«ПОКОЙ ДУШИ – У ПРЕСТОЛА ВСЕВЫШНЕГО»
При том разрыве поколений, потере идеалов, которые произошли
за последние десятилетия, происходят, слава Богу, и другие процессы: мы
по-новому начинаем понимать наших национальных героев, оценивать их подвиг не
только пред лицом человечества, но и в «очах Божиих». Открываются новые факты,
публикуются закрытые ранее документы, известные факты биографии осмысляются
заново.
В полной мере это относится к любимому и почитаемому нами с
детства генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. То новое, что о нем
стало известно за последнее время, позволяет говорить о возможности и даже
необходимости постановки вопроса о его канонизации в лике святых. Пусть наш
рассказ будет малой лептой в этом готовящемся труде. Ведь для прославления
«иже во святых» прежде всего необходимо почитание народное, и его уже
подтверждает благословение Церковное. А чтобы почитать, надо знать.
В эпиграфе одной из современных книг, первой прославляющей
благочестие полководца, приводится яркая автохарактеристика Суворова: «Хотите
ли меня знать? Я вас себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья
мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я
был при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным
языком говорил правду. Подобно шуту Балакиреву, который был при Петре Первом
и благодетельствовал России, кривлялся и корчился. Я пел петухом, пробуждая
сонливых, угомонял буйных врагов Отечества. Если бы я был Цезарь, то старался
бы иметь всю благородную гордость его души, но всегда чуждался бы его пороков...
» Все, что мы дальше будем рассказывать о Суворове, – раскрытие этой
автохарактеристики.
Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в
семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. В детстве и
юности был он тщедушен и хил, что вызывало у отца опасения, сможет ли он
принести пользу в деле служения Отечеству. Но в этом слабом теле уже в самом
раннем детстве начал проявляться сильный дух. Так, как Суворов потом будет муштровать
своих подчиненных, он с детства муштровал самого себя. В любую погоду, легко
одетый, он часами предавался бешеным скачкам по полям и лугам, купался в
ледяной воде, спал всего лишь по нескольку часов в сутки, питался грубой и
простой пищей, а от другой отказывался.
Обычно дворянские дети поступали в полк уже в офицерском
звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться протекцией отца. Но в
том-то и дело, что все в жизни этого человека было необычным. Он хотел быть
именно рядовым, хотел испытать на собственном опыте все трудности солдатской
службы и подниматься по служебной лестнице не по протекции, а по собственным
заслугам. Девять лет он прослужил в Семеновском полку в солдатском звании. И
эти годы были для него настоящей школой жизни. Он научился понимать солдат,
любить их, говорить на их языке – это впоследствии и предопределило все военные
победы полководца Суворова.
А победы эти сопутствовали Александру Васильевичу с первых
же дней вступления его на боевое поприще. В военной кампании в Польше в 1771
году Суворов, имея под командой всего 822 человека, пошел на противника, у
которого было от 6 до 7 тысяч войска, и благодаря особой суворовской смекалке
разбил его наголову. Перед походом Александр Васильевич объявил: «Выступать,
когда петух запоет!» Приказание вызвало удивление: «Ишь ведь-ты! – говорили
новички-солдаты. – Петухи-то ведь перед рассветом поют, что же он так медлит».
Но сказано это было в расчете на то, что польские шпионы донесут о выступлении
войска на рассвете, и тогда его можно будет застать врасплох. План сработал.
Суворов ровно в полдень после построения на плацу, прервав учения, вдруг
захлопал себя руками по бедрам и громко закричал; «Ку-ка-ре-ку!» Сейчас же
весь отряд тронулся в поход. На поляков напали ночью, и их лагерь был
разгромлен.
Во всех военных испытаниях Суворова поддерживали молитва и
горячая вера. Призывный клич, которым он напутствовал в бою своих
«чудо-богатырей», был неизменен: «Мы – русские! С нами Бог!». Сохранился
памятник особого благочестия Александра Васильевича – это построенная им в
Новой Ладоге церковь святых апостолов Петра и Павла (позднее переосвященная
как Георгиевская). При ней была создана школа, в которой сам полководец
преподавал арифметику и Закон Божий, Для детей своей школы Суворов составил
молитвенник и катехизис. В храме, на строительство которого он сам носил
бревна и вырезал аналойный крест, будущий генералиссимус читал Псалтырь и
пел на клиросе.
Всю свою жизнь Суворов начинал день с молитвы в полковой
церкви и заканчивал там же. Учил он и солдат непременно молиться перед боем и
благодарить Бога за одержанные победы. При подготовке к канонизации героя
России непременно встанет вопрос: в каком чине его прославлять? С Нахимовым
было проще – за ним не водилось никаких странностей. Между тем вся жизнь
Суворова была растворена юродством. Примеров тому немало. Однажды, приехав на
прием к Екатерине II, он сначала сделал три земных поклона перед иконой Божией
Матери, а потом только подошел к государыне. Екатерина II подарила Суворову
соболью шубу, крытую зеленым бархатом. Спустя короткое время он передарил ее
простому моряку со словами: «Это слишком хорошо для меня. Мои детушки не
узнали бы своего батюшку, если бы я так нарядился... Для вашего брата Суворова
годится серая солдатская шинель». Если же к Суворову подчиненные офицеры
являлись щеголями, то он при их появлении начинал кричать что-то невразумительное,
делал вид, что очень испугался, прятался под стол и просил, чтобы как можно скорее
убрали от него это «привидение».
К этим чудачествам можно прибавить переправу через реку в
ушате вместо лодки, обливание нерадивых и пьяных холодной водой, обучение
лакеев французской грамматике и, наоборот, насмешки над дворянами, говорящими
исключительно на иноземном наречии, бегство через окно от наскучивших гостей,
постоянную странность внешнего вида (от прически до платья), поразительную
терпеливость в перенесении боли. Много раз Суворов был ранен, но не покидал
поля боя и был впереди всех.
В воспоминаниях о военных успехах Суворова мы неожиданно
встречаем слово «прозорливость». Те, кто участвовал вместе с ним в различных
походах, с удивлением свидетельствовали, | что Александр Васильевич как будто
бы знал заранее, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он
перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в
том, что Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших
подробностей. Так было с Кутузовым, с Денисом Давыдовым. Все мемуаристы
единодушно признавали, что Суворов «совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего»
и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах.
Этому он учил и детей своих: любимую дочь Наташу и сына Аркадия. Им оставил
родительскую заповедь: «Почтение Бога, Богоматери и святых состоит в
избежании от греха, источник его ложь, сей товарищи – лесть и обман».
Отличительным свойством мировоззрения Суворова была его
верность монархическому идеалу, идеалу служения «матушке-императрице» и
«государю-батюшке». Солдат своих он поднимал в бой со словами: «Послужим
матушке-государыне!» И недаром именно Суворова посылала Екатерина II на усмирение
пугачевского бунта и восстания Костюшко в Польше.
Великий духом, бесстрашный, дерзкий в бою, Суворов всю свою
жизнь прожил в покаянном настроении. Об этом свидетельствует составленный им
покаянный канон. Незадолго до смерти Александр Васильевич подвел итог своей
жизни, как всегда, в кратких словах: «Долго гонялся я за славой – все мечта.
Покой души – у Престола Всевышнего».
Людмила Ильюнина, Москва.
ГЛАВНЫЙ ХРАМ КРЫМА
Всем симферопольцам хорошо известен Свято-Троицкий
кафедральный собор. Его бирюзово-голубые купола видны издалека. Этот
старинный храм (впервые освящен в 1796, перестроен в 1868 году) был когда-то
приходской греческой церковью, а улица
Одесская, ведущая к нему, раньше так и именовалась – Греческая. Еще одна улица,
параллельная бывшей Греческой, именоваласьТроицкой. В 1924 году ее
переименовали на Большевистскую. После Великой Отечественной войны получила
Троицкая церковь новый высокий статус – она стала кафедральным Свято-Троицким
собором. Прежний кафедральный Александро-Не-вский собор, стоявший на месте
нынешнего сквера Победы, был взорван большевиками в 1930 году. Ныне
кафедральный собор является местом служения правящего архиерея, Митрополита
Симферопольского и Крымского Лазаря.
Главная святыня Свято-Троицкого собора – мощи святителя
Луки. Это имя известно сейчас всему миру. Архиепископ Лука, в миру – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, – был
крымчанином по рождению (он родился 9 июля 1877 г. в Керчи) и отдал Крыму
последние 15 лет своей жизни. Окончив медицинский факультет Киевского
университета, он в двадцать пять лет выбрал для себя профессию врача, которая
отвечала его глубокой потребности «служить бедным и страждущим людям, всеми
силами своими облегчать их страдания». Многообразно одаренный от природы
человек, Валентин Феликсович и на медицинском поприще блестяще проявил себя,
став основоположником новых направлений в медицине (местная анестезия, гнойная
хирургия и др.). Он мог бы уже в 1920-е годы, будучи профессором Ташкентского
университета, стать всемирно известным медиком, но Господь распорядился иначе.
В 1921 году В.Ф. Войно-Ясенецкий принимает сан диакона, а в 1923 г.
постригается в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки. От
Святейшего Патриарха Тихона он получил наказ – не зарывать в землю свой
талант, не оставлять медицинской деятельности. С этого времени священник и
хирург Лука становится на путь подвижнического служения Богу и людям – в
труднейшие времена жизни Церкви и всей страны. Три ареста, одиннадцать лет
тюрем и ссылок при сталинском правлении – и Сталинская премия I степени за
монографию «Очерки гнойной хирургии» (1943), – тяжелейшая работа госпитального
хирурга с параллельным служением в храме.
В мае 1946 года Высокопреосвященный
Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. Он вернулся на свою
родину – и отдал крымской земле последние пятнадцать лет своего архипастырского
служения, продолжая оставаться и целителем души, и врачевателем тела. Он
принимал больных на дому, консультировал в военном госпитале, читал лекции в
медицинском институте, публиковал новые медицинские работы; он же служил и
выступал с проповедями в храмах, много сил отдавал восстановлению крымских
церквей, работал над богословским трактатом «Дух, душа, тело», синтезируя в нем
свой опыт научного и духовного постижения человека.
22 ноября 1995 года указом Священного
Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата архиепископ Лука
был причислен к лику святых. А 20 марта 1996 в Симферополе совершилось
торжество, равному которому не было в Таврической епархии за все время ее
существования. Мощи святителя Луки были перенесены с кладбища у Всехсвятской
церкви крестным ходом в Свято-Троицкий кафедральный собор.
Невозможно подсчитать, сколько людей приходит поклониться
святителю Луке, попросить его помощи. Приходят больные с просьбами об
исцелении, приходят врачи перед сложными операциями – испросить совета и
помощи. А уж сколько исцелений дарует святитель даже безнадежным больным!
Множество случаев выздоровления после молитвенного обращения к св. Луке
зафиксированы документально. Не зря в прошедшем году привезли из Греции
серебряную раку для его мощей – греки чтут нашего крымского святителя,
множество людей исцелилось там по молитвам к нему. Придите же сюда и вы,
дорогие крымчане. Это редкое счастье – в своем городе иметь такую святыню. Не
надо ехать за сотни километров, стоит только немного пройти от центра города –
и вы можете помолиться у мощей великого святого и врача.
Материал
подготовил Иван Кузнецов
|