Как день памяти погибших в крымской войне превратили в скандал
О Крымской войне современные жители полуострова не очень-то много знают. В школе ее преподают кое-как, мимоходом, государство этой теме уделяет крайне мало внимания, на ней никто не спекулирует, не строит свою идеологию. В редкой семье можно услышать рассказы о том, что кто-то из предков сражался за Родину в Крымской войне. В общем, этот период истории мог бы претендовать на объективность, а памятные мероприятия, связанные с ним, могли бы проходить спокойно и мирно. Но Крым есть Крым. Покой здесь только снится.
Традиционно память погибших в крымской войне чтят 9 сентября – это день, когда завершилась оборона Севастополя.
Но мероприятия, посвященные этой дате, начались на день раньше. 8 сентября в Бахчисарайском районе открыли сразу два памятных знака. Один из них – в самом Бахчисарае. Неподалеку от рынка, ставшего причиной серьезного конфликта три года назад, теперь появилась мемориальная табличка с надписью: «Здесь, в предместье Бахчисарая – Азизе, в период Крымской войны, в 1854 – 1856 гг. размещались госпитали русской армии, в которых самоотверженно работали сестры милосердия Крестовоздвиженской общины. Вечная память защитникам Отечества!»
О том, что именно на этом месте был госпиталь, узнали не так давно. Сюда, оказывается, свозили раненых из Севастополя. К сожалению, здание не дожило до наших времен. До начала ХХ века оно служило складским помещением, но потом сгорело, и на его месте возникли другие постройки.
Условия в военных госпиталях тех времен были тяжелыми. Процент смертности был очень высоким как среди раненых, так и среди сестер милосердия. Хоронили их в 600 метрах на северо-восток от госпиталей Азиза. К сожалению, эти захоронения не сохранились. Сначала их уничтожала эрозия почвы, потом свое дело сделали люди, которые добывали здесь глину для строительства.
Но радует то, что память об этих погибших увековечена теперь в мемориальной табличке, которую торжественно открыли представители «Русского Блока», «Русской общины», Крымского казачьего союза и Бахчисарайской городской администрации.
А вот с районной администрацией вышла странная ситуация. Они не только никак не поддержали мероприятие, но и выступали против установки другого памятного знака — в районе села Танкового. Когда-то это село называлось Биюк Сюйрень, и здесь во время Крымской войны (1854 — 1856 годов) размещались части русской армии, в одной из которых служил подпоручик Лев Николаевич Толстой. Казалось бы, какие могут быть претензии к великому русскому писателю? Однако могут.
Поговаривают, что Ильми Умеров, нынешний глава Бахчисарайской районной администрации был не в восторге от идеи установить этот памятный знак. Но организаторы, видимо, предвидели такой вариант развития событий, потому что знак решили устанавливать на территории Автодора, в аварийном кармане дороги, а там местная администрация бессильна. Их просто уведомили об установке, на что они, возможно, и обиделись.
Главный архитектор Бахчисарайского культурного заповедника Валерий Борисов рассказывает, что не совсем адекватно реагировали на новый памятный знак и представители местного населения. «Как-то раз подъехала молодая татарская семья. Они долго рассматривали надпись на знаке. Потом заявили, что тема Крымской войны не актуальна. Мы спросили, а что же, по их мнению, актуально. Последовал ответ: «То, что отсюда вывезли 400 тысяч крымских татар, и половина из них погибли по дороге» (напомним, что депортации в 1944 году, по данным историков, подверглись 198 тысяч крымских татар).
Но, вопреки ожиданиям многих, на церемонии открытия памятника никто из противников его установки не присутствовал, и нам не представилась возможность спросить, каким образом Лев Толстой должен быть виноват в депортации нескольких крымских народов. К счастью, пока памятный знак стоит невредимый.
В этот же день представители «Русского блока», «Русской общины» и Крымского казачьего союза посетили захоронения времен Крымской войны в так называемой Русской слободке и на территории воинской части города Бахчисарая.
9 сентября памятные мероприятия начались у Долгоруковского обелиска. Несмотря на то, что эта дата отмечается на республиканском уровне, на митинге не было видно ни спикера Анатолия Гриценко, ни мэра Симферополя. Видимо, в свете последних событий их нежелание общаться с представителями СМИ пересилило чувство долга и уважения к тем, кто проливал свою кровь на той земле, где им теперь дана хоть и хрупкая, но власть.
После того, как официальные лица получили возможность возложить венки к обелиску, все участвующие в митинге переместились на Петровскую балку, где находятся братские захоронения погибших в симферопольских военных госпиталях времен Крымской войны.
15 лет назад здесь был лишь один осколок надгробия генерала Абрамова и камни, оставшиеся от разрушенной часовни Марии Магдалины. Из могильных плит этого кладбища построены несколько зданий в Симферополе. Теперь здесь мемориальный комплекс. В часовне прошла панихида по 35 тысячам воинам, лежащим в братских могилах. А это немалая цифра, если учесть, что бои шли в Севастополе и ближайших к нему местностях.
«И если Севастополь называют городом русских моряков, то мы Симферополь называем городом русской пехоты времен Крымской войны», — как сказал Олег Родивилов.
Выступающие на митинге старались обходить стороной политические темы, поминали память погибших, выражали благодарность всем тем, кто приложил руку к восстановлению памятников времен той давней войны.
Иллюзию мира и спокойствия добавлял спокойно прогуливающийся между митингующими президент федерации скаутов «Галицкая Русь» Кирилл Арбатов. Свое присутствие он объяснил просто: «В августе этого года впервые состоялось интересное событие. Представители русской организации посетили памятные мероприятия, посвященные жертвам Первой мировой войны, в том числе легионерам Сечевых стрельцов. Триколор в этих местах в последний раз появлялся, наверное, в 1914-1915 годах. Мы посчитали нужным сделать ответный жест и посетить памятные мероприятия, посвященные Крымской войне».
Галичанина в Крыму приняли неплохо, и он даже выразил надежду, что, если наша молодежь будет почаще общаться с молодежью из западных областей Украины, все разногласия и непонимание уйдут в небытие. Однако после посещения севастопольского митинга он, наверное, поменял свое мнение.
На братском кладбище в городе Севастополе 9 сентября проходили не просто памятные мероприятия, но и перезахоронение останков воинов, погибших в Крымскую войну. В этом году при прокладке коммуникационных линий на улице Авдеева были найдены человеческие останки. К счастью, нашли их люди сознательные и не вывезли на свалку, как это часто у нас делают, а сообщили в милицию. Вместе с останками были найдены фрагменты посуды, одежды и пуговицы времен Крымской войны. Специалисты установили, что погибшие были участниками первой обороны Севастополя. Всего были найдены останки 24 человек. Но на памятном мероприятии о них вспоминали меньше всего.
Началось все с того, что, когда заиграл гимн Украины, многие присутствующие пытались его перекричать — та сторона площади, где развевались триколоры, скандировала: «Россия, Россия». Когда объявили выступление Сергея Куницына, люди и не думали умолкать, а зашумели еще громче, заглушая обиженные реплики Куницына: «Я подожду, пока вы закончите». Потом в его адрес посыпались совсем уже нелестные высказывания.
Видимо, осознав, что ждать, пока толпа утихомирится, придется очень долго, Сергей Владимирович начал свою гневную речь и еще раз доказал, что эмоции для политика — вещь опасная. Наговорил Куницын много разного. Начал с того, что якобы это его одного лишь заслуга в создании мемориального комплекса на Петровской балке в Симферополе. «И никто из тех, кто здесь кричит, и никто из тех, кто здесь присутствует, не дал ни копейки, никак не поучаствовал», — сетовал мэр Севастополя.
Далее он заявил, что Русская община также не имеет отношения к созданию кладбища на месте братских захоронений. Но самым неуместным было заявление о том, что если подобные митинги будут повторяться, то он, Сергей Куницын, в следующем году приведет на братскую могилу 7 тысяч ветеранов-афганцев, и тогда «никого из вас здесь не будет».
Подобные высказывания, как вы понимаете, не помогли Куницыну завоевать зрительские симпатии. Сергей Цеков в своем выступлении, последовавшем после, не стал отвечать на заявления севастопольского мэра о Русской общине, но не преминул заметить, что странным образом на площади перед Свято-Никольским собором, где проходил митинг, почему-то отсутствует российский флаг, который был там еще вчера.
Разрядить обстановку попытался отец Сергий, проводивший панихиду. Он призвал присутствующих забыть о политике и вспомнить, зачем все, собственно, собрались. Но и тут последовало разочарование. Уж неизвестно, по чьей указке, но из панихиды исчезла фраза «за Веру, за Царя, за Отечество». По версии севастопольского духовенства, воины гибли «за Веру, за Отечество». Согласитесь, неприятно…
После того, как прах погибших был предан земле, мы спросили у Цекова, как он относится к высказываниям Куницына. Тем более, что во время митинга было видно, как они о чем-то оживленно спорили. Сергей Павлович выразил мнение, что нынешний севастопольский мэр присвоил себе восстановление мемориального комплекса исключительно из обиды на тех, кто его освистывал на митинге: «Сергей Владимирович на самом деле знает, кто восстановил могилы, кто принял постановление о восстановлении. В сложные ситуации не нужно говорить, что вот я что-то сделал, а другие не сделали. Потому что делали все, в том числе и Куницын».
Сергея Павловича вся эта ситуация, видимо, все же задела, потому что, развивая тему Крымской войны, он не смог оставаться спокойным: «Да не откажемся мы никогда от нашей памяти и нашей истории, только дураки могут думать, что мы откажемся. Как мы можем бояться, что потеряем какую-то должность? Да плевать мы хотели на эту должность! И на статус госслужащего! Они мне постоянно угрожают, что отберут статус госслужащего. Если вы думаете, что я этого боюсь, вы глубоко ошибаетесь. Зато мне не будет стыдно перед моими внуками и правнуками, что их дед был тем человеком, который мог себе позволить говорить в сложных ситуациях то, что есть на самом деле, а не то, что хотят другие».
В общем, в День памяти воинов, павших в Крымскую войну, о самих павших говорили лишь те, кому больше нечего было сказать. Остальные – каждый о наболевшем, и это расстраивает еще больше, чем очередное доказательство, что не все так мирно и ладно на полуострове, как этого бы хотелось. Да и какой мир может быть, когда люди переругиваются и осыпают друг друга проклятьями стоя по разные стороны праха тех, кто этой земле отдал жизнь!..
В завершение хотелось бы пересказать разговор, подслушанный на перезахоронении. Мальчик лет пяти держит за руку отца и смотрит, как солдаты несут гробы с останками.
— Папа, а это были русские солдаты?
— Да.
— А почему они мертвые?
— Потому что их убили.
— Но ты же говорил, что русские всегда побеждают, значит, их не могли убить, правда же?
И как тут объяснить ребенку, что русские могут и проигрывать, да и что это за победа такая, если люди умирают, а к их останкам даже не могут отнестись с почтением?..
Татьяна Береговая,
«Крымское эхо»
Фото автора