ВЛАДИМИР ПУТИН:
«ВРЕМЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ И
ТРЕВОЖНЫХ ОЖИДАНИЙ ПРОШЛО»
«Власть фактически постоянно должна была разгребать текущие завалы…»
«…Давайте вспомним, в каком состоянии находилась страна в
конце 99-го – начале 2000 года и какие причины, какие факторы повлияли на это
состояние.
Переход к демократии и рыночной экономике в начале 90-х был
самым активным и решительным образом поддержан гражданами России, которые
сделали окончательный и, хочу это подчеркнуть еще раз, бесповоротный выбор в
пользу свободы. Это было огромным и реальным достижением российского народа,
думаю, одним из самых больших достижений нашей страны в XX веке.
Но какую цену мы вынуждены были заплатить за это?
Деструктивные процессы разложения государственности при развале Советского
Союза перекинулись – и это можно и необхо-димо было предвидеть – на саму
Российскую Федерацию.
Политические спекуляции на естественном стремлении людей к
демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных
реформ привели тогда к очень тяжелым последствиям. За чертой бедности
оказалась фактически треть населения страны. При этом массовым явлением стали
многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были
напуганы дефолтом, потерей в одночасье всех денежных вкладов и всех своих
сбережений, не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже
минимальные социальные обязательства.
Страну лихорадило от забастовок горняков, учителей, других
работников бюджетной сферы. Ставки налогов постоянно повышались, а фискальная
политика в целом была направлена на элементарное выживание.
Большинство крупных банков обанкротились, и после кризиса
98-го года кредитная система была практически парализована.
Больше того, страна впала в унизительную зависимость от
международных финансовых организаций и разного рода международных финансовых
спекулянтов. Только вдумайтесь: в пересчете к ВВП внешний долг России на конец
99-го года составлял почти 90 процентов.
Все эти обстоятельства вкупе с только что пережитым
дефолтом не давали забыть о реальной возможности новых экономических
потрясений.
Ситуация усугублялась тем, что к этому времени Россия в
значительной степени утратила самостоятельные позиции на внешней арене. А те
силы в мире, которые продолжали жить стереотипами «холодной войны» и, несмотря
на «сладкие» речи, продолжали рассматривать Россию в качестве своего
политического соперника, – всячески поддерживали всё, что могло как можно
дольше законсервировать подобное состояние нашей страны.
Не менее драматично развивалась ситуация и во
внутриполитической сфере. Конституция страны и федеральные законы утратили во
многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты
принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами.
Федеральные акты применялись избирательно, что называется, по собственному
усмотрению. И неизбежным следствием такой «конкуренции» стал произвол властей,
от которого только страдали люди.».
«…Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение
нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно
поддержаны международными экстремистскими организациями и, в конечном итоге,
выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму – терроризм.
Речь здесь, в первую очередь, конечно, идёт о Чечне.
После подписания
Хасавюртовских соглашений, в результате которых были брошены на произвол
судьбы и сама Чечня, и весь чеченский народ, кому-то могло показаться, что
кошмар гражданской войны закончился. Не тут-то было.
Чувствуя нашу слабость, понимая всю расхлябанность власти и
удручающее моральное состояние общества, летом 99-го года многочисленные банды
международных террористов пошли, как и следовало ожидать, дальше. Они обнаглели
настолько, что совершили открытое нападение на Дагестан, совершили агрессию с
целью отторжения от России и вовлечения в зону своего криминального влияния
дополнительных наших территорий.
Насколько это было опасно для Кавказа, для России в целом –
особенно с учетом традицион-ного компактного расселения народов Юга России и
некоторых, прилегающих к Югу России территорий, – объяснять, думаю, не надо:
достаточно посмотреть на трагедию распада Югославии, чтобы сделать все
необходимые выводы.
Замечу, что Россия всегда была весьма сложным
государственным образованием, требовала к себе бережного, я бы сказал,
профессионального отношения. Но, к сожалению, к концу 90-х годов, и это надо
признать, она под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов стала
утрачивать основные признаки единого государства.
Это то, с чем мы столкнулись, и то, в каких условиях нам
необходимо было одновременно решать и острейшие каждодневные проблемы, и работать
на то, чтобы заложить новые – долго-срочные – тенденции роста. Власть
фактически постоянно должна была разгребать текущие завалы, защищать
целостность страны в борьбе с сепаратизмом и международным терроризмом и при
этом закладывать основы нашего будущего.
И сегодня я просто обязан сказать слова благодарности всем,
кто в этой трудной ситуации отстоял демократические завоевания народа, кто не
сломался в тяжелых жизненных условиях и ситуации и собственным трудом помог
стране встать на ноги.
Мы также обязаны вспомнить и сохранить в нашей памяти тех,
кто в условиях практической неготовности государства к обеспечению безопасности
своих граждан и защите своей территориальной целостности до конца выполнил
свой долг перед Родиной; выполнил, как это, к сожалению, не раз бывало в
истории нашей страны, ценой собственной жизни.».
«Четыре года напряженной и непростой работы»
«…С тех пор прошло четыре года, четыре года напряженной и
непростой работы. Конечно, хотелось бы добиться большего, чем те результаты,
которые у нас сегодня есть, но и сделано все-таки немало.
Прежде всего, в стране восстановлен конституционный
правопорядок, укреплена, а по сути отстроена заново вертикаль федеральной
исполнитель-ной власти. Российский парламент стал профессионально работающим
законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны.
Пресечены опасные процессы деградации государственной
власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых
структур. Идут кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.
Принципиально изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП
с 99-го года составил почти 30 процентов – 29,9; в три раза упал уровень инфляции;
отпала необходимость запредельно повышать уровень налоговых ставок для
покрытия минимальных потребностей государства; и, как результат, вот уже второй
год подряд наращивают темпы производства средние компании. Эффективно
работающих предприятий в стране сегодня
– многие тысячи. На рынке начинают побеждать те, кто работает более
эффективно, а не те, кто наживается на экономически неоправданных льготах и
преференциях.
Это значит, что пусть трудно, медленно, но структурные
преобразования все-таки начались. Они проявляются в увеличении инвестиций в основной
капитал и, что очень важно, в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего
потребления.
Одним из фундаментальных достижений последних лет считаю
обретенную нами финансовую независимость и стабильность курса национальной
валюты – рубля.
Проблема выплаты внешнего долга практически решена. В
прошлом году, как и в предыдущие годы, мы выполнили все свои финансовые обязательства.
Только в 2003 году мы выплатили 17 миллиардов долларов, а страна этого даже не
почувствовала. Всего же за эти годы Россия по внешним долгам, вместе с
процентами, выплатила 50 миллиардов долларов.
И в то же время, золотовалютные резервы ЦБ достигли
рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период, – 84
миллиарда долларов.
Мы многократно усилили инвестиционную привлекательность
России, и прямым подтверждением этого стало присвоение России инвестиционного
рейтинга.».
«…Начиная с 2000 года достигнута положительная динамика всех
основных социальных показателей. Я знаю, правительству не всегда удаётся
предотвращать экономически неоправданный рост цен, но всё-таки доходы россиян
растут опережающими темпами. И это подтверждают цифры, которые известны, но
которые я еще раз сейчас назову, причем цифры за минусом инфляции, я хочу это
подчеркнуть, то есть с учетом роста цен, колебания валюты и других факторов.
Так, средний размер пенсий в реальном выражении вырос с
99-го года почти на 90 процентов. Реальные доходы населения выросли за этот же
период в полтора раза. Последовательно, из года в год растет реальная
заработная плата: с 99-го года она почти удвоилась. Повторюсь, речь идет о
росте реальных доходов – номинальные, то есть абсолютные показатели, конечно,
намного выше.
Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число
людей с доходами ниже прожиточного минимума у нас пока еще слишком велико, но
тоже сократилось на одну треть.
Главное, что хотел бы сегодня выделить, – из нашей жизни
уходит неопределенность перспектив, уходит неясность и невозможность строить
какие бы то ни было долгосрочные планы. В обществе, наконец, как кажется, преодолен
страх перед болезненными последствиями реформ.
Однако нельзя забывать и другое: одновременно растут
справедливые требования людей к эффективности государственной работы, растут
их запросы к уровню и качеству жизни.
Хотел бы здесь подчеркнуть: несмотря на весь масштаб
перемен, мы лишь создали плацдарм для решительного поворота в экономическом
развитии страны, поворота, ведущего к качеству жизни, сопоставимому с
развитыми странами, и уже через это – к такому авторитету и к такому влиянию
России, которые будут достойны и нашей тысячелетней истории, и наших интеллектуаль-ных
ресурсов, и наших возможностей для полноценного участия в мировом разделении
труда.».
«Основной целью любых наших действий является повышение качества жизни людей»
«…Основной целью любых наших действий является улучшение
качества жизни людей. Но кардинальное улучшение наступит лишь тогда, когда наша
экономика станет настолько мощной, что не будет критически зависеть от
внешнеэкономических факторов, ни от результатов очередных выборов в парламент
либо на пост главы государства.
Между тем, сегодня темпы роста российской экономики высоки,
но ещё не достаточны. Государственный аппарат – и в смысле его функций, и в
части квалификации служащих – малоэффективен. Структура экономики пока
несбалансированна. Социальные обязательства всё ещё не имеют адресного
характера.
Российская экономика до сих пор сохраняет очевидную сырьевую
направленность. Конечно, природные богатства – это естественное конкурентное
преимущество России, и этого не надо стесняться. Но не меньше, а значительно
больше наше естественное преимущество –
это высокий интеллектуальный потенциал нации. И он должен быть
использован для продвижения российской экономики в высокотехнологичные,
высокодоходные сферы.».
«…Сегодня уместно будет напомнить: еще 2–3 года назад
орудовавшие на Северном Кавказе бандиты просто не ожидали такого быстрого
роста боеспособности наших Вооруженных сил и спецподразделений по борьбе с
террором, не ожидали такой консолидации общества по защите основополагающих
устоев нашей государственности и, несмотря на многочисленные хвастливые
заявления, потерпели тогда полное фиаско и полное поражение в открытом
противостоянии. И сегодня с помощью терактов против мирных граждан, против
мирного населения они пытаются посеять панику, страх, недоверие к власти и
таким образом сломить волю народа России в борьбе за укрепление демократии,
свободы и территориальной целостности нашей страны.
«Где и как искать новые источники роста»
«...Российская экономика должна твёрдо занять достойное
место на мировых рынках, а для этого нужно прежде всего активно развивать свой,
национальный рынок.
Надо быстро модернизировать отжившие свой век производства и
создавать те, которые укрепляют конкурентноспособность страны.
Надо прекратить разбазаривание национальных природных
ресурсов и навести порядок в их пользовании. И это необходимо делать на
систематизированной правовой базе – через обновление водного и лесного
законодательства, актов о недрапользовании.».
«...Надо довести до конца модернизацию в железнодорожном
транспорте, электроэнергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве.
Наконец, завершить начатую налоговую реформу. И, прежде
всего, решить вопрос о снижении единого социального налога.».
«...Необходимо решить задачу полной конвертируемости рубля,
тем более что доверие к национальной валюте возрастает. Мы должны развивать
финансовую систему страны, с тем, чтобы предприятия, и граждане могли, наконец,
пользоваться услугами развитого рынка финансовых услуг.».
«Только свободный человек способен обеспечить процветание государства»
«...Мы обязаны довести до конца программу наших политических
преобразований. В связи с этим хочу подчеркнуть: наши действия в этом
направлении будут так же последовательны, как и все, что мы делали для
стабилизации в стране в последние годы.
Прежде всего, мы реализуем реформу федеральных отношений.
Доведём до конца уже в ближайшие годы те преобразования, которые идут сейчас на
уровне местного самоуправления.».
«…Убежден, для поступательного развития государства и
общества нам абсолютно необходима цивилизованная политическая конкуренция. И
опорой в этой работе должны стать влиятельные, крупные политические партии, партии,
пользующиеся авторитетом и доверием граждан нашей страны.
Мы должны продолжить работу по формированию полноценного,
дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу, оно немыслимо без
подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая
свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и
экономическую базу, создать которую – обязанность государства.
Только развитое гражданское общество может обеспечить
незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина. А в
конечном счёте, только свободный человек способен обеспечить рост экономики,
процветание государства. Говоря коротко, это «альфа и омега» экономического
успеха и экономического роста.
Ещё раз подчеркну: свободы и права граждан – это высшая
цель, которая определяет смысл и содержание государственной работы. ».
«…В заключение хотел бы сказать: события начала 90-х годов
породили у наших людей огромные надежды и ожидания. Жажда перемен привела к
фундаментальной и драматической ломке всего нашего уклада жизни. Порой
казалось, что череда потрясений вообще никогда не закончится. Сегодня мы
ощущаем: время неопределенности и тревожных ожиданий прошло.
Наступил новый период – период работы над созданием условий
для перехода к принципиально лучшему качеству жизни. Эта задача непростая. Она
потребует и политической воли, и честного диалога власти и общества, наших
постоянных совместных усилий.
Спрашивается: справимся ли мы с этой работой? Результаты последних лет дают все основания сказать: да –
это в наших силах. И мы сделаем это, сделаем обязательно.».
Материал подготовил Иван Кузнецов
|