СТАРЕЙШИЙ ХРАМ СИМФЕРОПОЛЯ
С присоединением Крыма к России старейшая часть Симферополя
Ак-Мечеть была занята русскими войсками. Командир полка Б.А. Тищев в доме,
купленном у татарина за 50 рублей, устроил полковую церковь во имя
равноапостольных Константина и Елены. В 1786 г. правитель Таврической области
В.В. Каховский распорядился сделать иконостас, и в первом православном храме
Симферополя продолжилось Богослужение.
Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, прибыв
в Симферополь проездом из Бахчисарая в Карасубазар (современный Белогорск) 26
мая 1787 года. По ее распоряжению в 1794 г. были присланы из Санкт-Петербурга
серебро, церковная утварь и ризница.
Прошло более десяти лет после приезда императрицы в Крым,
а православные жители Симферополя все
еще ходили в маленькую церковь. Только в 1805 году горожане приступили к
строительству нового храма. Через год деревянная Петропавловская церковь была
освящена, а церковь свв. Константина и Елены вошла в усадебный комплекс
известного генерала В.П. Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен
одноэтажный дом, к которому примыкала колокольня.
Последним владельцем симферопольской усадьбы,
реконструировавшим все усадебные постройки, в том числе и домовую церковь,
которая была освящена 14 июля 1887 г., был Юрий Васильевич Попов – сын генерал-майора В.П. Попова и правнук
видного политического и государственного деятеля, секретаря кабинета
Екатерины II, сенатора (1797-1799) B.C. Попова, оказавшего большое влияние на
политику России конца XVIII-XIX вв..
В 1920-е годы домовые церкви были закрыты первыми – ибо
новой власти трудно было их контролировать: прихожане здесь образовывали
особенно тесный круг и могли совершать службы без постоянного, утвержденного
властью священника. Церковь Попова разделила участь почти всех культовых
сооружений города – она была сначала закрыта, а потом «приведена в гражданский
вид». Долгие годы там был архив Симферопольского ЗАГСа, а потом здание просто
находилось в полуразрушенном состоянии.
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь немало усилий
приложил к тому, чтобы эту святыню вновь вернули Церкви, и старания эти
увенчались успехом: храм передали епархии, и 4 ноября минувшего года здесь
была отслужена первая Божественная Литургия.
Материал подготовил Иван Кузнецов
Храм свв. Константина и Елены находится по адресу:
г. Симферополь, ул. Октябрьская, 8
(р-н площади Советской, за новым торговым центром).
Богослужения совершаются:
В субботу - 15.00 Всенощное бдение
В воскресенье - 8.30 - Божественная Литургия
Ежедневно с 830 до 15.00 совершаются Таинства и требы.
|
ЗАЛОГ НАШЕЙ ВЕРЫ В СЕБЯ
В истории нашей страны не было более трагического испытания,
чем война, начавшаяся на рассвете 22 июня 1941 года – самого страшного дня
нашей истории. Задуманная как война на истребление, она поставила вопрос о
нашем историческом выживании, изменила судьбу всей страны и каждого в ней
живущего.
Далёкий от благоденствия народ был погружён в проблемы
социального переустройства, неслыханной по темпам индустриализации, перехода
крестьянства в новое состояние, рецидивов Гражданской войны. По отношению к
утвердившейся диктатуре Сталина царила спартанская лояльность. Армия,
отличавшаяся исконной готовностью к самопожертвованию, традиционным стоицизмом,
безусловной преданностью Родине, была, увы, в огромной степени ослаблена перерывом
в традиции военного воспитания профессиональных военных, пять столетий
делавших её непобедимой. Армия была подорвана истреблением той новой
командирской поросли, которую дала Гражданская война, воцарившимся террором,
убивавшим инициативу, предприимчивость, свободу анализа, рассудительность и ответственность.
Противостоявшая ей германская армия была вооружена всеми
средствами технически совершенной цивилизации, приёмами многовекового военного
опыта, обновлённого в 1939 -1941 годах, и укомплектована преимущественно
индустриальными рабочими – методичными, инициативными, дисциплинированными,
воспитанными в духе безусловного расового превосходства.
Представьте себе – поражение СССР в 1941 году, смыкание
Германии с Японией, превращение Евразии в контролируемую «осью»
Берлин–Рим–Токио мировую крепость. Внутри этой крепости, где часть индийцев
восстаёт против англичан, где Турция и арабский мир присоединяются к «оси»,
где живут более двух третей мирового населения и размещены 70 процентов индустриальных
мощностей мира, германская и японская зоны влияния наверняка сумели бы
внушительно противопоставить себя США, имевшей в начале конфликта армию меньше
бельгийской.
Представьте себе – Гейзенберг создаёт ядерное оружие. Нефть
Персидского залива в руках, далёких от англосаксонских. В Пенемюнде фон Браун
завершает создание того, что позже будет названо межконтинентальными
баллистическими ракетами. В Пилау и Бременсхафене завершаются работы над
самыми совершенными в мире подводными лодками «шноркель» – они изолируют
военно-морской флот США даже в случае его самого широкого развития. Авиационная
промышленность Германии создаёт реактивную авиацию, способную наносить удары
и по «нереактивной Британии, и по далёким США.
Разве фантастическими видятся планы мирового господства
страны имеющей - единственной в мире – такой набор военного могущества: ядерное
оружие, МБР, сверхзвуковая стратегическая авиация, лучшие в мире (до 1955
года) подводные лодки? Не говоря уже о традиционно самом эффективном –
наземном компоненте Вермахта с его «Тиграми», «Пантерами» и «Фердинандами»,
поддерживаемыми с воздуха штурмовиками «Юнкерс-88».
На этом пути стояла лишь одна сила – Советская Россия.
Конфликт Берлина и Москвы стал осью мирового противостояния.
80 процентов германских потерь приходятся на Восточный фронт. Здесь были
задействованы более трёх четвертей боевых мощностей Вермахта и европейских
союзников Германии.
Судьба Второй мировой войны решилась на русских полях, а не
в африканской пустыне и не на тихоокеанских атоллах. Мировая война обрела
свой итог в Восточной Европе ещё до того, как первый наш доблестный западный
союзник вышел к побережью Нормандии. Право так утверждать завоёвано не нами, а
предшествующим поколением, не пощадившим себя в битве против «Нового германского
порядка».
Два обстоятельства спасли нашу страну. Первое – военная
промышленность дала меч. Второе, главное, – в час выбора между жизнью и
спасением Родины наш солдат бестрепетно жертвовал жизнью.
Красная армия, выйдя из страшных подвалов Сталинграда,
обрела не только новое дыхание, но и новый внешний вид. Гвардия получила особый
знак. Офицеры надели новые кители с золотыми погонами, те самые погоны, которые
революционные солдаты 1917 г. срывали с офицеров русской армии. Единоначалие в
войсках уже было введено 9 октября 1942-го.
Осенённые знамёнами своего славного прошлого, полки и
дивизии связали воедино историю и современность, дали солдату и офицеру
чувство гордости за тех, кто создавал нашу державу, нашу культуру, кто породил
гениев во всех проявлениях человеческого духа. Их судьба была тяжёлой, но
они сохранили доблести отцов и прадедов: упорство, мужество, беспредельную
жертвенность, фаталистическую небоязнь смерти. И добавили новые черты –
владение техникой, самостоятельный расчёт, ориентация в большом и малом
мирах. Без этого Сталинград вошёл бы в германскую, а не в нашу историю. Английский
учёный А. Кларк отмечает: «Начиная с этого времени, Красная Армия владела
инициативой, и, хотя немцы ещё старались во многих случаях изменить баланс сил,
их усилия могли иметь лишь тактический
успех. С ноября 1942 г. позиция Вермахта на Востоке была в фундаментальном
смысле оборонительной».
Нацисты сами навязали Советскому Союзу войну на
истребление. Красная Армия набиралась мастерства с каждым месяцем, а Вермахт
параллельно терял уверенность в вождях, приведших элитную армию на волжские
утёсы и замершую в упоении –именно тогда, когда ощущение смысла, цели стало
фактором решающего значения.
Поражение под Сталинградом потрясло Германию,
ориентированную нацистской пропагандой на «лишь слегка затянувшийся» блицкриг.
Весь многолетний опыт, впитанный немцами с августа 1914 г. – гибели армии
Самсонова – и до высокомерного Брест-Литовска, где генерал Гофман продиктовал
России «карфагенский мир», убеждал население Германии, что эти азиатские
«недочеловеки» просто не способны ни на что перед тевтонской изобретательностью
и эффективностью. Тем сильнее был эффект Сталинграда.
При этом надо отдавать себе ясный отчёт в том, что идеология
нацистской Германии и Советской России не имели между собой ничего общего.
Первая основывалась на экзальтированном, фанатичном национализме. Вторая – на
социальном восстании масс. Пытаться сегодня поставить знак равенства между
двумя полярными системами ценностей можно лишь предавая историческую истину в
пользу политической злобы дня.
Многие различия двух столкнувшихся в войне обществ
проистекали даже не из идеологии, а из контрастных особенностей
цивилизационного опыта, западного и восточноевропейского. Пять столетий подряд
демонстрировал Запад победу качества над количеством, победу западной
рациональности над фатализмом незападных народов. Вот почему человеку Запада
всегда было трудно осмыслить особый случай России, подлинный источник русской
силы.
Победа была добыта невероятными усилиями, огромными
жертвами, мобилизацией всего лучшего в нашем народе. Под скромными
гипсовыми обелисками на обширных просторах от Эльбы до Волги упокоились вечным
сном те, чья оборвавшаяся в цвете лет жизнь – это наша свобода.
И пока мы помним себя, мы просто не имеем права в буднях
забыть тех, кто дал нам свободу жить, творить и исправлять свои ошибки. Иначе в
нашей жизни нет смысла.
Анатолий Уткин –
доктор исторических наук, Москва.
|