К ЕДИНСТВУ
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Недавно стало известно, что в середине мая с официальным
визитом в Россию приезжает глава Русской православной церкви за рубежом
Митрополит Лавр. Как сообщил представитель аппарата Архиерейского Синода
РПЦЗ, он продлится две недели, с 14 по 28 мая. На 18 мая намечены переговоры
Митрополита Лавра с Патриархом всея Руси Алексием II, в ходе которых будут
обсуждаться вопросы, связанные с возможностью воссоединения двух
православных Русских церквей.
Даже первые оглашения о намерениях двух предстоятелей
Русской православной Церкви – поместной и зарубежной, – прозвучавшие в
сентябре прошлого года, были восприняты как сенсационные. Представители церкви
остужали журналистов: воссоединение церквей – дело не одного дня. Оно требует
встреч, переговоров, согласований, пастырских визитов, соборных решений,
процесс только начался, а заголовки все равно были восклицательными.
И действительно, воссоединение церквей, даже растянутое во
времени, – сенсация новейшей истории, событие небезразличное в политическом и
международном смысле. Напомним, что официальное приглашение владыке Лавру со
стороны Патриарха Алексия в конце сентября передал в Нью-Йорке Президент
России Владимир Путин во время личной встречи.
В Московском патриархате возлагают большие надежды на этот
визит. По мнению Патриарха Алексия, «сегодня нет препятствий, которые могут
разделить русских людей, живущих в Отечестве нашем и за его пределами». Он
подчеркнул, что«с падением коммунистического режима, с установлением религиозной
свободы на нашей Родине есть все предпосылки для того, чтобы начать путь к
единению, ибо Господь призвал всех нас едиными устами и единым сердцем славить
Бога».
Это мнение разделяет и предстоятель Русской зарубежной
церкви, недавно заявивший, что «сейчас государство в России не выступает
против религии» и что «во главе Российского государства стоят, люди верующие и
искренние». По его мнению, «воссоединение двух частей Русской церкви ускорит
полное и окончательное возрождение России, а православная Россия займет
положенное ей место в семье народов и, быть может, даже восстановит и
политическое, и нравственное равновесие во всем мире».
Россия лишний раз заявляет о себе, что она есть частью
европейской цивилизации. Ведь приходы Русской православной церкви есть в Европе,
Америке, а монастырь близ Сан-Франциско и знаменитого отца Серафима Роуза,
американца с лицом героев Достоевского, в России знают и любят не меньше, чем
российских пастырей. И не западно-ориентированные интеллектуалы, а простые
церковные бабушки.
Программа пребывания владыки Лавра в России будет чрезвычайно
насыщенной. Предстоятель Зарубежной церкви посетит святые места, в том числе
Троице-Сергиеву лавру, Екатеринбург, где побывает на месте расстрела царской
семьи. Курскую коренную пустынь, где была явлена Курская икона Божией Матери,
одна из самых дорогих святынь русского рассеяния.
Впрочем, как сказал в комментарии известный богослов диакон
Андрей Кураев, владыка Лавр уже был в России в неофициальных поездках, без
всякой торжественной помпы ездил по монастырям и провинциальным приходам и
знает реальную жизнь православной церкви не понаслышке.
Елена
Яковлева, Москва.
«ПРОСТОЙ,
ВЕЖЛИВЫЙ...»
Было время, когда его любили противопоставлять Сталину, гуманиста
– деспоту и тирану. На этом противопоставлении вырос XX съезд Коммунистической
партии, поднялась вся хрущёвская оттепель и официальное шестидесятничество, с
этого начиналась перестройка и её первые бестселлеры вроде пьесы Шатрова
«Дальше... дальше... дальше!». Могло ли быть иначе, рассуждать теперь
бессмысленно, но то, что в основе нашего отрезвления лежала связанная с именем
и личностью Ленина ложь, остаётся горьким фактом русской истории и возможным
объяснением, почему в начале девяностых страну опять скрутил большевизм,
хоть и с либеральным лицом.
Кто был хуже для России: Ленин или Сталин? Оба хуже – вот
единственно возможный ответ. Но всё же требующий уточнения. В Ленине было
что-то, предугаданное Пушкиным. Дворянин, возглавивший бандитов и
изменивший своему сословию. По роли Дубровский, по сути Швабрин.
Со временем, когда от дворянства на Руси ничего не осталось,
происхождение пролетарского вождя сделалось не столь важным. Но в 1917 году
все воспринималось именно так. «Дворянин Ульянов-Ленин затеял в крестьянской
России пролетарскую революцию, – как всегда очень точно расставляя акценты,
написал в октябре 1917-го Пришвин, причём даже не в дневнике, а в газете «Воля
народа». Что бы там ни говорили настоящие учёные, люди и дворянские записи,
преступление Ленина дворянское и наказывать будет его мещанин.
– Убивец! – скажет мещанин».
Эту измену дворянству очень остро почувствовал дворянин
Иван Бунин, оставивший о Ленине безжалостные строки: «Выродок, нравственный
идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности
нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько
миллионов человек – и всё-таки мир уже настолько сошёл с ума, что среди бела
дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своём кровавом престоле
он стоял уже на четвереньках; когда английские фотографы снимали его, он поминутно
высовывал язык: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: «Умер новый бог, создатель
Нового Мира, Демиург!»
И действительно писали, воспринимали, спорили. И не только
лакейские поэты. Писали Маяковский, Есенин, Клюев. А потом молодые
Евтушенко и Вознесенский. «Уберите Ленина с денег!», «В Лонжюмо сейчас лесопильня».
Впрочем, все это были заочные письмена. Как бы яростно ни
писали о Ленине, как ни проклинали его и ни обожествляли, клялись в любви или
ненависти, никто из крупных русских писателей XX века за исключением Горького
с Лениным не встречался и лично его не знал. Известна лишь очень короткая
встреча Ленина с Куприным в декабре 1918 года, и быть может, купринские слова
о нём есть лучшее и самое точное свидетельство, объясняющее суть того, кто
перевернул Россию:
«Этот человек, такой простой, вежливый и здоровый –
гораздо страшнее Нерона, Тиберия, Иоанна Грозного. Те, при всём своём
душевном уродстве, были всё-таки люди, доступные капризам дня и колебаниям
характера. Этот же – нечто вроде камня, вроде утёса, который оторвался от
горного кряжа и стремительно катится вниз, уничтожая всё на своем пути. И потом
– подумайте! – камень в силу какого-то волшебства – мыслящий! Нет у него ни
чувств, ни желаний, ни инстинктов. Одна острая, сухая, непобедимая мысль:
падая – уничтожаю».
Вот и уничтожил. Даже смертью своей. Смерть Сталина за
вычетом его страшных похорон была для большой страны благодеянием. Ленин
своей смертью открыл путь новому террору и прибавил крови и страха.
Что бы ни был призван труп Ленина спародировать – теперь
это уже история. Из идола он давно превратился в дряхлый музейный экспонат.
Алексей Варламов
|