Владимир Грачев
Всероссийский и Евразийский международный литературный фестиваль фестивалей «ЛиФФт-2018» (22-28 мая 2018 г.) и концерт-лекция «Русские поэты – строителям Крымского моста».
Идея организации и проведения литературного фестиваля фестивалей «ЛиФФт» принадлежит московскому литератору – поэту Маргарите Аль. Ведь на пространствах Российской Федерации сегодня проживает более 270 национальностей. Каждая из них имеет самобытную культуру, традиции и язык. А раз есть носители языка – то, естественно, из их среды появляются национальные поэты, писатели, журналисты, пользующиеся данным языком, пишущим на нем и сохраняющими его. У себя «дома», в «национальных квартирах», эти писатели востребованы и пользуются большим уважением соотечественников. Но об их творчестве и о них самих лично знает весьма ограниченный круг людей. Обычно их же соотечественников. Для того, чтобы об их творчестве узнало как можно больше россиян, национальные писатели делают переводы своих произведений и публикуют их. Но «живого» общения с писателями из других регионов всегда не хватает.
Вот и родилась идея проведения Всероссийского и Евразийскогомеждународного литературного фестиваля фестивалей «ЛиФФт». Первый состоялся совсем недавно – в 2016 году и проходил он в Крыму, в г. Алушта. Второй – в Москве в 2017 г. Знаменателен он оказался тем, что участники фестиваля приняли непосредственное участие в создании новой общественной организации – Ассамблеи народов Евразии.
Ну, а третий фестиваль организаторы решили провести в г.Сочи. Вот на него и отправился наш небольшой поэтический экипаж в составе членов Русской общины Крыма: Константина Свиридова и меня, Владимира Грачева. Из Симферополя мы выехали 22 мая, получив «благословение на поездку» в виде резолюций на письмах в Госсовет и Русскую общину Крыма от председателя Госсовета Республики Крым Владимира Константинова и члена Совета Федерации РФ, председателя Русской общины Крыма Сергея Цекова.
Первая остановка на строящейся еще трассе «Таврида» была в г. Старый Крым, куда мы заехали для вручения сотрудникам музеев А. Грина и К. Паустовского моей недавно изданной второй части книги «Пока звучат надежды струны…»: до после «Крымской весны» и диска с новыми песнями. Заехали не случайно – ведь первая глава книги так и называется «Паустовский и Грин», а совсем скоро, 27 мая, в доме-музее К. Паустовского должен был состояться очередной литературный фестиваль «Соранг», посвященный Дню рождения К. Паустовского (31 мая). Я традиционно всегда приезжал на этот небольшой, но очень яркий литературный праздник. А так как в этом году не попадал на него, то решил заранее поздравить моих дорогих и любимых сотрудников-музейщиков Ольгу Байбуртскую и Ирину Котюк, подарив им свою новую книгу и песни.
Далее наш путь пролег мимо Феодосии в сторону города-героя Керчи, который мы в этой поездке увидели только издалека, так как новая трасса «не заходит» в город, а плавно огибая его, выводит прямо на «Крымский мост». Строительство самой трассы – в полном разгаре. Если еще месяца три назад я сомневался, проезжая по керченской дороге, что первую очередь трассы «Таврида» сдадут в декабре этого года, то теперь сомнения мои рассеялись. Строят мощно и результаты уже видны. На подъезде к мосту, не доезжая – где-то километров пять, дорога становится четырехполосной – такой, какой она будет на всем протяжении от моста до Севастополя, и плавно выходит на мост – наш Крымский мост! Впереди две величественные белые арки, небольшой подъем – и мы даже не успели «глазом моргнуть», как оказались уже посредине пролета, возвышающегося на 35-метровой высоте над Еникальским проходом. Еще несколько секунд – и машина уже перекатилась на пролеты мостовых переходов. Справа – еще недостроенное железнодорожное полотно, но видно – что работы на нем кипят. Всюду краны, рабочие, строительные механизмы. Пролив за «отбойниками» заграждения почти не виден, останавливаться на мосту нельзя – но мы все равно с Костей снимаем. Он делает видео, я – просто фото. Чувства гордости и радости переполняют душу! Свершилась вековая мечта (и не только крымчан) – берега Боспора (так в древности называли Керченский пролив, что в дословном переводе с греческого означает «бычий брод») – соединились!
Далее наш путь пролег в город Геленджик. Геленджик в дословном переводе с тюрского – «белая невеста». Именно сюда, в этот небольшой городок, расположенный на берегу красивейшей бухты, имеющей круглую форму, ограниченную двумя мысами с современными названиями – Тонкий и Толстый соответственно (из-за их естественной формы), приплывали на своих кораблях турки-османы и увозили в гаремы славянских красавиц. В память об этом в центре 12-километровой набережной, огибающей всю бухту, стоит памятник, который так и называется – «Белая невеста».
В Геленджике нас с Костей встретила и сопровождала организационно жена замечательного автора современного шансона Андрея Курило – Наташа. Благодаря ей и состоялся на следующий день наша с Костей лекция-концерт «Русские поэты – Русскому миру» в филиале Кубанского госуниверситета перед его студентами - вернее, студентами колледжа, который работает на территориальной базе КГУ и готовит ему кадры для дальнейшего обучения. Директор колледжа Роза Сергеевна (кстати – бывший заместитель мэра г. Геленджик), очень тепло встретила нас и проводила в уютный и хорошо оборудованный зал, в котором, собственно, мы и провели свою встречу. Удалось и видео показать, и аранжировки поставить. И, конечно, исполнить под гитару все те песни, стихотворения и собственно лекционный академический материал, который мы подготовили и хотели продемонстрировать.
Лекция удалась. Студенты подпевали нам, аплодировали, отвечали на вопросы, поддерживая дискуссию. Константин особо подчеркнул, что именно этой лекцией мы первыми – за день до официального открытия – начали Международный литературный фестиваль фестивалей «ЛИФФТ-2018». И это действительно так и было.
Еще одно наблюдение – Геленджик поразил своей чистотой и ухоженностью. Недаром семь лет подряд он занимал первое место среди курортов России.
24 мая, проехав еще 250 км по горной извилистой дороге, мы прибыли в г. Сочи. Я побывал здесь в последний раз еще в советское время. Точнее – в 1988 г. Это был красивый городок с хрущевскими пятиэтажками – и не более. Да, – ухоженный и чистый. Но мало отличающийся от наших крымских городов. Сегодня же, после Олимпиады, Сочи я не узнал. Взметнулись вокруг высотные здания (кстати, не портящие ландшафтный дизайн приморской зоны), шесть грандиозных автомобильных тоннелей, пронизали скалы и соединили отдаленные части районов Большого Сочи. Город изменился и похорошел. Это действительно курорт 21 века. Надеюсь, что и крымские курорты тоже скоро обретут подобный вид. Все предпосылки к этому есть!
Сам литературный фестиваль фестивалей организаторы открыли в Художественном музее Сочи традиционным парадом национальных флагов представителей автономий, республик и стран, приехавших на фестиваль. Были и традиционные речи-приветствия заместителя мэра Сочи Ольги Романец, первого заместителя председателя Ассамблеи народов Евразии Николая Бухонина, президента «ЛиФФт» Маргариты Аль, зачитано приветствие от председателя «Россотрудничества» Элеоноры Митрофановой, а председателем Севастопольского ЛИТО им. Н.Озерова Любовью Матвеевой - вручены подарки от севастопольцев с приветствием от депутатов Законодательного собрания и губернатора города-героя Севастополя. Общее фото участников фестиваля завершило праздничную церемонию.
Вечером, после ужина и небольшого праздничного фуршета по случаю открытия фестиваля, на открытой сцене-площадке перед гостиничным комплексом «Светлана», в котором разместились все участники фестиваля (300 м до пляжа), состоялся концерт, который открыли мы, крымчане - Константин Свиридов читал свои произведения, а я исполнил песни «Я хочу приехать в Крым» и «Крымский мост». Выступила и Любовь Матвеева со стихами о Балаклаве и Севастополе. Так прошел первый день фестиваля.
Утро 25 мая выдалось не жарким. Плотные, но высокие облака скрывали Сочи от жарящих, уже не по-весеннему солнечных лучей. Я решил прогуляться по Курортному проспекту – одной из центральных улиц города, пронизывающей его насквозь. Хотелось посмотреть – как изменился город за 34 года моего отсутствия в нем. И надо отметить – изменился сильно. Повсюду высотные здания – и у моря, и заползающие на окрестные горы жилые разноцветные многоэтажки. Но вот сама старая припортовая часть осталась почти прежней. В порту, разве что, добавилось громадное количество парусных яхт – а так, все сооружения советской эпохи, вроде бы, остались на месте. И тут меня ожидал приятный сюрприз – возле причальной стенки стоял пограничный катер серии «Граченок», с названием «Юнармеец Крыма»! Я просто остолбенел от неожиданности, сразу вспомнив про отряд юнармии при «Крымпатриотцентре», командиром которого является мой соратник по ополчению – командир «Железной роты» кузнец Олег Криворученко. Я поднялся на борт и вахтенный провел меня к командиру – им оказался капитан 2 ранга, который командовал дивизионом этих катеров и лично присутствовал при выполнении катером очередного боевого задания у сочинского побережья. Состоялась интереснейшая беседа, суть которой заключалась в предложении продолжить сотрудничество с крымским отрядом юнармии, тем более, что базируются эти корабли в Северной бухте Севастополя. Обменявшись координатами с командиром, я продолжил своей путешествие по Сочи, дойдя до знаменитого парка «Ривьера», где сфотографировался рядом с бюстом его основателя и приобрел несколько магнитиков на память.
Теперь несколько слов о формах работы участников фестиваля. Ежедневно на пяти площадках с 9 утра и до позднего вечера проходили многочисленные мастер-классы именитых литераторов России и Евразии. Каждый участник мог выбрать нужный и интересный лично ему мастер-класс и принять в его работе самое непосредственное участие и как слушатель, и источник информации, выступив на нем тоже. Мы с Константином посетили мастер-класс поэта – уже классика – Константина Кедрова «Метаметафора: новое поэтическое направление конца ХХ – начала ХХI века». Мастер класс вел признанный еще в начале 80-х прошлого столетия создатель этого направления. Константин Александрович – доктор философских наук, главный редактор журнала ПОэтов ДООС, в популярной форме изложил суть метаметафоры и рассказал об истории появления данного термина, иллюстрируя все это своими замечательными произведениями, постоянно обращаясь за примерами к творчеству Андрея Вознесенского – своего лучшего друга и учителя. Потом мы побывали на круглом столе «Литературный социум: будущее и настоящее литобъединений, книжных издательств и литературных фестивалей», который вела автор проекта «ЛиФФт» - она же и главный редактор Евразийского издательского проекта поэт Маргарита Аль. Но главным спикером «стола» была Ольга Аминова – редактор московского издательства «ЭКСМО» - руководитель отдела современной российской прозы. Собственно, она же и повествовала нам о работе своего издательства – принципах отбора и подбора рукописей для издательства, рассказывала о принципах современного издательского маркетинга, о финансовых затратах и гонорарах, о работе других издательств, в том числе и «мелких». В качестве иллюстрации работы с «молодыми» - то есть новыми авторами, она привела пример публикаций рукописей Эры Ершовой, русскоязычного автора, живущей ныне в Германии, и сделала акцент на то, что издательство печатает книги только на русском языке, но – в том числе – и национальных писателей из регионов России. В диспуте - представлении своих взглядов и личного опыта очень интересно выступили Варис Елчиев (Азейбарджан), Любовь Матвеева (с информацией о поэтических фестивалях в Крыму, и в частности в Балаклаве «Пристане менестрелей»), Виктор Клыков (Австрия) и др.
После ужина – на хорошей фестивальной сцене с усилительной аппаратурой, украшенной фестивальными плакатами состоялся мастер-класс поэтов песенников: Михаила Загота из Москвы (член Союза писателей России), который очень талантливо представлял авторские произведения, написанные в стиле «русский шансон»; Константина Свиридова, исполнившего свои песенные произведения, мелодии которых написали крымские авторы – Андрей Апакин, Владимир Меняйло «Жизнь это миг…», «Счастье сейчас!». Особую популярность обрела песня «Жить не умею – но живу!», которая стала своеобразным шлягером фестиваля. В рамках этого же мастер-класса я рассказал об истории рождения и развития движения авторской – самодеятельной песни в СССР, об ее классиках – Булате Окуджаве, Юрии Визборе, Владимире Высоцком, Александре Галиче, Александре Городницком, исполнив авторскую балладу «Автобиографическое эссе», посвящения Владимиру Высоцкому и Александру Грину, а в заключении – уже на «свободном микрофоне», после чтения поэтических произведений участниками фестиваля в свободном режиме – гимн Крымского сводного полка Народного ополчения «Ополченцам всех времен».
Утро 26 мая ознаменовалось участием практически всех участников фестиваля, независимо от возраста и званий, в благотворительном легкоатлетическом забеге в помощь реставрации Детской библиотеки г. Сочи в рамках открытия Летнего сезона на набережной реки Сочи. Таким же легкоатлетическим забегом, но состоящим из участников – детей в возрасте до 14 лет, – воспитанников местных спортивных школ, –отметились и местные спортсмены. Дети бежали 1600 м, а мы, фестивальщики, только 300. Но состязательный дух присутствовал, так как победителей награждали самыми настоящими кубками и медалями. У Кости был номер 112, а у меня – 200-й. Ярким украшением спортивного праздника - с гнутием в трубочку тефлоновой сковородки и надуванием в шарик до состояния лопанья резиновой грелки был русский богатырь из Москвы (и тоже участник фестиваля) Александр Муромский, который утром 27 мая руководил и замечательной зарядкой возле моря на сочинском пляже.
В тот же день, 26 мая, после обеда, я и Константин приняли участие еще в одном фестивальном мероприятии – «свободном микрофоне «Голос поэзии» на концертной площадке возле здания городской библиотеки им.Пушкина, где каждый из нас исполнил небольшие, но емкие по содержанию и эмоциональной насыщенности свои произведения. Константин – басню «Пчела и муха» и две песни, а я – песни, связанные с Крымом: «Я хочу приехать в Крым», «Крымский мост» и «Кто полюбит Крым – тот полюбит Россию!» Там же мы познакомились с местным поэтом и одновременно – автором песен и замечательным их исполнителем Александром Сгадовым – ветераном-чернобыльцем и просто хорошим человеком, исполнившим свои песни о лете, Сочи, а также проведшим нас к памятнику Владимиру Семеновичу Высоцкому, стоящему в Приморском парке. И, конечно, возле Владимира Семеновича, сфотографовавшись с ним на добрую память, я расчехлил гитару и спел свое посвящение ему, а Костя и Александр прочли свои стихотворения. Нет, не напоказ, – а друг другу. Трогательное зрелище, надо признаться…
И несколько слов о самом памятнике – он очень «домашний». Владимир Семенович с гитарой во весь рост исполнен в натуральную величину. Стоишь рядом, смотришь ему в глаза – и такое впечатление, но он вот-вот тебе что-нибудь скажет…
Вечером на фестивальной сцене поэты провели веселый «поэтический баттл», Пары, состоящие из мужчины и женщины, в свободной поэтической форме с применением кое-где даже римф обращались друг к другу. Это было весело, но не всегда. Когда некоторые поэты «заморачивались» на высоких материях и «улетали» в метаметафоры даже становилось скучновато. Хотя, как мог не улетать туда Константин Кедров, также принимавший в этом поэтическом шоу непосредственное участие. Вытащили на сцену и меня. Пару мне составила дама-поэтесса (симпатичная, кстати), которая все время пыталась выразить мне какие-то «высокие» чувства, но которые я, как «старый солдат, не знающий слов любви» и бард-бродяга всегда опускал до уровня «прилечь на скамейку» и «не желаете ль пройтиться, там, где мельница крутиться? – Да, конечно, как же тут не согласиться!» Получилось неожиданно весело и смешно. Даже рифмы приходили в голову смешные! Вот, попробовал для себя новое поэтическое развлечение, жаль, что Костя не записал, потому как он готовился к нашей программе и отсутствовал…
А программа наша, анонсированная громадной афишей, которую Костя напечатал еще дома, под названием «Русские поэты – Константин Кедров – Русскому миру!» была показана после этого баттла все на той же сцене. Костя, как всегда, вел конферанс и пел – в этот раз песни, мелодии к которым написал я – «Зачем» и в заключение свою знаменитую балладу «Люди-дельфины», встреченную овациями. Любовь Матвеева тоже приняла посильное участие и прочитала свои стихотворения на морскую тематику. Константин Кедров выходил на сцену несколько раз, всякий раз поражая слушателей глубиной и образностью своих произведений.
А так в ходе концерта Костя затрагивал глубинные слои русской истории – в том числе создание кириллицы-глаголицы св. Кириллом, переводившем в Херсонесе Таврическом в 8 веке Псалтырь, Евангелие и другие книги Православия на старославянский и использовавший впервые Азбуку, которая стала прообразом нашей современной письменности, то и я исполнил балладу «Россия начинается в Крыму», а затем «Романс о романсах» и «Гусарскую». Получилось интересно и поучительно.
В последний день фестиваля, утром, 27 мая, участников фестиваля приветствовала только что прибывшая Светлана Смирнова – первый заместитель Генерального секретаря – руководителя Генерального секретариата Ассамблеи народов Евразии. Было и местное телевидение «Кубань», главному редактору которого Маргаритой Аль – от имени «ЛиФФт» была вручена «Благодарность», а Константин вручил С. Смирновой цветок розы, Альманах произведений поэтов Севастопольского ЛИТО им. Озерова за 2017г. и озвучил приглашение – провести следующий международный Всероссийский и Евразийский лит.фестиваль фестивалей в городе-герое Севастополе!
А вечером 27 мая состоялось торжественное закрытие фестиваля «ЛиФФт-2018». Произошло это в органном концертном зале Государственной филармонии. В этот раз организаторы превзошли самих себя, организовав «Красную дорожку» для прохождения почетных гостей фестиваля, лауреатов предыдущих лет – 2016 и 2017 гг., ну, и – остальных участников. Не буду утомлять читателей фамилиями всех прошедших по «Красной дорожке», отмечу лишь то, что в их числе были и севастопольские литераторы Любовь Матвеева и Константин Свиридов.
В просторном концертном зале после очередного приветствия официальных лиц состоялось награждение участников фестиваля – лауреатов 2018 г. высшей его наградой «Дипломом» и «Серебряной медалью» к нему, а также Благодарственными письмами «за активное участие в третьем Евразийском и третьем Всероссийском литературных фестивалях, экспертную поддержку и проведение мастер-класса». Номинаций было много – «За освещение поэзии серебряного века», «Молодые дарования», «За лучшее драматическое произведение», «За лучшее детективное произведение» и пр. Меня лично наградили как поэта-песенника, что в принципе и верно. Такую же медаль получил и автор песен Михаил Загот, работающий в стиле «русский шансон». Очень сильный и интересный автор, песни которого исполнял Шафутинский и другие исполнители песен этого жанра. Награжденных медалями было достаточно много, поэтому даже фамилии назвать не могу. Еще бы – участвовали литераторы 27 стран Европы и Азии, а также 25 регионов Российской Федерации. «Серебряными медалями» были награждены: из Феодосии – Оксана Вац, из Пскова – Светлана Размыслович, из Подмосковья – Алексей Чуланский (все – поэзия разных направлений) и многие другие. «Золотую медаль» Всероссийского ЛиФФта получил автор-фантаст из Тюмени Николай Шамсутдинов, а «Золотую медаль» Евразийского фестиваля – автор детективов из Азейбарджана Варис Елчиев. По традиции, следующие фестивали будущего 2019 года пройдут именно в тех городах, литераторы которых были отмечены «Золотыми медалями» предыдущего фестиваля. Все результаты можно будет посмотреть на сайте www.eurasia-assembly.org или в фейсбуке на странице с таким же названием.
Церемония награждения прерывалась исполнением концертных номеров солистами Государственной филармонии г. Сочи и Кубанским ансамблем песни. В рамках церемонии состоялась также торжественная передача флагов фестивалей литераторам победителям-представителям городов Тюмени и Баку. Грандиозный фуршет завершил программу фестивалей.
Рано утром Константин Свиридов и я выехали домой. Для нас фестиваль еще не закончился, так как в 17.00 нам была назначена встреча – лекция-концерт с мостостроителями нашего родного и грандиозного Крымского моста! Мы успели вовремя, изрядно, правда, поплутав по дорогам Таманского полуострова, так как заехать в пос. Тамань с основной трассы, огороженной отбойниками, достаточно проблематично и никакой GPS помочь сделать это правильно не может, так как показывает съезды там, где они ограждены или еще не достроены. Но мы «прорвались», буквально переехав через заброшенное поле к поселку и нашедши городок строителей моста. Там нас уже встречал помощник заместителя генерального директора Владимир Зенухин.
Выступали мы в простой столовой, но оборудованной усилительной аппаратурой и видеоэкраном, на котором удалось показать, исполняя песни «Крымский марш» и «Крымский мост» видеоряды к ним, что значительно усилило эффект восприятия слушателями. В ходе очень короткого, но эмоционально и информативно насыщенного концерта-лекции Константин Свиридов успел сказать очень много, к тому же еще и спеть свои «шлягеры» - «Счастье есть!» и «Жить не умею, но учусь…». В заключении мною была исполнена песня «Наш президент», замечательно принятая и вызвавшая бурю эмоций. На концерте присутствовали и руководители строительства – заместитель директора «СГМ-Мост» Владимир Данилов и заместитель директора «Мостотреста» Евгений Бирюков, которому и была торжественно вручена моя новая книга «Пока звучат надежды струны…», ч. 2: До и после «Крымской весны» с отдельной главой в ней с названием «Крымский мост». По окончании концерт я с Константином сердечно, настоящим низким поклоном, поблагодарили строителей Крымского моста, выразив им таким образом наше восхищение содеянным делом рук их!
Завершили общение мы в кабинете, увешанном чертежами элементов моста, 1-го заместителя Генерального директора «СГМ-Мост» Вячеслава Климова (раньше, в советское время, так называлась должность Главного инженера), который выразил надежду, что подобные творческие встречи будут продолжаться и дальше и пригласил дать концерт летом, в августе – в День строителя, что мы с Константином и пообещали исполнить. В ходе нашего общения открылся еще один малоизвестный факт. Оказывается, – наш с Константином концерт-лекция в городке мостостроителей был первым концертом крымчан! Случилось это потому, что строительный городок находится на кубанской стороне пролива, поэтому туда приезжали только кубанские творческие коллективы. А со стороны Крыма не было до нас никого! Приятно быть первопроходцем! Думаю, что теперь, по проторенной нами дорожке, крымские творческие силы будут частыми гостями у мостостроителей.
Выехав домой, в Крым, мы еще раз оценили мощь и величие величайшего строительного сооружения – вершины инженерной и технологической мысли наших соотечественников – Крымского моста, проехав по нему за 19 минут, еще раз мысленно поблагодарив и строителей (которые, кстати, надеются приступить в скором времени к строительству еще одного грандиозного сооружения – моста с материковой России до острова Сахалин), и «Крымскую весну» с народом Крыма, поддержавшем на референдуме воссоединение с Россией, и «вежливых людей» - армию РФ, и крымских ополченцев Сводного полка Народного ополчения за то, что сегодня у всех крымчан и россиян из других регионов сегодня появилась возможность беспрепятственно и быстро приезжать в Крым и уезжать из него. В моей песне «Крымский мост», в которой написано: «Мы строим мост!» теперь придется в скором времени дописать еще один куплет со словами «И вот достроен мост!». И стоять ему века!