11.04.06 Крутое пике АН-70

Российско-украинское противостояние после эпизода с секретными тюрьмами ЦРУ снова возвращается в сферу экономики..
Началось все с того, что Главком ВВС генерал армии Владимир Михайлов заявил о том, что Военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение российско-украинский транспортный самолет Ан-70. При этом Михайлов отметил, что «с российской стороны денег вложено значительно больше, чем с украинской».
Поэтому Россия предложила, что она покидает программу, а Украина возвращает затраченные средства, после чего выходит с этим самолетом на рынок самостоятельно. Вслед за оглашением позиции РФ, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах заявил, что сотрудничество с Россией в производстве самолетов Ан-70 не имеет перспектив. «Я думаю, что перспектив для серьезного направления в России по Ан-70 у нас уже нет... Мы видим, к сожалению, что позиция Российский Федерации по отношению к Ан-70 отрицательная...», - сказал Кинах. По его словам, сейчас Украине нужно искать новых партнеров.
Заявление А.Кинаха подвело черту под февральским заявлением Киевского государственного авиационного завода «Авиант», который высказался за выход России из проекта по строительству самолета Ан-70 для привлечения новых инвесторов.
Сразу за заявлением Секретаря СНБОУ последовало заявление Министра экономики Украины Арсения Яценюка, который также отметил, что Украина должна подумать о смене партнера в проекте производства самолетов Ан-70. При этом он не исключил, что в качестве возможных партнеров по реализации этого проекта могут выступить компании «Боинг» и «Аэробус».
Ситуация с проектом Ан-70 напоминает бракоразводный процесс. При этом схожесть позиций обеих сторон, стремящихся разорвать отношения, говорит о том, что развод происходит по обоюдному согласию. Тем не менее, причины конфликта имеют несколько сторон.
Одной из ключевых проблем является то, что с недавнего времени в России ряд предприятий авиационной промышленности были объединены в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Аналогичный процесс произошел и в Украине, где авиастроители были объединены в корпорацию «Антонов». Таким образом, появились две конкурирующие структуры, имеющие схожий рынок в сегменте транспортной авиации. При этом российская сторона была явно недовольна распределением расходов в реализации проекта Ан-70, где 80% финансирования приходится на россиян. При этом сама РФ стремится к сокращению расходов за счет привлечения дополнительных инвесторов, как в случае с проектом самолета ARG, который фактически является конкурентом украинского АН-70, и к реализации которого привлечены американские, немецкие и итальянские фирмы и предприятия.
Второй проблемой является противостояние с потенциальными заказчиками в лице ВВС РФ. В России, как впрочем, и других странах мира существует жесткая связка между военными заказчиками на внутреннем рынке. ВВС России в настоящее время в сегменте военно-транспортной авиации является лобби КБ имени Илюшина. Если ранее Ан-70 позиционировался на рынке как среднетранспортный, грузоподъемностью до 20 тонн, то после того, как его грузоподъемность была увеличена до 40 тонн, он стал прямым конкурентом Ил-76МФ. С другой стороны, по утверждениям представителей самого КБ им.Илюшина, в России под проект Ан-70 пытались создать новые производственные мощности в Омске стоимостью в 100 миллионов долларов США. Такой проект не позволит увеличить загрузку авиазаводов в Воронеже, Ульяновске, Казани и Самаре, которые работают на 25-30% от своей мощности.
Еще одним доказательством того, что Россия блокирует работу по Ан-70 является инцидент с ФГУП ПО «Полет», который планировал производить данный тип самолетов. Предприятие подверглось проверкам со стороны Генпрокуратуры РФ и ФСБ, которые действовали в ответ на заявление депутата Госдумы РФ от КПРФ Леонида Маевского. Очевидно, что данный инцидент был выгоден лишь собственникам Воронежского акционерного самолетостроительного объединения, которое как раз и выпускает самолет ИЛ- 76. ПО «Полет» выполнял контракт с Украиной на поставку «Амианту» комплектующих в рамках кооперации по сборке на этом заводе первых двух самолетов Ан-70 по заказу МО Украины. Таким образом, если был бы решен вопрос об организации серийного производства Ан-70 для ВВС России, то финишная сборка производилась на ПО «Полет». Налицо оказание силового давления на руководство ПО «Полет» с целью сворачивания проекта. Такое давление, очевидно, могло быть реализовано лишь при поддержке военного лобби РФ.
Кроме того, позиция главкома ВВС РФ свидетельствует о том, что, ставя вопрос о возвращении вложенных Россией средств, Москва фактически ставит Украину перед выбором: либо понести финансовые потери, вернуть деньги и продолжить работу самостоятельно, либо заблокировать работу над проектом совсем. В первом случае возникают сомнения, что украинский авиапром сможет компенсировать вложенные Россией средства в проект Ан-70, а во втором – прекратив финансирование, но не выходя из проекта Москва легко заблокирует работу до появления альтернативных серийных проектов, как например, Ту-330.
Позиция же Украины выглядит проще. Затягивание проекта с российской стороны снижает шансы на успех в реализации Ан-70 на мировом рынке. Несмотря на то, что сами россияне утверждали, что проект конкурентоспособен в ближайшие 50 лет, российский авиапром готовит самостоятельные проекты в виде Ту-330, ARG и т.д. Наиболее выгодными партнерами при этом для России выглядят европейские производители в лице хотя бы того же EADS, часть акций которого, кстати, может быть продана иностранным инвесторам. Государственного финансирования проекта Ан-70 из бюджета Украины понятно же не хватит, чтобы наладить серийное производство самолета, который к тому же имеет еще недоработки в системе двигателей. Поиск же иностранного инвестора, очевидно, наткнется на банальную конкуренцию со стороны зарубежных партнеров. Ведь EADS планирует к выпуску А400, а американский «Боинг» пытается в спешке найти замену собственному С-17, финансирование которого Пентагоном сократилось, что заставило корпорацию свернуть производственную линию в Лонг-Бич (Калифорния).
Существование смежного рынка между Украиной и Россией, и как следствие торговые войны, разгорающиеся в последнее время между двумя странами, явились неизбежным результатом функционирования той системы, которая сформировалась после распада Союза. Таким образом, победителем в этой ситуации выйдет наиболее конкурентоспособная сторона, которая сможет предложить наиболее выгодный и интересный проект альтернативным инвесторам.