Поздравляем всех православных христиан с праздником Успения Матери Божией!
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизирует попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века.
Успение пресвятой владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствие жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостолов и всех верующих Она была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Матерь Божия поведала о чудесных событиях Благовещения, бессеменного зачатия и нетленного от Нее рождения Христа, Его младенчества и всей земной жизни. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами. Благоговение апостолов к Пресвятой Деве было чрезвычайно. По приятии Святого Духа в знаменательный день Пятидесятницы они пребывали в Иерусалиме около 10 лет, служа спасению иудеев и желая чаще видеть и слышать от Нее Божественные слова. Многие из новопросвещенных верою даже приходили из дальних стран в Иерусалим, чтобы видеть и слышать Пречистую Богородицу.
Во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. 12, 1-3), Пресвятая Дева Мария вместе с апостолом Иоанном Богословом в 43 году удалилась в Ефес, в котором проповедовать Евангелие выпал жребий апостолу Иоанну Богослову. Она была также на Кипре у святого Лазаря Четверодневного, там епископствовавшего, и на Святой Горе Афонской, о которой, как говорит святой Стефан Святогорец, Матерь Божия пророчески сказала: "Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица".
Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде.
По преданию, основанному на словах священномучеников Дионисия Ареопагита († 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца († 20 декабря 107 г.), святитель Амвросий Медиоланский в творении "О девственницах" писал о Матери Божией: "Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама".
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия "была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать". (Никифор Каллист заимствовал свое описание у святителя Епифания Кипрского, († 12 мая 403 г.); Письмо к Феофилу об иконах. Перевод текста святителя Епифания помещен в Великих Четиих-Минеях митрополита Макария. М., 1868, сентябрь, с. 363).
Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке о Успении Ее писал священномученик Дионисий Ареопагит. Во II веке сказание о телесном переселении Пресвятой Девы Марии на Небо находится в сочинениях Мелитона, епископа Сардийского. В IV веке на предание об Успении Матери Божией указывает святитель Епифаний Кипрский. В V веке святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, говорил святой благоверной греческой царице Пульхерии: "Хотя в Священном Писании нет повествования об обстоятельствах кончины Ее, впрочем мы знаем об них из древнейшего и вернейшего предания". Это предание с подробностью собрано и изложено в церковной истории Никифора Каллиста в ХIV веке.
Ко времени Своего блаженного Успения Пресвятая Дева Мария опять прибыла в Иерусалим. Слава Ее как Матери Божией уже распространилась по земле и многих завистливых и гордых вооружила против, которые покушались на Ее жизнь; но Бог хранил Ее от врагов.
Дни и ночи Она проводила в молитве. Нередко Пресвятая Богородица приходила ко Святому Гробу Господню, воскуряла здесь фимиам и преклоняла колена. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Святая Дева, никем не зримая, продолжала молиться пред ним. В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную, вечно блаженную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем Она вызвала праведного Иосифа из Аримафеи и учеников Господа, которым возвестила о Своем скором Успении. Пресвятая Дева молилась также, чтобы Господь послал к Ней апостола Иоанна. И Дух Святой восхитил его из Ефеса, поставив рядом с тем местом, где возлежала Матерь Божия. После молитвы Пресвятая Дева воскурила фимиам, и Иоанн услышал голос с Небес, заключавший Ее молитву словом "Аминь". Божия Матерь заметила, что этот голос означает скорое прибытие апостолов и Святых Сил Бесплотных. Апостолы, число которых и исчислить нельзя, слетелись, говорит святой Иоанн Дамаскин, подобно облакам и орлам, чтобы послужить Матери Божией. Увидев друг друга, апостолы радовались, но в недоумении взаимно спрашивали: для чего Господь собрал их в одно место? Святой Иоанн Богослов, с радостными слезами приветствуя их, сказал, что для Божией Матери настало время отойти ко Господу. Войдя к Матери Божией, они увидели Ее благолепно сидящей на ложе, исполненную духовного веселия. Апостолы приветствовали Ее, а затем поведали о их чудесном восхищении с места проповеди. Пресвятая Дева, прославляла Бога, что Он услышал Ее молитву и исполнил желание Ее сердца, и начала беседу о предстоящей Ее кончине. Во время этой беседы также чудесным образом предстал и апостол Павел с учениками своими: Дионисием Ареопагитом, дивным Иерофеем, Божественным Тимофеем и другими из числа 70 апостолов. Всех их собрал Святой Дух, чтобы они сподобились благословения Пречистой Девы Марии и благолепнее устроили погребение Матери Господней. Каждого из них Она призывала к Себе по имени, благословляла и хвалила веру и их труды в проповедании Христова Евангелия, каждому желала вечного блаженства и молилась с ними о мире и благостоянии всего мира.
Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Она молилась в ожидании Своего исхода и пришествия Своего вожделенного Сына и Господа. Внезапно облистал неизреченный Свет Божественной Славы, пред Которым померкли пылавшие свечи. Видевшие ужаснулись. Верх помещения как бы исчез в лучах необъятного Света, и сошел Сам Царь Славы, Христос, окруженный множеством Ангелов, Архангелов и других Небесных Сил с праведными душами праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Увидев Своего Сына, Божия Матерь воскликнула: "Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея" - и, поднявшись с ложа для встречи Господа, поклонилась Ему. Господь приглашал Ее в обители Вечной Жизни. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога.
Тогда началось радостное Ангельское пение. Сопровождая чистую душу Богоневесты с благоговейным страхом как Царицы Небесной, Ангелы взывали: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах! Се Царица, Богоотроковица, прииде, возьмите врата, и Сию премирно подъимите Присносущую Матерь Света; Тоя бо ради всеродное человеком спасение бысть. На Нюже взирати не можем и Той достойную честь воздати немощно" (стихира праздника на "Господи, воззвах"). Небесные врата возвысились, встретив душу Пресвятой Богородицы, Херувимы и Серафимы с радостью прославили Ее. Благодатное лицо Богоматери сияло славой Божественного девства, а от тела разливалось благоухание.
Дивна была жизнь Пречистой Девы, дивно и Успение Ее, как воспевает Святая Церковь: "Бог вселенной показует на Тебе, Царица, чудеса, превышающие законы природы. И во время Рождения Он сохранил Твое девство, и во гробе соблюл от истления тело Твое" (канон 1, песнь 6, тропарь 1). Благоговейно и со страхом лобызая пречистое тело, апостолы освящались от него и исполнялись благодати и духовной радости. Для большего прославления Пресвятой Богородицы всемогущая сила Божия исцеляла больных, с верою и любовию, прикасавшихся к священному одру. Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к погребению Ее пречистого тела. Святые апостолы Петр, Павел, Иаков с другими из числа 12 апостолов понесли на своих плечах одр, на котором возлежало тело Приснодевы. Святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью, а прочие святые и множество верных сопровождали одр со свечами и кадилами, воспевая священные песни. Это торжественное шествие началось от Сиона через весь Иерусалим в Гефсиманию.
При первом его движении над пречистым телом Богоматери и всеми провожавшими Ее внeзапно появился обширный и светозарный облачный круг, наподобие венца, и к лику апостолов присоединился лик Ангельский. Слышалось пение Небесных Сил, прославлявших Божию Матерь, которое вторило земным голосам. Этот круг с Небесными певцами и сиянием двигался по воздуху и сопровождал шествие до самого места погребения. Неверующие жители Иерусалима, пораженные необычайным величием погребального шествия и озлобленные почестями, воздаваемыми Матери Иисуса, донесли о том первосвященникам и книжникам. Пылая завистью и мщением ко всему, что напоминало им Христа, они послали своих слуг, чтобы те разогнали сопровождавших, и самое тело Матери Божией сожгли. Возбужденный народ и воины с яростью устремились на христиан, но облачный венец, сопровождавший по воздуху шествие, опустился к земле и как бы стеною оградил его. Преследователи слышали шаги и пение, но никого из провожавших не видали. Многие из них были поражены слепотой. Иудейский священник Аффония из зависти и ненависти к Матери Иисуса Назорея хотел опрокинуть одр, на котором возлежало тело Пресвятой Девы, но Ангел Божий невидимо отсек его руки, которые прикоснулись к гробу. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Когда шествие достигло Гефсимании, там с плачем и рыданием началось последнее целование пречистого тела. Лишь к вечеру святые апостолы могли положить его во гроб и закрыть вход в пещеру большим камнем. Три дня они не отходили от места погребения, совершая непрестанные молитвы и псалмопения. По премудрому смотрению Божию апостолу Фоме не суждено было присутствовать при погребении Матери Господней. Придя в третий день в Гефсиманию, он с горькими слезами повергся пред гробовой пещерой и громко выражал сожаление о том, что не удостоился последнего благословения Матери Божией и прощания с Ней. Апостолы в сердечной жалости о нем решились открыть пещеру и доставить ему утешение - поклониться святым останкам Приснодевы. Но, открыв гроб, они нашли в нем одни только Ее погребальные пелены и убедились таким образом в дивном вознесении Пресвятой Девы с телом на Небо.
Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: "Радуйтесь! Я с вами - во все дни". Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя ("часть Господа") и воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам". (Этим было положено начало чину возношения панагии - обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.)
Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир.
Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас.
Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна, оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе - в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками.
Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.
Святой Патриарх Иерусалимский Ювеналий (420-458) утверждал перед императором Маркианом (450-457) достоверность предания о чудесном восшествии Матери Божией на Небо и послал его супруге, святой Пульхерии († 453; память 10 сентября), погребальные пелены Матери Божией, которые взял из Ее гроба. Святая Пульхерия положила эти пелены во Влахернском храме.
Сохранились свидетельства, что в конце VII века над подземным храмом Успения Пресвятой Богородицы существовала верхняя церковь, с высокой колокольни которой был виден купол Храма Воскресения Господня. Следов этой церкви ныне не видно. В IХ веке близ подземного Гефсиманского храма была выстроена обитель, в которой подвизались более 30 монахов.
Большим разрушениям подвергся храм в 1009 году от гонителя святых мест Хакима. Значительные изменения, следы которых остались и поныне, произвели крестоносцы в 1130 году. В ХI-ХII веках исчезла из Иерусалима часть вырезанного камня, на котором Спаситель молился в ночь Его предания. Эта часть камня до VI века находилась в Гефсиманской базилике.
Но, несмотря на разрушения и изменения, общий первоначальный крестообразный план храма сохранился. При входе в храм по бокам железных дверей стоят четыре мраморных колонны. Чтобы войти в храм, надо спуститься по лестнице из 48 ступеней. На 23-й ступени на правой стороне находится придел в честь святых Богоотцев Иоакима и Анны с их гробницей, а напротив, на левой стороне - часовня праведного Иосифа Обручника с его гробницей. Правый придел принадлежит Православной Церкви, а левый - Армяно-Григорианской (с 1814 года).
Храм Успения Матери Божией имеет следующие размеры: в длину 48 аршин, в ширину 8 аршин. Ранее в храме кроме дверей были и окна. Весь храм украшен множеством лампад и приношений. В усыпальницу Матери Божией ведут два маленьких входа: входят западными дверьми, а выходят северными. Усыпальница Пречистой покрыта драгоценными занавесами. Погребальное ложе Матери Божией высечено из камня по образу древнееврейских гробниц и очень сходно с Гробом Господним. За усыпальницей находится алтарь храма, в котором ежедневно совершается Божественная литургия на греческом языке.
Масличные деревья на восточной и северной сторонах храма в VII-VIII веках приобрели православные у турок. Католики приобрели масличные деревья на восточной и южной сторонах в 1803 году, а армяно-григориане - на западной стороне в 1821 году.
12 августа в Малой Гефсимании в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского храма совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед светлой плащаницей, возлагает ее на руки и торжественно несет вплоть до храма в Гефсимании, где находится святая гробница Матери Божией. Все члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме во главе с начальником Миссии ежегодно участвуют в перенесении святой плащаницы, называемом "литанией".
Чин погребения Матери Божией в Гефсимании начинается по обычаю утром 14 августа. Множество народа во главе с архиереями и клириками отправляются от Иерусалимской Патриархии (возле Храма Воскресения Христова) в печальный путь. По узким улочкам Святого Града погребальная процессия движется в Гефсиманию. В первых рядах шествия несут икону Успения Пресвятой Богородицы. По дороге икону встречают богомольцы, лобызают лик Пречистой и подносят к иконе детей разных возрастов. За духовенством в два ряда шествуют чернецы - монахи и монахини Святого Града: греки, румыны, арабы, русские. Шествие, продолжительностью около двух часов, завершается параклисом в Гефсиманском храме. Перед престолом, за усыпальницей Матери Божией, сооружается возвышенность, на которой в благоухающих цветах и миртах, покрытая драгоценными пеленами покоится плащаница Пресвятой Богородицы.
"О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает..." - здесь, у гроба Самой Пречистой, эти слова пронзают своим первоначальным смыслом и печаль растворяется радостью: "Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!"
Многочисленные паломники, прикладываясь к иконе Успения Пресвятой Богородицы, по древнему обычаю, наклонившись, проходят под ней.
В день отдания праздника (23 августа) снова совершается торжественное шествие. В обратный путь святая плащаница Пресвятой Богородицы переносится духовенством во главе с настоятелем-архимандритом Гефсимании.
«Да не опускается в доме вашем акафист Матери Божией»
Проповедь на Успение Пресвятой Богородицы
Возлюбленные верующие!
Все праздники в Церкви Христовой Православной, установленные в честь святых, доставляют великую духовную радость православным христианам. Но как бы велико ни было славословие, которое мы воздаем святым, оно не может идти в сравнение с тем, которое мы должны воздавать Богу, сотворшему святых.
Сегодня праздник не святых и не ангелов. Сегодня Церковь Божия Православная празднует и чествует Царицу всех ангелов и всех святых. Нельзя уравнивать чествование рабов и царей. Сегодня праздник царский, ибо Царица всей твари ныне преселяется от нас.
Однако будет хорошо, чтобы вы знали, как происходило всё при Успении Богородицы, как преселилась Матерь Жизни от нас на небо. И вот как.
За три дня до Успения Богородицы Пресвятый и Всесильный Бог и Спас наш Иисус Христос послал с небес архангела Гавриила, чтобы он благовестил Его Матери о преселении Ее в беспопечительность. Этот божественный архангел, который некогда был послан Богом благовестить Ей о том, что Она родит Христа, Спасителя миру, приходит и теперь и возвещает Ей преселение из этой жизни земной в отдохновение вечное и в славу и честь неизреченную, ожидающую Ее на небесах[1].
И придя, архангел Гавриил принес Пречистой Деве Марии в качестве знамения финиковую ветвь, как на Благовещение принес Ей лилию. Пресвятая Матерь Божия, узнав от архангела Гавриила, что надо оставить мир и эту землю, возвратилась домой в радости великой и опрятала дом Свой свечами и ладаном; и, молясь, вышла из дому и отправилась на гору Масличную, где часто имела обыкновение молиться Сладчайшему Сыну Своему Иисусу Христу.
Итак, когда Пресвятая Матерь Божия пошла на гору Масличную и молилась, совершилось чудо великое и преславное: маслины и все деревья на горе той и все тамошние древа плодовитые, когда Она поклонилась, тоже поклонились вместе с Ней до самой земли. И каждый раз, когда Она кланялась, склонялись и деревья до земли в знак великого благоговения и почитания, возносимого Пресвятой Матери Божией, Матери Жизни.
Затем возвратилась Она, и соделалось сильное землетрясение, так что содрогнулось место, на котором стоял дом Ее. И пала Она ниц в молитве, и снова возжгла свечи и ладан, и созвала всех святых жен, проживавших вместе с Ней, святых мироносиц и приятельниц Своих, и сказала им:
– Вот, наступило время Мне покинуть вас, пойти к Сыну Моему и Богу Моему.
И опечалились весьма и горько заплакали святые жены и мироносицы и все святые вдовы и девы, последовавшие Пресвятой Богородице и поучениям Ее.
А за этим чудом последовало и иное чудо. Внезапно соделался вихрь великий и ветер сильный, и нес он на облаках небесных двенадцать апостолов (с тех краев земли, куда они были посланы на проповедь), чтобы и они стали причастниками чествования и погребения Пресвятой Девы Марии. Апостолов нес на облаках Сам Бог Слово, чтобы воздать еще большую честь и славу Пресвятой Матери Своей.
И когда они прибыли, то сказала Она им:
– Священные ученики Мои и Сына Моего, апостолы и ученики, вот по какой причине принесли вас облака сюда, в Гефсиманию. Мне надобно преселиться отсюда; была Мне весть от архангела Гавриила, что надобно оставить вас, однако не насовсем, а перейти на небеса и оттуда помогать вам.
И заплакали все божественные апостолы. А напоследок пришел великий апостол Павел и, проливая слезы, сказал:
– О Матерь Жизни и Бога Слова! Я Бога моего Иисуса Христа во плоти не видел, и когда видел Тебя во плоти, мне казалось, что Он Сам всегда пребывает с нами и я вижу Его Самого. И великое утешение было нам, апостолам, иметь Тебя с нами. А теперь уходишь и Ты! Для Тебя это великая радость, ибо уходишь Ты в радость вечную. А мы и радуемся, и скорбим. Радуемся Твоей радости, ибо уходишь Ты в пресвятые места оные и веселие бескрайнее, но и скорбим, ибо остаемся здесь, на земле, без лицезрения Тебя, и без кротости Твоей, и без священных Твоих наставлений и святых Твоих молитв пресильных[2].
Так же говорили и прочие апостолы. Затем Пречистая Богородица сказала им последнее слово, говоря:
– Вот, Я возлягу на ложе Мое и положу тело Мое так, как будет на то воля Моя, а вы так его оставьте.
И, сказав это, испросила прощения у всех бывших там, у божественных апостолов и святых жен, и, осенив Себя крестным знамением, возлегла на ложе, смежила очи, сложила руки на груди и предала дух Свой.
О чудес Твоих, Пречистая Матерь Божия! Как только Пресвятая Матерь предала дух Свой пресвятой и пречистый в руки Сына Своего, все слепые и все увечные, хромые и больные, сошедшиеся туда из города и всяких окрестностей, соделались здоровы! Немые заговорили, глухие слышали, прокаженные очистились, хромые ходили, ибо так благоволил Пресвятой Бог и Спаситель Христос почтить Успение Пресвятой Матери Своей чудесами преславными, дабы знали все, что умерла не обыкновенная женщина, а Матерь Слова, Матерь Бога, Бога чудес[3].
И как только Матерь Божия предала пречистую душу Свою, божественные апостолы услышали тысячи и миллионы песнопений ангелов на воздухе, восхвалявших и воспевавших исхождение Матери Пресвятого Бога. И запели и они сами, подобно ангелам на воздухе.
И взяв ложе то с пречистым и пресвятым телом Матери Божией, начали путь свой к Гефсиманскому саду, неся его туда, чтобы положить в могилу. И сопровождали их ангельские песнопения с воздуха, а апостолы со множеством христиан и все ученики Иисус Христовы пели на земле. И сложилось общее пение стада словесного Иисус Христова на земле и стада умного на небе, то есть ангелов. И так провожали и небо, и земля – то есть и люди, и ангелы – Матерь Божию ко гробу Ее пресвятому.
И когда шли они так, и слышались песнопения, и исходило благоухание от пресвятого тела, наполнявшее места, по которым они проходили, возбудилась зависть иудеев, и иные из них устремились с великой дерзостью, чтобы сбросить на землю с плеч апостолов ложе то пресвятое. И один дерзнул даже подойти и поднять руки свои на ложе пресвятое. Но – о чудес Твоих, Матерь Божия! – все желавшие сбросить носилки с плеч апостолов ослепли и уже не видели, ни откуда они пришли, ни куда шли!
А тому, кто дерзнул – то был еврей, именуемый Антонием, – прикоснуться к пречистым носилкам, на которых покоилось пресвятое тело Матери Божией, тотчас отсечены были невидимой ангельской десницей обе руки, и висели они, прилепившись к носилкам, а сам он рухнул без чувств и полумертвый.
И стали просить прощения у Матери Божией и ослепшие, и тот, у кого отсечены были руки. И тогда божественный апостол Петр, взяв с груди Матери Божией, с носилок, пальмовую ветвь, принесенную Ей архангелом Гавриилом, приложил ее к глазам ослепших, и тотчас они стали здоровы, и когда коснулся он рук, отсеченных невидимым ангелом, то срослись руки снова!
И так совершились преславные чудеса Матери Божией. Оттого воскликнули все в один голос:
– Велик Бог Иисус Христос и велика Пречистая Матерь Его, Пресвятая Дева Мария!
И пошли дальше вместе все. Шли и завидовавшие ранее, поя и исповедуя грехи свои Христу Богу, и, раскаиваясь в прегрешении своем прежнем, воспевали Матерь милости, Матерь Господа, не удержавшую грех их, а простившую всех и подавшую им исцеление.
И, придя в Гефсиманский сад, положили пречистое тело Богородицы в гроб каменный, новый, высеченный заранее, и, приложив камень к двери гроба, три дня и три ночи слышали пение ангелов вокруг гроба Пресвятой Богородицы.
Затем произошло другое чудное дело. Апостол Фома, не бывший и на Воскресении Господа и потому не поверивший, что Спаситель Воскресший явился десяти ученикам, опоздал и теперь, по Промыслу Божию. И не был он принесен на облаках небесных вместе с остальными, а принесло его облако уже после погребения Матери Божией. Потому он печален был и скорбен весьма, думая: «За какие грехи не удостоился я увидеть однажды во плоти Матерь Божию? За какой грех я медлил верой и на Воскресение, и теперь опоздал – на Успение Матери Божией?»
И тогда внушил Бог апостолам, чтобы они, с общего совета, открыли гроб Пресвятой Богородицы, чтобы и Фома облобызал ноги Пресвятой Матери Божией в гробу и получил утешение и твердое упование на то, что принята и его проповедь Евангелия Иисус Христова.
И когда открыли могилу и гроб Матери Божией – о чудес Твоих, Пресвятая Богородице! – не нашли там тела Пресвятой Девы Марии, но одну только плащаницу, как оставалась она и в гробу Спаса Христа после Воскресения, ибо Пресвятой Бог и Спас наш Иисус Христос взял с телом Матерь Свою Пресвятую на небеса и посадил на место, которое ведает Сам.
Это подлинное событие, братия, и истина эта о случившемся при Успении Матери Божией передавалась до нынешнего дня.
Но обратите внимание на то, что и при страшном страдании Спаса нашего Иисуса Христа, при Его распятии и кончине тоже произошли великие чудеса. Там соделалась тьма от часа шестого до девятого по всей земле. Там сотряслась земля и камни раскалывались надвое в Иерусалиме. Там гробы раскрылись и мертвые воскресли.
И вот, как при кончине Спаса нашего Иисуса Христа совершились преславные и великие чудеса, так благоволил Пресвятой Ее Бог и Сын, Спаситель наш Иисус Христос, почтить и Успение Пресвятой Своей Матери чудесами преславными. То были: пришествие архангела Гавриила, склонение деревьев, кланявшихся Ей на горе Масличной, прибытие божественных апостолов на облаках, ослепление и отсечение рук дерзким и исцеление их после раскаяния, ангельские песнопения, слышавшиеся со всех сторон невидимым образом, сопровождавшие Матерь Божию ко гробу, и затем вознесение Ее с плотью на небеса и оставление в гробе пресвятой плащаницы, в утешение остающимся на земле.
Но почему же совершилось столько чудес? Почему, когда предала дух Свой Матерь Божия, исцелилось столько глухих, прокаженных, хромых, одноруких, сухоруких и всяких иных больных? Почему столькими преславными чудесами увенчал Пресвятой Бог Успение Пречистой Своей Матери? Вот почему: для нас и для веры нашей, чтобы мы знали до самого конца света, Кем была Матерь Божий на земле, Кто преселился тогда на небо.
Та, Которая преселилась тогда на небо, есть Дщерь Божия, ибо слышишь, что говорит Дух Святой? «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя»[4], – и прочее. И в то же время Она – Матерь Слова по плоти. Это нам опять же говорит Дух Святой: что тогда преселилась на небо Невеста Пренепорочная, Царский чертог Пресвятого Духа, палата Духа пресвятая и пречистая.
А если мы спросим святых пророков и каждого из них в отдельности, то услышим от всех: ныне преселилась на небо Голубица духовная и словесная, принесшая в мир знак прекращения потопа греха – масличную ветвь, которую несла голубица Ноева, знак умилостивления Бога во спасение рода человеческого. Это сказали бы нам и божественные пророки: ныне преселилась на небо лествица умная, лествица духовная, по которой естество человеческое поднялось от земли до неба и воссело одесную Бога Отца посредством обожженного тела Иисуса Христа.
Спросим Давида, преблаженного предка Ее и родителя, отца Бога по плоти, и он тоже скажет нам: ныне преселилась на небо Царица, стоящая одесную Святой Троицы в ризах позлащенных, одеяна и преукрашена[5].
Иезекииль пророк скажет нам: ныне преселилась на небо дверь Божия заключенная, через которую никто не проходил, один только Господь Бог, и заключенной оставил Ее, не нарушив печатей девства Ее.
Если спросим пророка Исаию, то он скажет нам также: ныне преселилась на небо Дева, родившая Еммануила, то есть Христа Бога, Которая всегда есть и будет с нами[6].
Если просим Гедеона, скажет нам и он: ныне руно, полное росы Духа Святого, преселилось на небо[7].
Если спросим Аввакума пророка, он скажет нам в свою очередь: ныне гора Божия, осененная густой тенью, преселилась на небо[8].
И снова скажет нам Давид: ныне преселилась на небо гора, в которой благоволил жить Бог[9].
Если спросим пророков, все скажут, что ныне Матерь Бога Слова, Матерь Жизни, Матерь милости и милосердия преселилась от нас на небеса.
Да, братия, сколько еще сказали бы о Матери Божией, но этого невозможно пересказать на одной Литургии, ибо слишком коротко время и никто не может восхвалить Ее по достоинству. Будем же знать, что сегодня преселилась на небо Матерь наша, Матерь милости и милосердия. Для всех нас, кому Бог Отец, Матерью духовной является Матерь Господня, Которая всегда молится и всегда ходатайствует о нас и о спасении рода человеческого.
Бог давно уже погубил бы мир, как говорят божественные отцы, за многие грехи, которыми люди прогневляют Бога; но Матерь Господа как связывала Иисуса Христа повоем и пеленала Его в яслях, так же связывает теперь гнев Бога и останавливает Его, чтобы Он не погубил род человеческий. Ибо не хочет Матерь милости и милосердия, чтобы Бог губил души людей, ибо знает, что если бы возгорелся гнев Божий, то погубил бы весь мир, соделавшийся обителью стольких грехов и зол.
Пресвятая Дева Богородица, служившая Отцу как Дочь, Христу как Мать и как святая Служительница – Духу Святому, всегда остающаяся Служительницей и Рабой Господней, как сказано в Евангелии[10], всегда служащая теперь Пресвятой Троице на небесах вместе со всеми святыми и ангелами после того, как непрестанно служила Ему на земле до последнего вздоха, ныне всегда ходатайствует и всегда молится о нас и спасении нашем.
Есть у нас там, на небесах, Матерь добрая и милостивая. Не подумайте, будто если сегодня преселилась Матерь Господа на небо, то Она покинула мир. Нет! Перейдя однажды туда, Она имеет большую власть и с большей силой помогает нам. Она теперь ближе к Престолу Божества, Она ушла туда, чтобы всегда призирать на нужды нищих, молитвы вдов, на убогих, заключенных, гонимых, страждущих, больных. Там Она соделалась Матерью, помогающей всем в бедах, всем притесняемым и всем любящим Ее и призывающим на помощь всем сердцем. Есть у нас на небе Матерь преблагая, Матерь милости и милосердия, Которая всегда молится о всей Церкви Христовой и каждом чаде Церкви Христовой в отдельности.
Блаженны и трижды блаженны христиане, хранящие икону Пресвятой Богородицы в доме своем и каждый день читающие акафист, молебен и иные молитвы Матери Божией. Нет на небе и на земле Лица более сильного, после Святой Троицы, чем Матерь Божия, могущая помочь нам.
Если память праведного с похвалами, то сколько же похвалы подобает нам приносить Матери Божией – Царице всех праведников, всех святых и всех ангелов Божиих? А если Она Царица, то имеет от Пресвятого Бога и великую силу помогать нам, покровительствовать миру, приходить на помощь и малым и большим, и богатым и бедным, и мудрым и простым, и больным и здоровым, и всем верующим, являясь в то же время Матерью нашей Небесной.
Блаженны те христиане, которые, после Святой Троицы, почитают Матерь Божию всем сердцем и, куда бы ни шли, говорят так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих помилуй мя, грешного (грешную)».
Расскажу вам одну историю, чтобы вы увидели, сколь скорая Помощница Матерь Божия тем, для кого она – Матерь и кто почитает Ее как Матерь Бога Слова, и как близка Она к верующим в Нее и всегда призывающим Ее на помощь.
Жила одна женщина-вдова, у которой умер муж, когда она еще была молодой, и осталась она с двумя малыми детишками. И было у бедной женщины также хозяйство. Но она почитала Бога и Пресвятую Богородицу, держала в доме икону Ее с Божественным Младенцем в объятиях. И научила она детей с малых лет кланяться пред иконой, читать «Отче наш», читать «Верую» и для начала хотя бы самые краткие молитвы к Матери Божией. А дети как младенцы, каковыми они и были, спрашивали:
– Мама, а Кто это на иконе?
И она говорила им:
– Это ваша Мама, ваша истинная Мама.
– А ты нам не мама?
Она говорила:
– Нет, ваша истинная Мать – на небесах, и зовут Ее Матерь Божия.
– А Кто Этот Ребенок, Которого Она держит на руках? – спрашивали они.
– Это Господь наш Иисус Христос, Который создал нас и был носим во чреве Матери Божией. Она родила Его от Духа Свята, и Он был Богом и Человеком совершенным.
Так учила бедная мать детей тому, Кто такая Матерь Божия, и учила их всем сердцем, что Матерь Божия и есть их настоящая Мать. Потому дети, пробуждаясь утром, прежде чем заговорить со своей матерью, прибегали к Матери Божией, клали несколько земных поклонов, читали «Отче наш» и затем молитвы к Матери Божией, чествуя Ее по силе своего детского разумения.
И вот однажды бедной женщине надо было пойти на жатву в поле, а детей не на кого было оставить. И было у нее обыкновение, оставляя детей, запирать их в доме. И вот она позвала детей, оставила им поесть и сказала:
– Вы остаетесь дома одни; я пойду на работу, ибо мне много надо жать.
А дети спросили:
– А с кем мы останемся?
– Вот, вы остаетесь с Матерью вашей, – и показала им на икону Матери Божией, перед которой горела лампада.
И еще сказала:
– Ваша Матерь остается с вами и будет защищать вас, а вы будьте умницами и молитесь, если окажетесь в беде. Взывайте к Ней, ибо Она защитит вас!
Дети поверили матери своей, что не остаются одни, а остаются с Матерью своей Небесной. И ушла бедная женщина поспешно на дела свои, в поле. А дети молились, и ум их всё переходил с одного на другое, не останавливаясь на одной мысли.
Итак, позабыли они о маминых советах. Помолились какое-то время, затем взялись за игры и стали играть с огнем. Мама, я говорил, заперла их в доме, чтобы они не вышли на улицу и не потерялись, зная, что сама едва ли через полдня вернется домой.
И когда дети стали играть с огнем, дом загорелся. А они, видя, что вспыхнули вещи домашние, ковры и что там еще у них было, и когда увидели, что весь дом пылает, и некому прийти тушить его, ибо стояла летняя пора и все были на работе, побежали к иконе Матери Божией, схватились за нее ручонками и закричали:
– Мама, не оставь нас!
И – о чудес Твоих, Матерь Божия! – дом весь сгорел, но огонь не коснулся стены, на которой висела икона Пресвятой Богородицы с вцепившимися в нее детишками!
Женщина услышала в поле, ибо кто-то донес до нее эту весть:
– Ой, женщина, у тебя сгорел дом!
А она, бедняжка, говорит:
– О горе мне, я же оставила детей дома!
Но сказавший не знал о чуде, произошедшем с детьми, а всего-то и сказал ей, что: «Беги, ибо я слышал, что это твой дом!»
Она же, услышав, бедная, и зная, что заперла детей своих в доме, бегом пустилась бежать, и сердце ее готово было выскочить из груди от этого бега и испуга. И когда добежала до околицы, то спросила:
– У меня сгорел дом?
– Да, – отвечали ей, – сгорел твой дом. Видели у тебя огонь большой, и люди побежали тушить, но дом уже сгорел.
А она вскричала:
– Матерь Божия, как же Ты бросила детей моих, я же на Тебя их оставила!
И, рыдая и причитая, бежала как полоумная. И, прибежав, увидела, что стоит народ и смотрит на чудо преславное: весь дом сгорел, а стена с иконой Богородицы стоит нетронутая, и детишки держатся ручонками за икону и кричат: «Мама, Мама!»
И, увидев это, бедная женщина бросилась через огонь к иконе Матери Божией и с великой признательностью благодарила Матерь Божию, что этих младенцев, которых она вверила Ей, сохранила живыми и здоровыми[11].
Это я рассказал вам, чтобы показать: кто почитает Богородицу как свою Матерь и Покровительницу, того Она защитит: и его, и детей его, и скот, и всё стяжание. Имейте же эту веру всегда, да не опускается в доме вашем акафист и честной молебен Матери Божией, и какая бы скорбь ни постигла вас и какая беда, призывайте Матерь Божию всем сердцем, и Она непременно придет со Своей скорой помощью, с пресвятыми и пресильными молитвами Своими.
Знайте, что нет души под небом, которая возложила бы упование на Матерь Божию и осталась бы постыжена до конца. Ее молитвами будет она иметь в нынешнем веке покой, утешение, покров и прибежище, и в минуту смерти милость Матери Божией не оставит ее. А в день Суда Матерь Пресвятая станет на колени перед Пресвятым и Сладчайшим Сыном Своим и Богом нашим Иисусом Христом и скажет: «Господи Боже и Сыне Мой, эта душа измученная даже если и согрешила, но всегда просила Меня молиться Тебе. Прости ее, помилуй и сотвори с нею милость».
И так мы молитвами Пресвятой Богородицы обретем милость и в веке нынешнем, и во время смерти, и в день Суда.
Аминь! [12]
Архимандрит Клеопа (Илие)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Cleopa Sihastria
1 См.: Пролог, месяц август, в 15-й день.
2 См.: Там же.
3 См.: Там же.
4 Пс. 44: 11.
5 См.: Пс. 44: 14.
6 См.: Ис. 7: 14.
7 См.: Суд. 6: 37–38.
8 См.: Авв. 3: 3.
9 См.: Пс. 67: 17.
10 См.: Лк. 1: 38.
11 После кончины старца Клеопы подобная история произошла с ним самим: в одном монастыре случился пожар, и у некоей монахини выгорел весь ее домик вместе с содержимым, а также с окнами, полом и крышей. Нетронутым остался лишь обычный бумажный портрет старца Клеопы, которого она почитала, одиноко продолжавший висеть на стене.
12 Из книги «Predici la S?rb?torile de peste an»
[«Проповеди на праздничные дни»].Editura Christiana, 2001.