Очередное заседание Союза женщин Республики Крым прошло в форме литературно-художественного вечера, гостями которого стали писатель, поэт, публицист, лауреат литературной премии Крыма
Татьяна Шорохова, вдова известного крымского художника Виктора Буня
Тамара Смирнова, исполнительница духовных песнопений
Анна Зоря. В мероприятии приняли участие депутаты Государственного Совета Республики Крым – председатель Союза женщин Республики Крым
Лариса Чулкова и её заместитель
Наталья Лантух. Организатором и ведущей литературно-художественного вечера выступила активист женского движения Крыма журналист
Эльвира Иванова.
Апостол света
В этом году в Крыму под редакцией митрополита Лазаря и Татьяны Шороховой вышло двухтомное издание «Да светит всем». Этот фундаментальный труд рассказывает о жизненном пути нашего великого соотечественника, современника, профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого (святителя Луки). Это сейчас ему посвящены десятки книг, сотни статей и исследований. Имя святителя Луки носят школьные гимназии и медицинские институты, памятники и храмы в его честь воздвигнуты не только в нашей стране, но и за рубежом.
А в 1961 году, сразу после смерти святителя, его имя постарались забыть, стереть из памяти, а его могилу вообще закатали в асфальт. Почти четверть века продолжалось это беспамятство, пока в 80-е годы прошлого века не начался своеобразный ренессанс вокруг имени святителя. Откуда это незатухающее желание узнать как можно больше о жизни и трагической судьбе святителя, познать секреты его высочайшего профессионального мастерства в области хирургии, вникнуть в его философские размышления? Слушая рассказ Татьяны Шороховой, понимаешь причины этого активного интереса. Святитель Лука – не просто ученый, философ, богослав планетарного масштаба. Он опередил свое время, оставаясь зачастую непонятным современниками. И если знаменитые «Очерки по гнойной хирургии» получили в свое время Сталинскую премию и до сих пор этот труд является учебным пособием для будущих хирургов, то философские воззрения святителя, его вера в Бога, его проповеди были очень неудобны властям и никак не вписывались в концепцию строительства светлого коммунистического будущего. Все философские труды были под запретом. Это и понятно, ведь стоило, например, пытливому уму ознакомиться с трактатом «Дух, душа и тело», как в голове сразу появилось бы множество вопросов и отнюдь не материалистического толка. Татьяна Шорохова заострила внимание слушателей на том, в каком окружении формировались взгляды и убеждения будущего ученого и философа. Это была трудовая российская интеллигенция – учёные, светила медицины, художники, общественные деятели.
А какое великолепное образование дала будущему святителю гимназия! Вы только вдумайтесь в название сочинений, которые предлагались для написания: «Родина и чужая сторона», «О скоротечности жизни», «Слово как источник счастья», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «О непрочности счастья, основанного только на материальном богатстве», «О проявлении нравственного начала в истории», «На чем основывается духовная связь между предками и потомством» и т.д. Это ли не базис, фундамент для формирования человеческой личности! Это вам не в «угадайку» сыграть на современном ЕГЭ.
Работая над двухтомником, автор побывала в тех сибирских городах и селениях, где в свое время отбывал ссылки святитель Лука. Ее исследовательская работа в местных архивах, музеях, встречи с людьми, в семьях которых хранится память о святителе, - все это вылилось в очень эмоциональный, насыщенный новыми фактами, вдохновенный труд. И адресован он, конечно же, нам. Чтобы мы задумались (это никогда не поздно) над своей жизнью, поступками, мыслями и делами.
Крым художника Виктора Буня
В этом году исполнилось 15 лет, как не стало известного крымского художника Виктора Васильевича Буня. Его вдова Тамара Смирнова охотно откликнулась на приглашение встретиться с активистами Союза женщин Республики Крым. Ее живой рассказ о жизни художника никого не оставил равнодушным, а демонстрация слайд-фильма позволила присутствующим как бы переходить от картины к картине, останавливаясь то у пылающего в закатном солнце Чатыр-Дага, то у домика под черепичной крышей. Словно видения, возникали перед взором скалы Кара-Дага, круто обрывающиеся в море, окутанные облаками вершины гор, знойные улочки старого Бахчисарая, разрушенный херсонесский храм. Это был Крым Виктора Буня.
На экране – очередная картина, и зрители как будто окунаются в безбрежную морскую даль. В лицо веет свежий морской бриз. Не понятно: где море, где небо…Хочется вдохнуть в себя эту глубину, взлететь и парить в вышине, потом окунуться в волны и снова воспарить к небесам. И так – бесконечно…
Странное и удивительное свойство имеет живопись. Я не знаю, какое настроение было у художника и что заставило его взяться за краски однажды туманным осенним днём. Перед нами окно, за окном осенний пейзаж. Там, по ту сторону – прохладно, безлюдно. А по эту сторону оконной рамы – свет и тепло. Вот и астрам в вазе на подоконнике вольготно, их пестрые головки «улыбаются», а деревянная оконная рама светиться янтарем. Как, должно быть, покойно и удобно в этом доме (который мы не видим, но который можем домыслить) и как хорошо, наверное, в этом доме живется. Приятно это настроение покоя и защищенности.
Виктор Бунь – удивительный художник. Он философствующий лирик в своих пейзажах, трагичен в серии Бетховенских портретов. И рядом с этим – детскость, смешливость, юмористическое отношение к жизни. Одна «Баба с железками» чего стоит!
Знаменитый Владимирский храм в Херсонесе сейчас сияет, как сказка. А когда-то он стоял в страшной разрухе. Вместо купола – небо, внутри – горы мусора, по которым бродили козы, собаки. И такой беспросветностью от всего этого веяло, что казалось: этому не будет конца. Слава Богу, что все это в прошлом. Возрожденный собор засиял во всем своем величии. И мало кто уже помнит о том, какую трагедию он пережил. А помнить надо! И Виктор Васильевич оставил нам эту память сердца. То, что мы видим на картине, – это даже не развалины. Это – реквием.
Ни один цифровой фотоаппарат, ни одна современная кинокамера не оставит нам свидетельства нашей жизни в их красках и в том обаянии, как это может сделать художник своим искусством. Виктор Васильевич Бунь рассказал нам о своем мире, каким его видел, любил, понимал, в надежде, что все это, собранное в его картинах, будет нами понято, принято душой и сохранено в сердце.
Ну, а духовные песнопения и русские романсы в исполнении Анны Зори придали этому рассказу лирическое, душевное настроение.