С ПУТИНЫМ РОССИИ ПОВЕЗЛО
С кем повезёт Украине, и повезёт ли?..
Синхронная ратификация российско-украинских документов,
состоявшаяся накануне встречи президентов Путина и Кучмы в Крыму, дает основание
несколько по-новому взглянуть на отношения двух постсоветских государств. Об
этом интервью с премьер-министром Украины Виктором Януковичем записал
корреспондент «Российской газеты» Дмитрий Владимиров.
– По моему убеждению, – сказал Виктор Янукович, – перспективы
у нас открываются хорошие – это главное. Думаю, что наши точки зрения совпадают:
несмотря на высокую интенсивность двусторонних контактов на всех уровнях
законодательной и исполнительной власти, нам не хватает именно реализации
политических решений. Для этого нужны соответствующие механизмы.
Накопилось всего много. В торгово-экономической сфере давно
пора снять все проблемы, создать зону свободной торговли, которая предусмотрена
соглашением о Едином экономическом пространстве. При этом НЭП в обязательном
порядке должно базироваться на принципах ВТО, ибо эти стандарты и для Украины,
и для России являются приоритетами, потому что мы – экспортно ориентированные
государства. Мы вместе стремимся к вступлению в ВТО и договорились, что
синхронно идем в этом направлении. Я считаю, что в этом отношении между нами
должны быть предельные прозрачность и доверие.
Относительно ЕС мы заинтересованы в том, чтобы проводить
линию на утверждение в рамках ЕЭП норм и стандартов Европейского сообщества,
способствовать включению ЕЭП в общеевропейские процессы. Мы не должны мешать
друг другу – Россия Украине и наоборот, а должны помогать и взаимодополнятъ
друг друга. У Европы есть, я думаю, заинтересованность в расширении зоны стабильности
и благосостояния на европейском континенте. А это означает и реализацию
европейского вектора развития Украины, как это записано во всех наших
программных документах. И мы в этом чувствуем поддержку России, потому что
Россия в этом тоже заинтересована и она тоже интегрируется в Европу. ЕС не
должен нас разъединять. И у Европы, и у России есть заинтересованность в том,
чтобы иметь стабильного соседа – Украину.
– Как вы оцениваете нынешний уровень экономического
сотрудничества двух стран, в чём, на ваш взгляд, есть резервы?
– Надо точно расставить акценты: где цель, а где средство
ее достижения. Само по себе создание зоны свободной торговли не может быть
целью интеграции Украины с Россией. ЗСТ – это лишь инструмент для достижения
цели. А целью должно быть объединение научно-технологических сообществ Украины,
России, а также Европы. Это создаст предпосылки для интенсивного привлечения
наукоемких технологий, инновационного развития наших государств, привлечения
инвестиций. Мы наблюдаем в минувшем году прирост товарооборота на 36,6
процента. В нынешнем году мы, по самым скромным подсчетам, можем увеличить
товарооборот еще на 5 млрд. долларов – с 15 до 20 миллиардов. Мы настолько
связаны, что решать эту задачу раздельно невозможно.
Я думаю, у нас есть общее понимание относительно гармонизации
наших законодательств по европейским стандартам. И эта колоссальнейшая работа у
нас уже началась. И Россия, думаю, обязательно тоже пойдет по этому пути. Мы
все время сравниваем, как идут в России такие процессы, как реформа
налогообложения, пенсионной системы, зарплаты, как развивается административная
реформа.
Мы начали административную реформу с
правительства, но пока еще по-крупному ничего не сделали, хотя и приступили к
изменению функций министерств. Мы видим их не хозяйствующими субъектами.
Хозяйственными функциями должны заниматься специальные агентства, а
министерства должны вести государственную политику, убирая преграды и
создавая стимулирующие механизмы для развития.
– Давно идут споры о российско-украинском газовом
консорциуме. Складывается даже впечатление, что этот вопрос больше политический,
нежели экономический. Есть ли у Украины экономический интерес к этому
проекту?
– Я убежден, что прежде всего мы должны вместе с Россией
использовать наши общие возможности. У Украины – это транспорт и транзит. Их
надо объединить. Я уверен, что это выгодно и Украине, и РФ. Это касается не
только газа, но и нефти. Это очень крупные проекты. Здесь мы должны создать
общую программу, не подавляя чьи-то интересы, а, наоборот, объединяя. Здесь
должна быть и реконструкция существующей системы газо- и нефтепроводов. Когда
Европа увидит Украину и Россию единым партнером, она будет заинтересована в
том, чтобы мы осуществляли и единую политику в этой сфере. Хотя, конечно,
есть силы, которые заинтересованы нас разъединить.
– В России сейчас большой интерес к тому, что происходит на
Украине в предвыборный период. Существует так называемый «проект Янукович»,
который сразу привлек к себе большой интерес. Как он будет реализован?
– Случилось так, что я и мое правительство работаем как раз
в чрезвычайно важный период для Украины и ее граждан. Сейчас определяется
будущее – кто возглавит страну, куда поведет.
Сегодня, когда пришло время определяться с кандидатами,
уже возникают естественные предвыборные вопросы – какой рейтинг, какая
концепция предвыборной кампании. И когда мне первый раз задали вопрос, что я
думаю делать, изменится ли мой стиль работы, я не задумываясь сказал –
абсолютно нет. Я считаю, что мы не должны заниматься популизмом, мы должны
решать реальные вопросы и двигаться по пути государственных приоритетов. Это
и есть главная предвыборная стратегия.
– Не секрет, что будут и грязные технологии, и не самое
приятное время для правительства в плане критики. Вы как реальный кандидат
сможете держать такой удар?
–
Для меня это привычная
ситуация в жизни. Я вообще комфортно
себя чувствую, если ощущаю соперника. Борьба у меня никогда не вызывала страха.
Я считаю, что вся жизнь – это борьба, и не бывает крупных побед без поражений.
– Россию не может не волновать вопрос, как вы относитесь к
преемственности в российско-украинских отношениях. Вы можете, например,
успокоить российских депутатов, взволнованных будущим русского языка на
Украине?
– Я считаю,
что преемственность – это главный фактор, который будет способствовать успешному
развитию как наших межгосударственных отношений, так и в целом экономик наших
государств. Любая неопределенность, если хотите, непризнание преемственности
или изменение курса – это всегда удар прежде всего по слабым местам, прежде
всего по социальной сфере. У общества всегда должны быть неприкосновенные
ценности. Поэтому надо бережно, я бы сказал, по-семейному относиться к тому,
чего мы достигли, чтобы не ранить, не затронуть болезненные моменты. В полной
мере это касается и вопроса использования русского языка на украинском телевидении.
Наша политика в этом вопросе была и будет взвешенной.
АНАТОМИЯ КРЫМСКОГО
ПОЛИТМАЗАХИЗМА
Монополизация Крыма в качестве «исторической родины»
крымскими татарами, мягко говоря, неисторична. Ведь Крым в качестве
исторической родины, в равной степени, могут считать караимы, греки, армяне,
болгары, славяне и другие народы, проживающие на территории Крыма. Однако никто
из них не додумался объявлять Крым исторической родиной только своего этноса,
ибо это само собой подразумевает, что все остальные в Крыму – пришлые
завоеватели. Но позвольте в таком случае спросить: где Родина, в частности,
русских детей, которые родились и выросли в Крыму? Или русским нет теперь места
ни на Украине, ни в Крыму? Почему для крымских татар, родившихся в
среднеазиатских республиках, Крым есть родина, а для русских, родившихся в Крыму,
– нет?
Теперь поговорим о депортации. Все толковые словари
объясняют слово «депортация» как изгнание, выдворение из страны. Опять же
позвольте спросить: в какую такую страну были изгнаны крымские татары? В
реальности они были просто переселены из одного района некогда единой страны (СССР) в другой. Не
сочтите это как оправдание тех противозаконных действий, которые проводил
сталинский режим по отношению не только к татарам Крыма, но разве меньше
пострадали от этих репрессий другие народы и народности бывшего Советского
Союза и, прежде всего, многострадальный русский народ? Кстати, крымские татары
были все-таки депортированы, но намного раньше, и в Турцию. Но что-то татары,
проживающие теперь в Турции, не горят желанием вернуться на свою
«историческую родину» и не называют себя «крымскотатарским народом», хотя число
их значительно больше, нежели проживающих теперь в Крыму татар.
Однако в Крыму депортированный народ,
в прямом смысле этого слова, всё-таки есть и это русские, которых в 1954 голу
буквально росчерком пера депортировали из России на Украину. Однако что-то
президент Украины не торопится создать при своей свите «Совет представителей
русского народа Крыма». Вот крымские татары – это другое дело.
Об их исключительном положении, признаваемом украинскими властями, безусловно,
говорит тот факт, что только им «даровано» право иметь при Президенте «Совет
представителей крымско-татарского народа» – прямо скажем, индульгенция не из
последних.
Доморощенные политиканы так «заигрались» словами, что день,
когда Хрущев то ли спьяну, то ли по недомыслию население Крыма, словно
крепостных, «подарил Украине», объявили «всеукраинским праздником». Хрущев,
должно быть, в гробу перевернулся от такого лизоблюдства.
По мнению всё тех же политиканов, не знающих истории или
сознательно ее искажающих, пострадали от сталинского режима только украинцы и
крымские татары и вина за это негласно возложена на весь русский народ.
Спрашивается: до каких же пор Украина, претендующая на право быть
демократическим государством, будет негласно тиражировать самую примитивную
русофобию.Каким образом русское и русскоязычное население Украины (что в
принципе не имеет особого различия) в таких условиях смогут интегрироваться в
украинское общество? Не грозит ли это в будущем стабильности и целостности
самой Украины? Властям Украины следует всё же помнить о «законе пружины»: ее
можно сжимать только до определенного положения, а потом она вырывается и
больно бьет незадачливого «прессовщика».
Безграмотная национальная политика украинских властей,
отражающаяся в том числе и в ублажении экстремистской верхушки так называемого
«меджлиса», на самом деле является антинародной и, в том числе,антитатарской,
ибо последствия этой политики хорошо просматриваются уже сегодня. Уступчивость
украинских властей в отношении амбиций лидеров «меджлиса» может только породить
у них желание требовать всё новых и новых привилегий для себя. Дальше больше:
может дойти и до определения «чистоты» национальности и прочих всяких
«забавных» штучек...
Глядя на наши крымские дела изнутри, трудно удержаться от
возмущения.согласиться с этим утверждением. Решили татары, что только
южнобережье подходит для их расселения и там, где захотят, строят пресловутые
«поляны протеста». Власть помалкивает. Решили на митинге, что их
соотечественник невиновен в преступлении и идут на штурм райотдела милиции. И
опять власть безмолвствует. Решили, что незачем славянам создавать свои
организации казаков и вот уже идут толпой, требуя фактически лишить граждан
Украины их конституционных прав и гарантий (ст. 36) и опять власть помалкивает,
лишь слегка только пальчиком грозит.
Лидеры «меджлиса» требуют квотирования мест в Верховном
Совете Крыма и местных органах власти. Крымские власти и тут готовы идти им
навстречу. Однако следует помнить, что квотирование мест в органах власти по
национальному признаку существовало только в государствах, выстроенных на
основах расовой нетерпимости.
Основная масса татар Крыма является законопослушной и
достаточно благоразумной частью крымского общества, что, похоже, не совсем
устраивает лидеров самопровозглашенного «меджлиса». Однако они присвоили себе
право говорить от имени всех татар и власти Украины безоговорочно признали за
ними это право.
Здесь следует напомнить, что политика разделения людей по
национальному признаку никогда до хорошего не доводила и всегда была на руку
лишь тем, кто из кожи вон лез, создавая себе имидж национального героя, отца
народа, а на самом деле под шумок набивал себе и своему ближайшему окружению
карманы за счёт оглупления и обирания соотечественников.
«Национализм – это детская болезнь, корь человечества» –
сказал однажды Альберт Эйнштейн. Цивилизованные страны уже давно переболели
этой детской болезнью. Почему же мы на Украине не учитываем и не используем их
опыт. Ответ до смешного прост: у нас политику творят дилетанты.
Смотришь на крымский «демократический» политикум и: «Ба!
Знакомые все лица». В ушах все еще звенят их восторженные голоса «о верности
идеалам коммунизма», о которых вещали нам с советских трибун. А сейчас они
хором поют другие «демократические песни». Видно, правду говорят: хочешь есть –
будешь петь.
Выступления высокопоставленных украинских и крымских
чиновников, право же, вызывают иронию и тревогу. Иронию потому, что эти господа
публично демонстрируют своё незнание сути межнациональных проблем в Крыму, что
они обязаны знать в силу занимаемого положения. Иначе как объяснить их
публичные бодренькие заявления о том, что, дескать, в «Крыму обострения межнациональных отношений нет».
Тревогу – потому что эти чиновники плохо учили историю и не знают, чем
заканчивается политика «умиротворения» экстремистов.
При этом, ублажая притязания лидеров «меджлиса» на особое
положение татар в Крыму, власти тем самым нарушают процесс естественной
интеграции этой народности в украинское общество, что, в конце концов,
противоречит долговременным интересам самих татар. Если же почему-то властям
так уж неймется создать рафинированные территориальные образования по
национальному признаку, то почему бы не образовать «крымскотатарские
национальные районы» в степной части северного Крыма, обезлюдевшего «благодаря»
иррациональной политике крымских и украинских чиновников.
Непродуманные действия властей и откровенная наглость
крымскотатарских националистов в итоге привели к всплеску национализма в Крыму
и, в частности, к заметному росту антитатарских настроений в обществе. Таким
образом, своими действиями власти Украины и Крыма дошли до явного абсурда:
умиротворяя экстремистов из «меджлиса», они наносят вред основной массе татар.
Суть гуманистического подхода к решению этнических проблем
состоит в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во
всех его видах и формах, в последовательном развитии демократии, правовых начал
в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства
и нации. Обеспечение прав и свобод личности, независимо от национальной
принадлежности – есть условие свободы любого народа.
У нас же коррумпированные власти, не желаюшие решать
проблемы межнационального характера по существу, ежегодно финансируют «меджлис» в его
экстремистских действиях, нацеленных на разжигание злобы татар к русскому населению.
Каждый год 18 мая мы имеем наглядную возможность в этом убедиться.
Спрашивается: до каких пор весь этот властный «политмазохизм» будет третировать
население Крыма?
Публикуется
с сокращениями.
|