ЕКАТЕРИНИНСКИЙ
МОНУМЕНТ В СИМФЕРОПОЛЕ
15 сентября 1882 г. в Симферополе на заседании
Городской думы рассматривалось предложение таврического дворянства о
сооружении памятника Императрице Екатерине II. Городская дума изъявила на этот
счет «совершенное согласие». Место установки был выбран город Симферополь –
административный центр Тавриды, включенной в состав Российского государства в
царствование Императрицы Екатерины II (Великой) и при ее активнейшем участии.
Интересным был выбран метод создания денежного фонда
на строительство памятника: собрание решило обложить дворянские земли налогом
по 1/2 копейки с десятины в течение 3-х лет, начиная с 1883 г.
В Комиссию по осуществлению проекта вошли:
предводитель дворянства Таврической губернии полковник В. П. Попов, А. X.
Стевен, П. Н. Казначеев, Н. А. Султан Крым-Гирей,
Э. Л. Браккер, Джамиль Арслан Мурза Булгаков и Осман Бей Хункалов.
На собрании 15 мая приняли решение о приглашении на
закладку памятника кого-нибудь из членов августейшей семьи. 25 июня 1882 г.
Император Александр III дал разрешение соорудить памятник Екатерине II в
Симферополе и открыть подписку в России.
В июле 1882 г. от предводителя дворянства Таврической
губернии в Императорскую Академию художеств
поступила просьба назначить конкурс на памятник. Официальная трактовка мотивации сооружения памятника –
«В ознаменование столетия присоединения
Крымского ханства к Империи». Были разработаны условия конкурса.
Занявший первое место автор получал премию в 1000 рублей, второе – 500, третье
– 250. Интересны некоторые пункты условий
конкурса, например 11-й: «До и после рассмотрения, проекты будут
выставлены одновременно, в продолжение одной недели для обозрения публики, в
залах Академии»; 12-й: «Комиссия судей обязывается изложить письменно свое
заключение о достоинствах и недостатках всех представленных проектов»; 16-й:
«Комиссию судей составляют господа Профессора Императорской Академии
Художеств».
Правила были опубликованы в «Правительственном
вестнике», а также в газетах «Новое время» и «Московские университетские
ведомости».
Примечательно дополнительное требование в правилах
конкурса: Таврический предводитель дворянства уведомил Императорскую Академию
художеств, что стоимость проекта должна
быть не менее (!) 50 тыс. рублей.
28 апреля 1883 г. состоялось заседание Императорской
Академии художеств. Следует отметить, что в Комиссию судей приглашались и
заказчики-депутаты от таврических дворян. Архивные документы, к сожалению,
не объяснили, каким правом пользовались приглашенные. Надо полагать, что они
имели право совещательного голоса. И вот свершилось: номер 8 под девизом
«Могущество» получает 1-ю премию, номер 10 под девизом «Что не говори, а
правда нужна» – 2-ю премию, номер 6 под девизом «Москва» – 3-ю. Все работы, а
их было 11, являлись анонимными. Вскрыли конверты: первую премию получил профессор-скульптор
Александр Романович Фон-Бок, вторую профессор-скульптор Николай Акимович
Лаверецкий и третью – академик-скульптор М. А. Чижов.
29 июля 1883 г. в Большом Петербургском дворце
Император «изволил осматривать модели монументов Императрице Екатерине II,
удостоенных премий, и высочайше соизволил утвердить проект профессора
Лаверецкого». Таким образом утверждена была к исполнению модель, занявшая 2-е
место.
Сооружение памятника осуществлялось под контролем
комиссии, состоящей из 11 человек. Деятельное участие принимал при этом
губернский предводитель дворянства Василий Павлович Попов, а с 1887 г. –
Вивиам Вилианови Олив, который заменил своего предшественника (и как
губернский предводитель, и как член комиссии по сооружению памятника).
«Крымский вестник» в юбилейном номере, посвященном 100-летию присоединения
Крыма к России, особо отмечал, что В. В. Олив«лично следил в Петербурге за
работами на заводах и мастерских, где производились отдельные части
памятника, причем сделал весьма важное изменение во внешнем виде барельефа. Например, вместо предложенной группы
русского народа, встречающего Государыню в Крыму, В. В. Олив предложил
исторически верную и более подходящую группу татар в национальных костюмах...
Лично заведовал приемом оконченных работ; усердными
трудами добивался невероятной дешевизны доставки памятника на место и благополучно
довел трудное дело до конца, подготовил все необходимое к отправлению
памятника, в чем ему помогал архитектор И. В. Вольф».
Столетие присоединения Крыма к России ознаменовалось 8 апреля 1883 г. трехдневными (!) празднествами
в Симферополе, где главным мероприятием стала закладка памятника Императрице
Екатерине II. Кроме флагов,
Симферополь был украшен и вензелями
Императора Александра III, его
жены Марии Федоровны и Екатерины Великой. В православном соборе и церквах, в
храмах других христианских конфессий, а также в мечетях шла служба «о
присоединении Крыма к Российской Державе и о здравии Государя Императора и
Царствующего дома».
Жизнь и деятельность Екатерины II, безусловно, связана с Крымом, в том числе и с Симферополем,
где она была проездом 26 мая 1787 г. Французский посол граф Людовик-Филипп де
Сегюр, бывший в свите Императрицы, писал: «Государыня-победительница имела приятную возможность вступить в Тавриду и
занять престол татарских ханов, которых предки не раз заставляли русских
князей являться с поклонами к высокомерным предводителям Золотой Орды». На
всем крымском пути эскортировали императорский кортеж вооруженные татарские
всадники. По этому поводу граф де Сегюр отмечал: «Монархиня, с мыслями всегда
возвышенными и смелыми, пожелала, чтобы во время ее пребывания в Крыму ее
охраняли татары, презиравшие женский пол, враги христиан и лишь недавно покоренные
ея власти. Этот неожиданный опыт удался, как всякий отважный подвиг».
Н.В. Гуркович
Публикуется с сокращениями
ХРАНИТЕ МИР В СОИХ ДУШАХ
В канун Святой Пасхи московский корреспондент Валерий
Коновалов получил разрешение взять интервью у Предстоятеля Русской Православной
Церкви Патриарха всея Руси Алексия II. Сегодня мы публикуем это интервью на
страницах нашей газеты.
– Пасхальные дни – самые радостные в жизни христиан. Однако
радость эта у многих сегодня омрачается суровой действительностью: войны,
теракты и жизненные неурядицы,
связанные в первую очередь со сложным материальным положением, вынуждают даже
самых закаленных людей предаваться унынию. Как быть?
– Ответом на «рознь мира сего» должен быть мир Христов.
При всех невзгодах и неурядицах мы, православные христиане, должны, по словам
святого апостола Павла, немощи немощных сносить (Рим. 15,1) – проявлять
мужество и стойкость, не падать духом, но, укрепляясь дарами Пасхи Христовой,
быть опорой для тех, кому особенно трудно.
– Но убогих и сирых сегодня так много. В стране –
тысячи бомжей, беспризорников. Церковь могла бы взять этих изгоев общества под
свое крыло?
– Грех проходить мимо этих несчастных. Не будем забывать,
что Сам Господь наш Иисус Христос не имел на земле пристанища, где преклонить
голову (Мф. 8, 20). Принять под свой церковный кров, обогреть, накормить,
одеть – наша первейшая христианская обязанность. К моему огромному сожалению,
в реальности наша социальная деятельность не так обширна, как тому следует
быть.
– Каждый раз, беседуя с Вами, мы неизменно затрагиваем
вопрос, который все эти годы остается болезненным – о взаимоотношениях
Московского Патриархата с Ватиканом. Есть надежда на улучшение?
– Надежда на лучшее всегда живет в душе христианина.
Возможный визит папы Иоанна Павла II в Россию или моя с ним встреча в
каком-либо ином месте будут иметь смысл только в том случае, если послу жат
уврачеванию доныне кровоточащих ран прошлого, реальному разрешению
болезненных проблем двусторонних отношений. Но я против всемирного шоу перед
объективами телекамер. Потому что являюсь убежденным сторонником достижения
нелицемерного согласия на основе твердых договоренностей.
– Вы могли бы назвать самые памятные для Вас пасхальные
службы, на которых Вам доводилось служить.
– Почему-то вспоминается 1960 год, когда советская
власть запретила пасхальные крестные ходы якобы из-за хулиганства во время
ночной службы. И я, молодой священник, в первый год подчинился, служил на пасху
утром – во избежания недоразумения с властями. Отслужил и понял: не то!.. Нет
животворящей пасхальной радости ни у служащего духовенства, ни у верующих. На
другой год решил: будь что будет, а отслужу все, как принято у православных людей
– ночью. И ослушался власть... Разумеется, не было ни хулиганства, ни злобных
выкриков. Да и у меня особая радость была: не поддался и отстоял свое право.
– То есть отстояли церковную справедливость?
– И богоборческой власти можно сопротивляться. Когда
над храмами и монастырями нависла угроза закрытия, я не мог смириться.
– «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасены
будут» – бессмертные слова Серафима Саровского. Если бы каждый из землян
следовал мудрости, заключенной в них, никакой бы крови и войн в мире сроду бы
не было! Какое влияние на Вашу жизнь оказал преподобный?
– Подлинное следование преподобному Серафиму возможно
для нас только в том случае, если мы в нашей собственной жизни увидим свой
крест, возложенный на нас Господом и станем искренне, целомудренно и честно
исполнять свой христианский и человеческий долг. Если человек не имеет мирного
духа в себе, не способен этот дух стяжать, если он постоянно раздражается,
то это передается окружающим и ни к чему созидательному привести не может.
Мне, я считаю, особенно нельзя позволять себе раздражаться. По должности. Хотя
иногда приходится вести себя и резко, и твердо, но на этот случай апостол Павел
сказал: гневаясь, не согрешайте (Еф. 4, 26). Мудро? Потому что можно
поговорить с человеком жестко, если, конечно, на то имеется серьезная причина,
но самому при этом не согрешать – не впадать в гнев.
– Твердость – необходимый удел всех руководителей. А
для государственных деятелей твердый характер стал чуть ли не самой
обязательной чертой характера. Ваше Святейшество! Вы часто встречаетесь с
высшим руководством страны, находите понимание и готовность к сотрудничеству.
А не приходила ли в голову мысль вновь соединить Церковь и государство, дать
православию статус государственной религии?
– Церковь только тогда сможет дышать полной грудью,
когда будет реально отделена от пусть даже самого благорасположенного к ней
государства. Но только от государства как инструмента управления и подавления,
а не от общества, не от народа. Благо народное и общественное – вот та нива, на
которой Церковь и государство могут и должны сотрудничать.
– Что бы Вы, Ваше Святейшество, могли пожелать нашим
читателям в эти пасхальные дни?
– От всей души хочется посоветовать наиболее активным
молодым людям и девушкам: чтобы ни происходило с вами или вокруг, ни при каких
обстоятельствах никогда не поддавайтесь искушению экстремизмом. Горький опыт
показывает, что экстремизм всегда приводит к пролитию крови, что только
усугубляет противоречия и умножает взаимную ненависть. При этом неизбежно
гибнут любовь и разум.
Хотелось бы, чтобы свет Воскресения Христова наполнил
сердца наших соотечественников терпением, мудростью, чувством ответственности
за судьбу нашей Родины. Ибо только так, соблюдая мир в своей душе, человек
может трудиться над преодолением трудностей и дать достойный ответ вызовам,
которые бросают нам стремительно меняющиеся времена.
Благословенная крымская земля, которую часто сравнивают
с прекрасной жемчужиной, некогда край мира и благоденствия, сегодня становится
местом, где бурлят человеческие страсти, где поселилась ненависть и вражда, уже
пролилась кровь людей. Весь мир с тревогой обратил свои взоры на ту тяжелую
обстановку, которая сложилась в Крыму. Поистине – события, всколыхнувшие
полуостров, принесли свой страшный плод, посеяли смуту и разделение среди
крымчан. Но разделили их не по национальному или конфессиональному признаку,
а на тех, кто хочет заработать на людском горе, получив сиюминутную
политическую или финансовую выгоду, и тех, для кого непреходящей ценностью
остаются мир, счастье людей, добро и справедливость!
В этот ответственный момент я хочу обратиться к
крымскотатарскому народу и всем народам, населяющим полуостров: к простым
людям, труженикам, убеленным сединами старикам, юношам, отцам семейств и нежным
матерям.
Скажите, как могли помутиться глаза нашего сердца, что
мы в человеке другой национальности и иной веры видим не образ Всевышнего, по
которому этот человек сотворен, а лишь врага и конкурента. Неужели мы позволили
сердцу нашему поверить в то, что на человеческом горе мы сможем построить
собственное счастье? Как случилось, что руки наши мы протянули не к созиданию
и труду, способному оставить после нас добрую память для будущих поколений, а
к делам тьмы и злобы? Да не будет раздора между народами Крыма! Как не было его
в те времена наших предков, когда мирно соседствовали их дети, паслись их
стада. Когда добрые соседи приглашали
друг друга на свадьбы, праздники, помогали в трудную минуту.
Вспомним, как чудотворный образ Девы Марии, явившийся
в самом центре Крымского ханства – Мариампольском ущелье близ Бахчисарая,
открывшийся вслед за тим православный христианский монастырь почитались
крымскими ханами (в частности, ханом Ачи-Гиреем), которые просили помощи у Матери Иисуса Христа, делали
пожертвования на святую обитель; как и христиане, и мусульмане направляли свои стопы к
источникам св. Космы и Дамиана, св. Параскевы, обретая исцеление души и
тела.
Я не думаю, что истинный мусульманин может забыть
слова Корана: «И помогайте одни другим в благочестии и богоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура 5, айат
3). Прислушаемся к этим словам,
прислушаемся к голосу своей совести, которая есть голос Всевышнего Бога. Что
скажет она нам? То, что верующий человек, какой бы нации или конфессии ни был,
не может и не имеет право поощрять кровопролитие. Жизнь и душу даёт нам Бог, и
праведность человека состоит в том, чтобы иметь в себе любовь и справедливость: «Будьте справедливы, это –
ближе к богобоязненности», – говорит Коран (сура 5, айят 11). А в Священном
Писании говорится: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от
Матфея 22, 39).
Не будем идти на поводу у тех, кто, забывая законы
своей веры и то, что заповедано отцами и дедами, пытается разжечь пламя
вражды. Наши предки искали Бога, мира, любви и справедливости, зная, что только
на этом фундаменте можно построить будущее своих детей. И те, кто разжигает
вражду, либо не имеют детей, либо не имеют веры, любви и мудрости, к которым
всех призывает Бог.
Мы все – граждане одного государства, мы все равны
перед законом. Священное Писание православных христиан говорит: «Всякая душа
да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же
власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1). То же самое утверждает для
правоверных Священная книга мусульман Коран: «О, вы, которые уверовали!
Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас»
(сура 4, айат 62). Ни у кого из нас нет права, нет никакого оправдания тому,
чтобы чинить самосуд и самоуправство.
Минувшие поколения обладали такой мудростью и богобоязненностью,
которые позволяли им столетиями жить на одной земле в мире и согласии. Да
дарует нам Всевышний Господь эту мудрость, дабы земля наша вновь стала землей
мира, добра и любви.
Я молюсь о том, чтобы Всевышний Господь дал нам
светлый ум, страх Божий и мудрость. Верю, что разум будет превыше человеческих
страстей.
Митрополит Симферопольский
и
Крымский Лазарь.
|