«НА НАШЕЙ, НЕ СВОЕЙ ЗЕМЛЕ...»
Валентин Смага,
газета «Вечерний Вестник»,
№ 057 (1156) 16-22 апреля 2004 г.
Директор Киевского эколого-культурного центра Владимир
Борейко предоставил редакции «Вечерние Вести» копию уникального документа,
позволяющего судить о земельных отношениях. Когда из-за разбазаривания
земельного фонда Автономной Республики Крым начались волнения среди крымских
татар, президент издал указ о неотложных мерах по улучшению охраны и
использования земель на полуострове. В Крым отправилась комиссия во главе с
секретарем Совета национальной безопасности и обороны Владимиром Радченко.
Результатом вояжа стала 14-страничная докладная, адресованная лично Леониду
Даниловичу.
По идее, бывший руководитель СБУ,
секретарь СНБОУ Владимир Радченко должен быть одним из самых информированных
людей в стране. Но вот цитата из докладной: «На территории Ялтинского
горно-лесного природного заповедника ведется строительство со значительными
вырубками. По расчетам, убыток, нанесенный нарушением природоохранного
законодательства, составляет 602 тысячи рублей. Заказчик не установлен».
Здорово, правда?! По сути, секретарь СНБОУ в докладе главе
государства расписывается в своем бессилии установить элементарный факт. Вряд
ли такое возможно. Скорее всего, как опытный «придворный» Владимир Радченко не
смеет огорчать «государя» и вынуждать его наказывать верных людей за такие
«шалости». Поэтому, кто конкретно из крымской элиты строит дачку в Ялтинском
горно-лесном заповеднике и еще шесть(!) на территории знаменитого Никитского
ботанического сада, дипломатично умалчивается. А в остальном докладная написана
на серьезном профессиональном уровне. Сложившуюся систему разбазаривания
крымской земли Владимир Радченко описал четко и доказательно.
Из документа следует, что власти автономии умело заложили в
основу этой системы хорошо продуманный... беспорядок. Да-да, не удивляйтесь,
сколько лет вроде бы идет земельная реформа, а в Крыму до сих пор не
удосужились сделать элементарное – провести обычную инвентаризацию земель
автономии! Иначе говоря, не вполне ясно, где именно земля государственная, где
коммунальная, где природно-заповедного фонда, а где водоохранных зон.
Какие фантастические барыши, добавлю от себя, может извлечь
коррумпированное чиновничество из этой неразберихи. За «зелень» землицу
кому-нибудь оформил, а чья она конкретно, неизвестно. Схватили за руку – так я
не знал
Вторым фактором «прихватизации» в Крыму Владимир Радченко
считает «отсутствие надлежащего градостроительного, землеустроительного и
экологического контроля» за использованием земли. В переводе с канцелярского
языка на человеческий это означает, что чиновники просто-напросто не делают
именно то, за что им государство деньги платит. И, как не трудно догадаться,
как раз ничегонеделанье основные доходы им и приносит.
Третьим фактором Радченко считает многочисленные «факты
незаконного отчуждения или выкупа особо ценных земель». Не удивительно, что в
Крыму творятся такие безобразия, что ни в сказке сказать, ни пером описать. На
гривневых купюрах, например, изображены развалины Херсонеса. Это – часть
историко-археологического заповедника «Херсонес Таврический». Заповедник уже
ликвидировали. Массовое строительство «хатынок» нанесло непоправимый ущерб всем
знаменитым крымским заповедникам – Ялтинскому, Форосскому, Карадагскому,
Никитскому ботаническому саду, заказнику «Мыс Фиолент».
Мораторий на продажу земли в Украине еще действует. Но
коррумпированным чиновникам на это наплевать. «Приобрела распространение
практика продажи под видом передачи в долгосрочную аренду земельных участков
сельскохозяйственного назначения, полученных в частную собственность гражданами
в виде земельных участков-паев», – сообщает Кучме секретарь СНБОУ.
Более того, «гарант» уведомлен, что «исполнительной властью
игнорируется порядок, по которому изъятие или продажа особо ценных земель
осуществляется только по согласованию с Верховной Радой. При этом Госкомитет
Украины по земельным ресурсам и его отделения на местах, Республиканский
комитет выдают позитивные выводы государственной экспертизы» и на земли, которые, по закону, трогать нельзя.
Как видим, Леониду Кучме предоставляется прекрасная
возможность принять личное участие в публично объявленной им борьбе с
коррупцией.
На докладной резолюция Кучмы: «Януковичу В. Ф. Прошу глубоко
изучить поставленные вопросы и рассмотреть их на заседании Кабинета Министров с
принятием конкретных мер». Глава правительства спускает бумагу вице-премьерам
Азарову, Кириленко, Табачнику, министру Толстоухову. Те, в свою очередь,
переадресовывают документ своим подчиненным... И это все?
Все!
Вот так реально, а не на словах, и работает в Украине
власть. Чёрный юмор заключается в том, что секретарь СНБОУ предлагал «гаранту»
за все перечисленные выше безобразия, в частности, «объявить выговор»
вице-премьер-министру Ивану Кириленко, «строго указать» председателю Совета
Министров Крыма Сергею Куницыну, «обратить внимание» министров аграрной
политики Виктора Слауты и охраны окружающей среды Сергея Полякова. Теперь же им
вполне серьезно, на высшем государственном уровне, предложили собраться на
заседание Кабмина и, подобно чеховской унтер-офицерской вдове, самим себя
высечь. Стоит ли удивляться, что коррупция в Украине процветает, а землю
разворовывают?
«Радченко не случайно делает вид, что не знает, кто
строит дачу в центре Ялтинского горно-лесного заповедника, – говорит директор
Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко. – В Крыму все считают,
что принадлежит она главе правительства автономии Сергею Куницыну. А шесть
домиков в Никитском ботаническом саду – его ближайшим подручным. Места там
очень живописные.».
...Человеческий организм состоит из живых клеток, вся
жизнь которых подчинена общей генетической программе. Если одна из клеток
начинает проявлять своеобразный эгоизм и развивается по своей собственной, а не
общей программе, то, если вовремя не заметить, начинает развиваться страшная
неизлечимая болезнь под названием рак. Если видные чиновники ради своих
«хатынок» нагло плюют на законы страны, то власть наша тяжело больна...
Публикуется
с сокращениями
БЕЗ БАРЬЕРОВ
Сергей Миронов, Председатель Совета Федерации России
Часто по-настоящему большие события приходят в нашу жизнь
буднично, почти незаметно. И нужно немало времени, чтобы осознать, какие
громадные изменения они принесли с собой.
В апреле этого года в Санкт-Петербурге состоялась
международная научно-практическая конференция «Единое экономическое
пространство: правовое обеспечение процесса формирования». В ходе именно этой
конференции было объявлено о договоренности, достигнутой руководителями
парламентов России, Белоруссии, Казахстана и Украины о синхронной ратифиции
Соглашения о формировании Единого экономического пространства, подписанного
в сентябре 2003 года главами четырех государств. 20 апреля эта договорённость
была претворена в жизнь.
В кризисное десятилетие 1990-х годов, несмотря на все декларации,
предпринимавшиеся в рамках СНГ для сближения его участников, экономики наших
стран все дальше расходились друг от друга. Доля взаимных поставок 12
государств СНГ, которая в 1991 году составляла более 70 процентов их экспорта,
сократилась до 40 процентов.
Но по мере того, как на месте неуклюжего старого хозяйственного
механизма создавался новый, более жизнеспособный в условиях мирового рынка и
конкуренции, ситуация стала меняться. Сегодня «четверка » государств,
подписавших и ратифицировавших Соглашение о создании Единого экономического
пространства, является одним из локомотивов мировой экономики, показывая темпы
роста на уровне 7 – 9 процентов в год, что является признаком устойчивого
экономического роста. Для сравнения – в странах Европейского союза темпы
экономического роста в среднем сегодня составляют менее 2 процентов в год.
Этот достаточно бурный экономический рост, а вернее,
восстановление экономики на новой основе, показал: в хозяйстве, в обществе
стран СНГ преобладают общие черты. У нас много совпадающих проблем и интересов.
Во взаимодействии с внешним миром странам СНГ приходится решать весьма схожие
задачи. На-ши хозяйственные комплексы удачно дополняют друг друга. Словом,
достижения многовековой единой истории нашего великого евразийского
сообщества не исчезли бесследно за 12 лет, прошедших после распада СССР, а
трансформировались, приобрели новые формы.
Эта общность сейчас иначе проявляется, иначе осознается, чем
прежде. Скажем, вопрос политического единства обсуждается лишь между
Белоруссией и Россией. С другими партнёрами речь идет только о взаимовыгодной
экономической интеграции. Но главное, что осознано и доказано: вместе мы
сильнее и можем добиться большего, чем если бы каждый действовал сам по себе.
Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина – это 80 процентов
населения и свыше 90 процентов экономического потенциала всего СНГ. Создавая
«общий рынок», страны «четвёрки» дают дополнительный импульс своему экономическому
развитию. Экспертами подсчитано, что интеграционный фактор позволяет за
короткое время увеличить валовой внутренний продукт четырех государств на 15
процентов.
Единое экономическое пространство снимает барьеры, мешающие
сегодня развитию межгосударственных хозяйственных связей. Прогнозируется,
например, что российский экспорт машиностроительной продукции в другие страны
«четверки» может возрасти за ближайшие годы в 1,5 раза, а импорт из этих стран
в 2,3 раза. Расширение рынка сбыта, восстановление или создание новых
кооперационных связей позволяют снизить издержки, маневрировать ресурсами,
осваивать новые технологии и виды продукции, что было бы трудно или даже
невозможно на отдельном национальном рынке.
Яркий пример такого выигрыша, который получат в результате
интеграционных процессов высокотехнологичные отрасли государств СНГ – это
авиакосмический комплекс. Известно, с какими трудностями столкнулись в
последние годы даже российские производители самолетов гражданского назначения,
у которых есть наиболее емкий из четырех стран внутренний рынок. Старые модели
самолетов по многим причинам сходят со сцены. А наладить рентабельное
производство на основе новых разработок весьма сложно.
Технические решения найдены вполне современные. Но из-за
ограниченных масштабов сбыта сложно выйти на конкурентоспособное соотношение
цены и качества. В самом деле, у «Боинга», который продает свои самолеты по
всему миру в огромных количествах, и, например, у заводов, выпускающих машины
Туполева, очень разные масштабы бизнеса, структуры затрат. Авиационные
предприятия других государств СНГ столкнулись с этой же проблемой, но,
пожалуй, в еще более острых формах.
Только в условиях интеграции, создания Единого экономического
пространства можно рассчитывать на успешное ее решение. Пример Европейского
союза показывает лидерам стран СНГ и реальность такой задачи, и конкретные
подходы к ее решению. Интеграционные проекты – от «Конкорда» до «Аэробуса» –
позволили в условиях жесткой международной конкуренции сохранить европейскую
авиационную промышленность и сделать ее одним
из лидеров мировой промышленности по всем параметрам – и техническим, и
экономическим.
В мире насчитывается около 200 региональных экономических
объединений –больше, чем суверенных государств. Многие страны мира участвуют не
в одной, а в нескольких интеграционных
схемах одновременно. Создавая единое экономическое пространство
«четверки», мы также предусматриваем возможное расширение интеграции по
нескольким направлениям.
Во-первых, наше объединение не является закрытым клубом. К
нему со временем смогут присоединиться и
другие участники. Хотя для этого надо сначала продемонстрировать на практике успех экономического
развития на основе интеграции, выгодность такого партнерства с ее инициаторами.
В первую очередь мы имеем в виду другие
государства – члены СНГ, которые исторически, географически и
экономически в наибольшей степени связаны со странами «четверки». Но в принципе не исключаются и другие варианты.
Во-вторых, участники соглашения стремятся к развитию отношений
с другими международными организациями. Прежде всего интерес для нас представляют ВТО и Европейский союз.
Принципиально важно, что мы не стремимся сделать наше общее экономическое
пространство изолированным от внешнего мира островком, а, напротив, договорились о взаимной поддержке в развитии отношений с этими обединениями.
Важной темой, обсуждавшейся на состоявшейся в
Санкт-Петербурге конференции, посвященной созданию единого экономического
пространства, было развитие национальных правовых систем, необходимых для
обеспечения «совместимости национальных экономик».
Эксперты уже согласовали 56 основных документов, которые
необходимо разработать в первую очередь. Они затрагивают такие разнообразные,
но очень важные для предприятий темы, как применение
стандартов, ведение бухгалтерского учета, регулирование конкуренции на
рынках и многие другие. То есть работа парламентов по развитию интеграции с ратификацией
Соглашения о ЕЭП не завершится, а, можно сказать, только начнется
по-настоящему.
|