В Феодосии, на Старом городском кладбище, похоронен
Константин Александрович Никитин – знаменитый врач-челюскинец. Сейчас вряд ли при упоминании названия парохода «Челюскин» молодые люди смогут рассказать о подвиге, совершенном участниками экспедиции при освоении Северного морского пути. Ну, а мы в свое время восхищались мужеством челюскинцев, которые высадились на океанскую льдину с раздавленного льдами и затонувшего парохода.
Когда Константин Никитин оказался в Феодосии? Продолжал ли служить военным врачом, но уже на Черноморском флоте, пока остается не известным. Возможно, есть в Крыму люди, кто сможет дополнить приведенные ниже сведения.
На мраморной плите под уцелевшей фотографией значится: «Никитин Константин Александрович Врач челюскинец 1884/3/XII – 1954/1/VI ». Родился Константин Александрович в Нижнем Новгороде, в семье инженера. В 1912 году окончил Военно-медицинскую академию. До своего арктического похода успел поработать в качестве морского военного врача 13 лет.
На пароходе «Челюскин» Константин Никитин направлялся в составе группы для зимовки на остров Врангеля. 2 августа 1933 года судно «Челюскин» из Мурманска вышло в плавание. 13 февраля 1934 года пароход затонул и унес с собой жизнь одного человека. На протяжении двух месяцев, с 13 февраля до 13 апреля 1934 года члены экипажа боролись за свою жизнь, пытались обустроить организованную жизнь на льдах, построить аэродром, который постоянно покрывался трещинами и разламывался, заносился снегом.
Их было 104 человека, среди них 9 женщин и 2 детей. За здоровьем этих людей следил и помогал в трудные минуты врач Никитин. Об этих событиях написано немало книг, но, пожалуй, самой подробной и правдивой является двухтомник «Поход «Челюскина», где практически каждый из участников поделился своими воспоминаниями. Есть там и глава, написанная врачом К. Никитиным «Чем болели и лечились челюскинцы», где он утверждает, что выжить удалось, в том, числе, и благодаря закалке, приобретенной на «Челюскине»: «Громадную роль сыграла конечно и закалка, приобретенная на «Челюскине». Мы выдерживали работу в течение более полудня во время пурги при 32-градусном морозе. Благополучно перенесли резкий переход от комфортабельного парохода к неотапливаемым в первые дни палаткам…»
Покидал дрейфующую льдину Константин Никитин в числе последних, сопровождая тяжело больного начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта.
Все члены экипажа, в их числе и К. Никитин, в апреле 1934 года были награждены орденом Красной Звезды. Летчики, спасшие челюскинцев, получили высокое звание Героев Советского Союза.
Исследования продолжаются, историческую ценность вновь выявленных памятников предстоит еще доказать. Благодаря феодосийскому краеведу, замечательному человеку, педагогу Ростиславу Степановичу Лихотворику известно, что здесь находятся более 9 тысяч захоронений. За каждым из них стоит судьба человека. Главное заинтересовать в этом отдел по вопросам культуры, да и саму администрацию города. Вернуться к вопросу о присвоении кладбищу статуса «Феодосийский некрополь».
Cправочная информация:
- Никитин Константин Александрович – врач. Родился в 1884 году в Нижнем-Новгороде в семье инженера. В 1912 году окончил Военно-медицинскую академию. В качестве морского и военного врача он проработал 13 лет. На «Челюскине» направлялся для зимовки на о. Врангеля.
- Никитин Константин Александрович – уроженец Нижнего Новгорода врач, на «Челюскине» направлялся для зимовки на остров Врангеля. Когда челюскинцы сошли на лед состояние их здоровья было хорошее, за здоровьем людей следил и помогал в трудные минуты врач Никитин.
Челюскинцы – участники арктического рейса парохода "Челюскин" (в 1934 г. затертого льдами), высадившиеся на льдину и спасенные летчиками - первыми Героями Советского Союза. Цель похода освоение трассы Северного морского пути и научные наблюдения в Северном Ледовитом океане. Пароход имел водоизмещение 7,5 тыс. тонн и был спущен на воду в начале лета 1933 года. В Ленинград корабль прибыл 5 июня, там ему было присвоено новое название Челюскин, в честь советского исследователя севера и мореплавателя С. Челюскина. Судно сразу же стали готовить к длительному по времени плаванию в северных водах. В середине июля Челюскин с 800 тонн грузов и 3,5 тонн угля отправился с ленинградского порта в Копенгаген, где на протяжении недели судостроители устраняли различные дефекты. Затем пароход совершил переход в Мурманск, где принял на борт Ш-2 (самолет-амфибию). А 2 августа того же года судно вышло из Мурманска в свое трагическое плавание. Все проходило более-менее успешно вплоть до Новой Земли. Однако затем Челюскину предстояло пройти Карское море, которое практически сразу же показало, насколько беззащитным является пароход перед льдами. Уже 13 августа 1933 года образовалась большая течь и серьезная деформация корпуса. Тогда даже
возникали предложения вернуться обратно, однако командование приняло решение двигаться дальше. Но дальше было только хуже. В Восточно-Сибирском море кораблю пришлось столкнуться с тяжелыми льдами. 9-10 сентября были получены новые вмятины по левому и правому борту, кроме того, течь судна усилилась, и лопнул один из шпангоутов. Более того, поскольку преодолеть северное море осенью очень сложно, а зимой и вовсе практически невозможно, то нет ничего странного в том, что пароход вмерз в лед и стал дрейфовать. Тем не менее, благодаря удачному дрейфу 4 ноября 1933 году корабль сумел войти в Берингов пролив, и до чистых вод оставалось не так много. Но все усилия, которые предпринимала команда, не принесли результатов, потому как в проливе началось движение льдов в обратную сторону, и пароход вновь оказался в Чукотском море. А поскольку Челюскин, зажатый льдами, не мог самостоятельно передвигаться, то дальнейшая судьба корабля зависела исключительно от ледовой обстановки. Как результат 13 февраля 1934 года пароход затонул, унеся с собой жизнь одного человека. Еще 104 члена экипажа вынуждены были высадиться на океанские льды. Часть продовольствия и грузов с судна удалось снять до его затопления.
На протяжении двух месяцев, с 13 февраля до 13 апреля 1934 года члены экипажа боролись за свою жизнь, пытались обустроить организованную жизнь на льдах, построить аэродром, который постоянно покрывался трещинами и разламывался, заносился снегом.
Чем болели и лечились челюскинцы
Когда челюскинцы сошли на лед, состояние их здоровья было хорошим; исключением были два туберкулезных и больной воспалением седалищного нерва. Во время высадки на лед не было ни одного значительного травматического повреждения, ни одного серьезного отморожения. Не было и серьезных простудных заболеваний, отделались насморком, легким бронхитом. Объясняется это прежде всего строгой организованностью коллектива. Громадную роль сыграла конечно и закалка, приобретенная на «Челюскине». Мы выдерживали работу в течение более полудня во время пурги при 32-градусном морозе. Благополучно перенесли резкий переход от комфортабельного парохода к неотапливаемым в первые дни палаткам.
За все время пребывания на «Челюскине» не было ни одного серьезного заболевания. Несколько заболеваний гриппом протекли очень легко и проходили в два-три дня. Никаких осложнений грипп не давал, потом совсем исчез. Очевидно, грипп в условиях Арктики теряет силу своего воздействия на организм.
Врач К. Никитин.
По сообщению пресс-службы Феодосийской организации Русской общины Крыма