Подпишись на новости!


Главная страница

Формирование русского      движения в Крыму
      Русский Крым

О Русской общине Крыма
      Этапы становления
      Принципы деятельности
      Структура
      Мероприятия
      Устав

Символика
      Флаг
      Герб
      Гимн

Председатель

Руководящие органы

Исполком

Региональные организации

Партнеры
      Партия «Русское Единство»
      Движение МОЛОДЫЕ

Наша работа
      Законодательные инициативы
      План работы
      Отчёты о работе

Как вступить?

Почётные члены Общины

Книга памяти

Газета «Русский Мир»

Фотоальбом

Мы в социальных сетях

Контакты
      Республиканский офис
      Обратная связь
      Наши баннеры

Архив новостей
      2004-2008 гг.
      2007-2008 гг.
      2008-2012 гг.

Полезные ссылки

Ноябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Показать весь год


24.11.2009 Эксперименты над высшим образованием, или куда заведет «свободный выбор»?

Нынешняя ситуация с высшим образованием на Украине с точностью напоминает картину из прошлого: 1917 год, командиры в российской армии по требованию большевиков избираются, все их приказы обсуждаются рядовыми и только после этого выполняются. Правда, очень скоро, в условиях развернувшейся гражданской войны, когда новому режиму потребовалась по-настоящему эффективная армия, в январе 1918 года подобный принцип управления войсками канул в Лету.

Подписанный 9 июля 2009 г. министром образования Украины Иваном Вакарчуком приказ №642 «Об организации изучения гуманитарных дисциплин по свободному выбору студента» приведет к не менее катастрофическим последствиям, чем «коллективный разум» в армии 1917 года. В обосновании к приказу нет ни одной ссылки на закон, зато есть упоминание о широком общественном обсуждении.

По мнению министра, студентам вовсе необязательно теперь изучать такие предметы, как логика, религиоведение, правоведение, психология, педагогика, этика и эстетика, социология, политология и другие. 16-17 летний первокурсник, вчерашний абитуриент, безусловно, «обладает» достаточной подготовкой для того, чтобы, вчитавшись в название дисциплины в предложенном списке из 12 предметов, выбрать нужный для себя. Спустя четыре месяца после выхода приказа можно сделать первые выводы по существу проблемы и высказать некоторые суждения о будущем высшей школы в целом.

Проучившись по принципу «свободного выбора», выпускник ВУЗа, конечно же, станет «конкурентоспособным» на рынке труда не только внутри страны, но и за рубежом. Ему «поможет» в этом обязательное увеличенное по времени изучение истории Украины, истории культуры Украины, украинского языка. И не беда, что студенты уже изучают предмет «Ділова українська мова». Главное, теперь доказать знание украинского языка на обязательном государственном экзамене.

В то время как в зарубежных ВУЗах нормой для студента уже давно стало знание двух иностранных языков, Вакарчук считает необходимым изучать один иностранный язык в меньшем объеме, чем сейчас.

Премьер Украины Юлия Тимошенко недавно с помпой заявила о том, что зарплата научно-педагогических работников будет увеличена на 10%. О том, что это будет сделано за счет значительного сокращения преподавателей высшей школы, она скромно умолчала.

Острейшей проблемой для отечественной высшей школы является стремительное старение научных кадров. Пан Вакарчук, конечно же, «не знает» о том, что средний возраст кандидата наук на Украине составляет 51 год, доктора наук 59 лет. Количество кандидатов наук, защитивших диссертацию в возрасте до 30 лет, составляет 5%.

Если пустить ситуацию на самотек и уповать на то, что приказы министерства станут панацеей от всех бед, то мы можем столкнуться в скором времени, как это ни печально звучит, с упадком и деградацией украинского общества.

Н. А. Бердяевым в свое время на основании анализа опыта различных государств был выведен коэффициент элиты как отношения высокоинтеллектуальной части населения к общему количеству грамотных. Как только этот коэффициент снижался до значения менее одного процента, государство начинало разваливаться, в обществе наблюдался застой. Сама же элита превращалась в касту, жреческую прослойку.

Представим же теперь ситуацию, когда молодежь при определении будущей профессии в основном совершает выбор в пользу высокодоходных видов деятельности, в частности бизнеса. Естественные процессы старения тогда очень скоро приведут к сценарию Бердяева.

Сегодня привлекательность той или иной сферы деятельности для молодежи оценивается ею с точки зрения несколько иной системы мотивационных координат, чем в прошлом. Престижность профессии как один из критериев социальной стратификации, принятый в социологии, в современных условиях стал тесно увязываться с уровнем материального достатка.

За все время своей «плодотворной» деятельности Вакарчук не сделал ничего для улучшения материальной базы ВУЗов и их приведения к европейским стандартам не только по форме, но и по содержанию.

Сегодня, как и 30 лет назад, студенты вчитываются в термины и формулы, написанные мелом на доске, а кандидат наук, доцент, потративший на свое обучение 19 лет, получает от государства «щедрый» оклад в 1500 грн., т.е. менее 200 долларов США. Неужели в любом другом европейском государстве (а пан Вакарчук регулярно обязывает руководство ВУЗов проводить научно-практические конференции на тему популяризации НАТО и ЕС) есть такое презрительное отношение к ученым, есть такие «щедрые» оклады за подготовку молодых специалистов - будущего собственного государства?

Министр образования своим приказом не только не улучшил материальное положение ученых и ВУЗов, но и ухудшил их моральное состояние.

В каком положении оказывается преподаватель высшей школы? Он попадает в положение рекламного агента, который, вместо того чтобы заниматься педагогической деятельностью, наукой и повышать свой профессиональный уровень, вынужден доказывать необходимость изучения своего предмета аудитории первокурсников. И неужели после подобной саморекламы в стиле некогда известного шлягера Николая Гнатюка со словами «выбери меня, выбери меня…» студенты будут питать уважение к такому педагогу или повысится дисциплина на занятии?

Нынешние студенты представляют собой слепок современного общества со всеми его проблемами. К сожалению, уровень их культуры и кругозора далек от того идеала, который нарисовал для себя министр образования. В вузовских коридорах, увы, нередко можно услышать не только столь милую Вакарчуку исключительно академическую украинскую речь, но и ее «обиходный» вариант в сочетании с ненормативной лексикой. Система высшего образования Украины в том состоянии, в котором она сейчас находится, не потерпит не только «кавалерийского наскока» наподобие приказа №642, но и любого скоропалительного решения. Очевидно, что в результате погони за «европейским» качеством образования, Вакарчук потерял то действительно эффективное и работающее, что Украина унаследовала от советской высшей школы, заменив его лакейским «чего изволите?»

Печальным в этой ситуации является то, что В. Янукович, позиционирующий себя как решительный противник оранжевых «реформаторов», не имеет в своей команде специалиста, который мог бы занять в будущем правительстве пост министра образования и спасти то немногое, что уцелеет после «реформ» Вакарчука. Уж он-то не пропадет и после выборов благополучно вернется в вакантное до сих пор кресло ректора Львовского университета.

А это означает, что, стремясь контролировать важные для себя министерства экономики и финансов, регионалы в случае своей победы вновь могут пожертвовать министерствами образования и культуры, отдав их «евроинтеграторам» и русофобам, т.е. фактически пожертвовать будущим провозглашаемых ими сегодня идей, а значит, и собственным будущим.

Виктор Афанасьев, член Президиума Думы Русской общины Крыма, кандидат политических наук.

Опубликовано на сайте Фонда стратегической культуры (украинская редакция)


Прочитано раз: 4961



Русское единство - всекрымское движение

Движение Молодые

Козенко Андрей Дмитриевич


  WEBEX