12 ИЮНЯ – ДЕНЬ РОССИИ!
Русская община Крыма отметила главный государственный праздник Российской Федерации
Мы являемся свидетелями рождения
новой традиции – широкого празднования Дня России в Крыму и в целом по Украине.
В этом году по масштабам праздник России превзошёл прошлогодний уровень и, надо
полагать, тенденция эта сохранится в будущем.
Казалось бы, после всего того,
что случилось с нашей страной за последние десятилетия стараниями, прежде
всего, украинских националистов и вторящих им «национальносвидомых» чиновников,
идея единения триединого русского народа, представляющего современных
россиян, украинцев, белорусов, должна была бы переживать глубокий кризис.
Однако жизнь упрямо говорит о противоположном: чем дальше от нас уходят
драматические события начала 90-х гг. теперь уже прошлого столетия, тем острее
и осмысленней мы их воспринимаем, стремясь найти выход из того исторического
тупика, в который завели нас недалёкие и безответственные политики, всплывшие
на поверхность в хаосе всеобщего замешательства, вызванного гибелью
коммунистической системы и, как следствие, всплеском национально-политического
эгоизма, обострившегося на финальном этапе в республиках бывшего Советского
Союза.
Участь сия не миновала ни одну из
республик, входивших в состав СССР, в том числе и Российскую Федерацию. Однако
здравый смысл и потребности реальной жизни берут своё. Пережив унизительную
национально-политическую драму начала 90-х гг. прошлого столетия, современная
Россия под руководством действующего президента Российской Федерации
Владимира Путина вновь вышла на линию своего государственно-политического подъема.
И широкое празднование Дня России, в том числе за пределами Российской
Федерации, является ярким тому свидетельством.
Мы верим:
пройдёт не так много времени и Отечество наше единое вновь возродиться! Так
будет, потому что к этому стремятся миллионы русских людей.
СНГ: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Предстоящие выборы в Украине, восстановление контроля
Тбилиси над Аджарией, увеличивающаяся вероятность в проведении уже осенью
этого года референдума в Белоруссии, который открыл бы возможность для
переизбрания нынешнего президента на третий срок, угрозы, будем надеяться,
риторические, азербайджанского президента восстановить контроль над Карабахом
силой, обострение внутриполитической обстановки в Армении, вхождение трех
балтийских государств в ЕС – эти и многие другие события последнего времени
вновь и вновь ставят вопрос о том, какой должна быть российская политика в
отношении стран бывшего СССР.
За время, минувшее с Беловежской
пущи, она, российская политика, прошла несколько этапов. Сначала – полное забвение
и игнорирование, доходившее до смешных и опасных пределов. Слава богу, хватило
ума с помощью американцев вывезти все ядерное оружие из бывших советских
республик. Затем последовал длинный период «бумажной интеграции». Руководство
России, стремясь отмолить грех развала СССР, выступало двигателем создания
псевдоинтеграционного объединения – СНГ. Подписывались сотни договоров, не
стоивших бумаги, на которой ставились подписи, проводились десятки – на 95
процентов бессмысленных – встреч. На пять процентов они были полезны, но по
большей части с точки зрения легитимизации лидеров новых государств. Может
быть, была и реальная польза. СССР пока вышел из развала без масштабных войн,
которыми, за редчайшими исключениями, сопровождались распады имперских
государств. Хотя я пишу эти строки и стучу по дереву. История развала СССР
еще не закончилась. Иронией истории или незрелостью элит
сопредельных государств явилось их почти повсеместное сопротивление этой «интеграции».
В многостороннем процессе усиливались бы именно их позиции визави России.
Но, как бы то ни было, интеграционный процесс, понимаемый как взаимопроникновение,
был обречен, по крайней мере, на этом этапе. В последние годы был, видимо,
упущен момент для интеграции с Белоруссией. К тому же, попыткам интеграции
мягко, но достаточно эффективно препятствовали внешние силы. Оставшиеся проекты
типа ГУЛАМ – чисто искусственного образования, имеющего, мягко говоря,
антироссийскую направленность, также обречены. Боюсь, что четырехсторонний проект
единого экономического пространства – Россия, Украина, Казахстан и Белоруссия
– тоже на данном этапе малоэффективен. Слишком разнятся интересы и модели
развития этих стран.
Сказанное не значит, что интеграционные проекты на территории
бывшего СССР нежизнеспособны вообще. Весьма привлекательным и реалистичным
при целенаправленной политике с обеих сторон выглядит российско-казахстанский
проект. Государства имеют серьезные взаимные интересы, не боятся быть «поглощенными»
и главное – создают схожие растущие и достаточно эффективные экономические
системы. Наконец, они близки по социально-экономическому уровню развития. Но в
целом российская политика в отношении сопредельных государств требует новой
оценки, создания механизма ее проведения и координации на государственном
уровне, адекватного аналитического обеспечения.
Уже в начале правления Владимира Путина обозначился более
прагматичный курс. Был провозглашен упор на двусторонние отношения. Началась,
пусть и в недостаточных объемах, поддержка проникновения российского
бизнеса в сопредельные государства. Внушают надежду слухи о том, что
политика в отношении стран СНГ (впрочем, как и многие другие вопросы)
отдается в ведение секретариата Совбеза. При его нынешнем руководстве и
дальнейшем кадровом укреплении Россия может, наконец, получить эффективный
орган формулирования, координации и проведения политики. Ведь одной из коренных
слабостей российской политики в отношении стран СНГ прошлых лет было
отсутствие координирующего органа этой политики. Министерству по делам СНГ не
давали соответствующих прерогатив. МИДу было не до того. В результате занимались
этими странами отдельные высокопоставленные чиновники в порядке общественной
нагрузки и очень часто по принципу «как бог на душу положит».
Собственно же новая политика в отношении стран СНГ должна,
видимо, состоять из следующих элементов. Это – преобладание опоры на
двусторонние отношения. Многосторонние структуры должны привлекаться только в
той мере, в которой они полезны России, и только там, где они дееспособны.
Страны в растущей степени различны, разной должна быть и проводящаяся в
отношении них политика. Это – формирование или накачка структур, изучающих соседние
страны, может быть через создание специального фонда. Наше знание их слабо до
сих пор или распылено. Это – определение приоритетности государств для России
на основе определенного набора критериев: уровень и потенциал экономических
связей с ними, транзитная значимость, ценность с точки зрения интересов
безопасности или иных геостратегических интересов. Это, наоборот, себестоимость
поддержания – политическая, экономическая – того или иного государства в орбите
России.
Нужна и систематическая государственная поддержка проникновения
российского капитала в соседние страны, где он по большей части чувствует себя
пока незащищенным. Полезна и поддержка встречных потоков капиталов. Должны
иметь возможность взаимодействовать напрямую организации гражданского
общества. Именно такое взаимопереплетение будет создавать реальную, а не
виртуальную инфраструктуру сотрудничества, которая выгодна будет всем, но
более всего самому крупному партнеру – России. Необходима целенаправленная
политика поддержки позиций российских СМИ на информационных рынках соседних
стран. Идиотизмом выглядит ситуация, когда некоторые соседние лидеры сохраняют
развлекательную составляющую российских телеканалов и замещают своей
пропагандой – нередко антироссийской – российское общественно-политическое и
информационное вещание.
Наконец, важнейшей составной частью новой политики должен
стать коренной поворот отношения к иммигрантам и мигрантам – вне зависимости
от их национальности. Чем отличается молдавский инженер или армянский строитель
от белоруса или русского по национальности, оставшегося по велению случая
за границей Российской Федерации, если они хотят жить и работать в России и на
Россию? Россия должна начать смотреть на них как на ценнейший ресурс, который
нужно привлекать и натурализировать – ведь приезжают, как правило, самые инициативные,
квалифицированные и трудолюбивые. Необходимо резко менять отношение всего
общества к выходцам из бывшего СССР. Они должны чувствовать себя полноправными,
защищенными и уважаемыми членами российского общества. Такая политика создаст
десятки тысяч друзей-проводников позитивного влияния на сопредельные страны,
будет создавать ситуацию, когда к России будут стремиться, ее будут уважать.
Проведение такой политики – дело непростое, требует усилий
по самовоспитанию российской власти и общества. Но она может превратить Россию
в истинно современного лидера и геополитический магнит для большинства государств
бывшего СССР.
Сергей Караганов, председатель
редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике»,
Москва.
|