому к военным действиям, не хватало техники – заводы работали день и ночь, но нужно было больше танков, самолетов, автомобилей и оружия, чтобы возмещать потери на передовых. Обещание снабдить страну необходимыми для войны материалами Рузвельт и Черчилль дали сразу же после нападения Германии, то есть 22 июня 1941 года. 1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский протокол о снабжении СССР, затем были Вашингтонский, Лондонский и Оттавский протоколы, продлевавшие поставки до конца войны.
 
Алексей Жилин (крайний справа) с товарищами. 
 
 
Ленд-лиз хоть и не был панацеей, но и отрицать вклад союзников в победу бессмысленно – цифры говорят сами за себя. Например, полученные по этой линии танки составили 12,3% от общего количества произведенных или поставленных в СССР танков в 1941–1945 годах. Только из США мы получили почти полтора десятка тысяч самолетов, перегонять которые пришлось в том числе и отцу крымского депутата Алексею Жилину, тогда совсем еще юному пареньку, едва справившему двадцатилетие. 
– Красноярская воздушная трасса начала действовать в октябре 1942 года. Авиаторы из США доставляли технику на Аляску, в Фэрбенкс, где уже наши летчики принимали самолеты и перегоняли в Красноярск, преодолевая расстояние в 6,5 тысячи километров. Помимо авиатехники, этим путем доставляли различные военные грузы, перево­зили дипломатов и военных специалистов, – вспоминает по рассказам отца Анатолий Жилин.
Специально для этих целей было создано пять перегоночных авиационных полков 1-й перегоночной дивизии, в 5-м авиа­полку и служил Алексей Жилин. Перегонять истребители приходилось в том числе в боевые полки, садиться в пургу и ветер на фронтовые, почти не оборудованные аэродромы. За время войны молодой летчик Алексей Жилин перегнал 280 самолетов в неосвоенные места, не предназначенные, казалось бы, для посадки, садился за штурвал двух десятков различных типов самолетов и налетал за время службы 3200 часов. 5 ноября 1944 года 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
После окончания Великой Отечественной войны и завершения поставок по ленд-лизу авиадивизия была расформирована, но Алексей Жилин продолжил службу в реактивной боевой авиации, снискав славу среди летчиков-североморцев. Имя аса не раз упоминалось в газетах тех лет – старые, пожелтевшие от времени вырезки до сих пор хранятся в семье крымского парламентария Анатолия Жилина как наглядное подтверждение заслуг отца, награжденного четырьмя боевыми орденами и дюжиной медалей. Например, газета «Красная звезда» от 30 мая 1976 года писала: «Почему стареют такие хорошие, сильные слова? Ас. Какое емкое, стремительное, мужественное слово… Почему-то порой робко поднимаем на щит людей, достойных высокой славы. Но ведь среди лучших есть люди, поднявшиеся на такую вершину мужества и мастерства, что знать о них должны так, как знали в свое время о Чкалове, Водопьянове, Серове. Может, нет ныне Серовых, Чкаловых? Есть. Есть и в нашем летном строю бойцы вершинного эшелона». 
Среди тех, кто, по мнению газетчиков, имел право называться асами, наряду с Героем Советского Союза главным маршалом авиации П. Кутаховым, генерал-полковником авиации А. Мироненко, маршалом авиации А. Ефимовым звучит и имя Алексея Жилина. «Командование направило его в другую часть: пилоты здесь никак не могли освоить взлет и посадку на новых машинах ввиду особых условий аэродрома. Стояла зима, лютая, пуржистая, потом с океана хлынули выносные туманы. И все же Алексей Иванович на новейшем по тому времени истребителе «оседлал» непокорную полосу и доказал, что здесь можно взлетать и садиться почти при любой погоде. Психологический барьер рухнул, полк уверенно стал набирать высоту», – бумажная память газетной полосы хранит историю маленького эпизода из жизни летчика.
Отдав 20 лет службе, Алексей Жилин демобилизовался в звании подполковника, будучи летчиком первого класса. За эти годы ас служил в морской авиации Северного, Балтийского и Черноморского флотов и везде оставил о себе добрую память среди сослуживцев, подарив крылья и умение летать многим и многим ребятам. И, конечно, память о летчике бережно хранят его потомки, дети, внуки и правнуки, для которых отец и дед навсегда останется героем, образцом служения Родине и покорения высот.
 
Анастасия Свиридова,
Источник: «Крымские известия», 5.05.2017
 

Прочитано раз: 4977



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX