Севастополь без преувеличения можно назвать самым русским городом вне границ нынешней России. Севастопольцев иногда даже считают «более русскими, чем сами россияне».
И действительно, приезжие с «большой земли» отмечают, что в самой Российской Федерации редко увидишь столько триколоров, сколько развевается сегодня над крышами и балконами домов Севастополя, украшает машины горожан, реет над участниками различных акций. Каждое воскресенье от памятника основательнице Севастополя - российской императрице Екатерине Великой - стартует Севастопольский ритуал – шествие горожан с российскими, Андреевскими и севастопольскими знаменами по центральному кольцу города с преклонением у чтимых севастопольцами памятников. Почти каждые выходные дни по улицам главной базы Черноморского флота движется автопробег с российскими флагами. Трехцветные и георгиевские ленты пестреют на детской одежде и рюкзачках, деловых костюмах и рабочих комбинезонах, на пиджаках и платьях людей. А среди молодых севастопольцев большой популярностью пользуются футболки цветов российского флага.
Фраза «Севастополь – русский город, город русской славы!» - звучит в Севастополе не только на митингах и памятных акциях. Эти слова вы можете услышать от какой-нибудь старушки-попутчицы в транспорте, от молодежи, гуляющей по Приморскому бульвару, от продавца на рынке.
А вот к Украине образца «оранжевой демократии», к украинизации, к стремлению в НАТО, к переписыванию истории и новым «героям Украины» отношение в Севастополе, мягко скажем, негативное.
«Недавно вернулся из Севастополя. Был шокирован. Весь город в москальских флагах, жители при одном лишь слове «Украина» начинают плеваться, в магазине начинаешь разговаривать на украинском, так тебя не хотят обслуживать. Таких враждебно настроенных против Украины людей нет даже в России!» - сетует на форуме сайта украинской националистической организации «Свобода» некто «Броварчанин».
Впрочем, именно активисты «Свободы» и других ультранационалистических украинских организаций без приглашения приезжают в Севастополь с оранжевыми и черно-красными флагами, и под охраной милиции проводя малочисленные митинги, пытаются внушить севастопольцам, что их героями отныне должны быть не Суворов, Ушаков и Нахимов, а Сагайдачный, Мазепа и Бандера, что сами жители Севастополя должны отказаться от своих прежних ценностей и убеждений и стать «свидомыми украинцами».
Севастопольцы в другие регионы страны «со своим уставом» не лезут – не уничтожают неугодные памятники и кладбища, не устраивают шумных митингов в других городах. Но свою веру, язык, историю, святыни на своей земле защищают упорно. За последние несколько лет значительно возросло количество и активность горожан, отстаивающих город и его ценности, пропорционально усиливающемуся давлению со стороны властей.
В минувшем году севастопольцы установили и защитили от нападок украинских чиновников и националистов памятник Екатерине Великой (все лето у монумента дежурили горожане, гости города, казаки), не дали украинским адмиралам повесить на памятнике архитектуры и истории - Графской пристани - табличку о «90-летии украинского флота» (для этого горожанам пришлось прорывать оцепление украинских военных моряков), множеством российских флагов на набережных города встречали корабли Черноморского флота, возвращавшиеся от берегов Кавказа после отражения грузинского вторжения в Южную Осетию.
В нынешнем году российскими флагами «приветствовали» горожане президента Украины В.Ющенко, устроив бойкот «дня украинского флота» и отметив свои праздники - день рождения адмирала П.С.Нахимова и День защитников Графской пристани. А вот участников 13-го международного байк-шоу, посвященного 65-й годовщине освобождения Севастополя, которые прибыли в Севастополь с благословением Патриарха Русской православной церкви Кирилла и под триколором, подаренным премьер-министром России В.Путиным, город встречал восторженно. На байк-шоу пришли десятки тысяч человек, подпевавшие за лидером группы «Алиса» Кинчевым популярную песню «Небо славян», а за ансамблем Черноморского флота России гимн Севастополя и «Севастопольский вальс». Тысячи людей собрались и на площади Нахимова, куда прибыли участники пробега, чтобы возложить цветы к Мемориалу защитникам Севастополя.
«Это наш город на сто процентов! За него сражались наши деды, прадеды, памяти которых мы посвятили байк-шоу. Обидно, что теперь отсюда выгоняют наш флот. Я тебе честно скажу, что я еле-еле уговорил ребят взять в колонну украинский флаг, когда мы в субботу ездили в Севастополь. И, кстати, прежде всего, отказывались брать флаг сами украинцы!» - делится впечатлениями организатор байк-шоу, президент московского мотоклуба «Ночные волки» Александр Залдостанов, известный под псевдонимом «Хирург».
Когда пишутся эти строки, Севастополь готовится принимать на своей земле главу Русской Православной церкви, на встречу с которым уже пожелало прийти свыше 200 тысяч человек.
В чем же причина такой четкой исторической памяти и русской самоидентификации севастопольцев, столь острого неприятия ими идеологии «оранжевой революции» и «тысячелетней Украины»?
«Коллаборационизм огромной части моряков-черноморцев навязал в 1992 году украинскому народу проблему Черноморского флота. Современные отпетые украинские коллаборационисты – в первую очередь севастопольские депутаты», - убеждает своих слушателей глава телерадиоцентра украинского флота, лидер малочисленной «украинской общественности», бывший советский замполит М. Мамчак.
Однако дело здесь не в политике, не в депутатах и не во флотском руководстве.
Политические партии приходят и уходят, меняются их флаги на митингах, а трехцветные и Андреевские знамена реют над Севастополем с 90-х годов. Меняется и флотское руководство, дистанцировавшееся от политических баталий, но все равно моряков Черноморского флота в Севастополе всегда приветствуют радушно, а военнослужащих ВМС Украины с гигантскими трезубцами на фуражках встречает холодное равнодушие или неприязнь. Празднование Дня флота России собирает десятки тысяч горожан и гостей города, под вспышки салюта с набережных слышится многоголосое «Россия!». А на День украинского флота центр города практически пуст, лишь немногие горожане приходят на выставку «современных украинских вооружений», не сдерживая смех при виде «новинок» 70-80-х годов прошлого века.
Дело и не в уровне жизни в России, как пытаются представить иные оппоненты. Ведь для того, чтобы выйти на этот самый уровень, можно просто уехать в Россию – на заработки или на постоянное жительство (что и делают сотни тысяч жителей других регионов Украины). Севастопольцы же не стремятся в большинстве своем бросать свой город, а желают вернуться в Россию только вместе с ним.
Причина севастопольского феномена, думается, в самой истории Севастополя, сформировавшей особый севастопольский менталитет.
Город был основан как главная база Черноморского флота и форпост России на Черном море, заселялся отставными солдатами и моряками, мастерами-корабелами; греками, бежавшими сюда от османского гнета и переселенцами из различных уголков страны. Здесь не были редкостью морские и воинские династии. Севастополь не раз встречал возвращавшийся с победами Черноморский флот. И здесь же особенно остро чувствовалась «сталь рубежа». Именно Севастополь стал местом главного удара трех мощнейших империй мира по России в ходе войны, названной потом Крымской. Во время Первой обороны (1854-1855 гг.) севастопольцами становились лучшие сыны и дочери России, сражавшиеся и умиравшие на этой каменистой земле у черноморских бухт. Стойкость Севастополя, державшегося в осаде 349 дней и приковавшего к себе основные силы вторжения, во многом повлияла на исход войны. Противник получил лишь безлюдные руины Южной стороны Севастопольской бухты (население ушло с отступающими на Северную сторону войсками). Возрождение Севастополя стало символом роста военной и экономической мощи России. Город был восстановлен как база Черноморского флота, крупный порт, как уникальный город-мемориал мужества защитников Первой обороны.
Не миновали Севастополь трагические события русской смуты 1917 года. Именно в это время город впервые увидел желто-голубые флаги Украины - их подняли на нескольких кораблях бывшего Императорского Черноморского флота революционные матросы, взамен красных флагов. Подняли, чтобы задобрить захватывающих Малороссию и Крым без единого выстрела немцев, якобы не воюющих с марионеточной Украинской республикой. Правда, провисели желто-голубые полотнища на мачтах боевых кораблей всего несколько часов – даже у задурманенных революционным угаром моряков взыграла гордость и флот покинул Севастополь под Андреевскими флагами. Да и германские войска шли брать под контроль Черноморский флот, не интересуясь тем, какие флаги вывешены на его мачтах.
И все же Севастополь вошел в историю гражданской войны не как один из революционных центров, а как оплот Белого дела, последняя столица Белой России в европейской ее части, отблеск несбывшейся альтернативной истории нашей Родины.
Парадокс, но и при СССР Севастополь сохранил ощущение какой-то старорежимности, преемственности от дореволюционной России. В окружении улиц, носивших имена царских адмиралов и матросов, Панорамы и музея флота, бастионов со старинными орудиями и мемориальными плитами с дореволюционной орфографией, советским морякам хотелось походить на «их благородий». И в офицерских кругах Нахимов и Лазарев почитались не в пример больше, чем «мятежный лейтенант» Шмидт.
А в годы 2-й Мировой войны к славной истории Севастополя обратились уже сами советские власти, воодушевляя защитников города примерами адмирала Нахимова и матроса Кошки.
Вторая оборона Севастополя (1941-1942 гг.) также вошла в мировую историю как символ воинской доблести и героизма. О Севастополе писали в то время газеты всех стран антигитлеровской коалиции. Главную базу Черноморского флота бомбил воздушный корпус германского аса Рихтгофена, сбросив на один город больше бомб, чем немецкая авиация на Англию за всю войну. Под Севастополем применялись самые крупные в мире орудия и радиоуправляемые гусеничные сухопутные торпеды. 250 дней и ночей превращенный в руины город противостоял германской армии. Севастопольцы продолжили сражаться и тогда, когда сталинский любимец адмирал Октябрьский бежал на Кавказ со своей свитой, приказав эвакуировать защитников города… по званию. Преданные высшим командованием, не решившимся рисковать флотом для спасения севастопольцев, последние защитники без боезапаса и продовольствия стояли насмерть…
Даже в такой обстановке севастопольцы думали о сохранении исторической памяти. Директор Художественного музея М.П.Крошицкий смог вывезти на «большую землю» и сохранить уникальные картины; моряки-черноморцы спасли из горящей Панорамы и погрузили на последний прорвавшийся из Севастополя крупный корабль – лидер эсминцев «Ташкент» полотно панорамы Первой обороны Севастополя…
А два года спустя с обрывов Фиолента были сброшены уже германские войска…
Возрождение разрушенного Севастополя стало делом государственного значения. Сюда стремились вернуться и участники обороны Севастополя, и горожане, прошедшие эвакуацию, те, кто освобождал город, ехали те, кто никогда не был в Крыму, но стремился попасть в ставший легендарным Севастополь.
После войны отстроенная заново главная база Черноморского флота стала закрытым городом, попасть в который можно было только по специальному пропуску. Под Севастополем создавались уникальные военные объекты – такие как подземная база и завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве или скрытые в глубине скал береговые ракетные батареи. В городе была создана не только колоссальная флотская инфраструктура, но и самые современные по тем временам заводы радиоэлектронного оборудования, научные центры, грузовой и рыбный порт, винодельческие заводы. Десятилетиями в Севастополе оседали отставные военные, ветераны, моряки торгового флота. Здесь патриотическое воспитание не было отстраненным официозом - юные севастопольцы, буквально росли у бастионов и дотов, у памятников и музеев, встречая и провожая военные корабли. В каждой семье здесь был дед-ветеран и отец, брат, дядя – военный моряк.
У работников флота, «оборонки» и науки в Севастополе была достаточно высокая заработная плата. А еще Севастополь, без преувеличения, считался одним из самых чистых и безопасных городов СССР – порядок здесь поддерживался не только милицией, но и многочисленными флотскими патрулями.
Присоединения Крыма к УССР в Севастополе можно сказать не заметили. Украина здесь присутствовала разве что в трансляции республиканского украинского телеканала и ряда украиноязычных передач.
События 90-х годов многие севастопольцы восприняли как трагедию. Поначалу независимость Украины воспринималась здесь как политические игры киевских властей. Все изменилось, когда Украина заявила права на Черноморский флот. Появление в Севастополе военных новосозданной страны, которые при разделе кораблей и частей смотрели на своих вчерашних сослуживцев буквально через прицел, угоны боевых кораблей и самолетов, захваты воинских частей, шокировали и моряков, и жителей города, давно сроднившегося с флотом. Ситуация усугублялась стремительным распадом, вернее целенаправленным уничтожением, уникальных севастопольских радиозаводов и судоремонтных предприятий. Не могла прибавить симпатий к Украине и новая национальная идеология – более антирусская, нежели антисоветская. А представителей украинских националистов, появляющихся в Севастополе (чего стоил один «Поезд дружбы» С.Хмары, на котором в Севастополь прибыли сотни молодых людей в черной форме с черно-красными флагами УПА, скандирующими лозунги против «москалей») – либо сплошь галичан, либо стремительно перекрасившихся партийных работников и замполитов, отличала патологическая ненависть к православию, русскому языку, русской истории, самим русским людям, т.е. ко всему, что было дорого для севастопольцев. Наспех же слепленная идеология новой Украины, напоминавшая худшие образчики компартийной пропаганды, с ее древними украми, 140-тысячелетней историей Украины, украинским происхождением Христа и Будды, и «героями» Сагайдачным, Мазепой, Петлюрой, Бандерой и Шухевичем либо была чуждой, либо вызывала вполне понятную неприязнь у севастопольцев самых разных политических взглядов – от коммунистов до монархистов. Так в 1993 году Крым едва не объявил независимость.
Пресечь гражданские волнения в Севастополе и Крыму в 90-х годах помогли договоренности на высшем уровне России и Украины. Флот поделили пополам и приказали «Дружить!» (была даже статья во флотской газете с поразительно прямолинейным названием «Приказано дружить!»), националисты отправились искать более благодарных слушателей своим идеям, а второй президент Украины Л.Кучма постоянно клялся в любви к Севастополю (для которого он действительно кое-что делал) и заверял, что при его правление русским в Украине будет жить лучше, чем в России, обещая второй государственный русский язык, прозрачные границы, участие в СНГ и т.д.
Однако обещания оставались по большей части обещаниями. В то же время украинские националисты, нашедшие все же себе применение в сфере образования и культуры, продолжали усердно заниматься «созданием украинской государственности», что в большинстве своем выливалось в вытеснение русского языка из всех сфер жизни страны и переписывание учебников истории.
Резкое обострение противостояния пришлось на выборы 2004 года и т.н. «оранжевую революцию». Идеологи предвыборного штаба В.Ющенко по сути разделили страну на «сознательный», «патриотический» запад, поддерживающий «оранжевых» и являющийся образчиком будущей Украины, и «криминальный», «маргинальный» восток, смеющий поддерживать другого кандидата, а значит, действующий по указке «руки Москвы». Севастополю в этой разрушительной пропаганде была отведена роль «гнезда сепаратистов», чуждого и противящегося идеологии «оранжевых».
При этом первоначальный антикоммунизм украинских националистов сменился антирусской пропагандой в целом, согласно которой украинцев угнетал сначала «кровавый царский режим», а потом «москали-большевики» (про своих украинских большевиков «оранжевые» деятели почему-то молчат).
В отличие от Л.Кучмы, выступавшего с призывами «За единую Украину!», «За злагоду» (согласие), В.Ющенко и его сторонники поставили жителей русскоязычного востока, и особенно крымчан и севастопольцев, в положение людей второго сорта, нуждающихся в «культурной колонизации» по образцу и подобию Галичины. Президент Ющенко предельно ясно объявил принципы своей «новой Украины» - «Одна нация – одна вера – один язык – одна страна».
Таким образом «творцы» новой Украины оттолкнули от себя не только русских граждан Украины самых разных политических взглядов, но и русскоязычных жителей страны других национальностей (тех же поляков и евреев, мягко говоря, не радующихся героизации карателей из полков СС и полицейских батальонов, уничтожавших в годы 2-й Мировой войны польское и еврейское население).
Севастопольцы, оказавшиеся для «оранжевого режима» самыми чуждыми и враждебными жителями страны, нуждающимися в коренном сломе всего менталитета и насильственной украинизации, ответили демонстративным неприятием всей «оранжевой» националистической идеологии.
Общественная жизнь в Севастополе протекает сегодня в двух плоскостях. В одной десятки тысяч горожан и моряков Черноморского флота России отмечают 9 мая – День Победы и День освобождения Севастополя, День флота России, памятные даты Крымской войны, День рождения адмирала Нахимова, годовщину установки памятника Екатерине Великой, собирают полные залы и заполненные народом площади на русские спектакли, концерты и другие торжества. В другой - назначенные из Киева чиновники (а Севастополь единственный город в Европе, где население не имеет права выбирать себе мэра), руководство украинского флота, малочисленная «украинская общественность» под охраной стражей порядка на пустых площадях празднует День украинского флота, годовщину независимости Украины, дни украинской Конституции, флага, герба, дни рождения Шевченко, Сагайдачного, Мазепы и т.д. Чужую власть и население города все чаще разделяют кордоны силовиков.
Севастополь с его глубокими историческими и патриотическим традициями оранжевой власти не нужен и очень опасен. Не случайно украинские националисты стремятся выдавить из города не только Черноморский флот и имеющих российское гражданство севастопольцев, но и как можно больше русскоязычных жителей, заменив их на переселенцев с Галичины. Заместитель председателя администрации города, выдвиженец с Майдана Д.Базив в открытую заявляет, что на украинский флот в Севастополе нужно принимать только офицеров и матросов с западной Украины, а вдобавок привозить побольше молодых женщин с Галичины. «Эти женщины создали бы семьи с теми же военнослужащими ВМСУ и несли бы украинскую культуру не только в свои школы, но и на бытовом уровне. Вот это – государственный подход», - заявлял Базив.
В свою очередь среди севастопольцев все чаще звучат слова о 3-й обороне или 3-й оккупации Севастополя украинским «оранжевым» режимом. Объединяющими символами для жителей Севастополя являются не партийные знамена, не красные флаги, а российские и имперские триколоры, Андреевские знамена, под которыми собираются люди, имеющие самые разные политические взгляды или заявляющие о своей аполитичности. Cевастопольцев упрекают, что они идеализируют Россию и стремятся быть более русскими, чем жители Российской Федерации. Но жители Севастополя хорошо знают и с болью переживают все проблемы и неурядицы нынешней России. И борются они не за то, чтобы «переехать» из одного осколка исторической России в другой. Не случайно наряду со стремлением воссоединить Севастополь с сегодняшней Россией, в городе прослеживается и желание создать свой русский «остров Крым» (вот они – отзвуки Белого Крыма) до момента возрождения той России, память которой так свято хранят жители белокаменного города у моря.
Не за политиков и партии, не за чьи-то геополитические интересы, а за то, чтобы остаться русскими, как их деды и прадеды, чтобы сохранить свои святыни, чтобы остаться севастопольцами – жителями главной базы российского Черноморского флота, южного форпоста единой России, борются сегодня севастопольцы в своей третьей обороне.
Игорь Руденко-Миних, Севастополь
Сайт «Единое Отечество»