Спасская башня Кремль
Газета Русского молодёжного центра Крыма 5 декабря 2002 года, №2(10)

Hrenovina Первой строкой

РУССКАЯ МОЛОДЕЖЬ КРЫМА ОБЪЕДИНЯЕТСЯ

 В уставных целях Русского культурного центра Фонда «Москва — Крым» одним из пунктов значится поддержка одаренной молодежи и использование потенциала интеллигенции Крыма в деле эстетического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Для стимулирования творческой и научной работы юных крымчан Фонд «Москва — Крым» учредил стипендии, для молодежи проводятся конкурсы, просмотры видеофильмов по русской культуре, истории, литературе и искусству, студенты республиканских вузов принимают участие в заседаниях круглых столов и конференциях, проводимых Русским культурным центром.
 Руководство РКЦ и Русской общины Крыма постоянно пытается расширить круг мероприятий для молодежи. С этой целью 12 ноября в Центре прошел семинар Русского молодежного центра Крыма (РМЦК) с участием стипендиатов Фонда «Москва — Крым», учащихся вузов, аспирантов, школ и неравнодушных к истории и будущему своего народа молодых жителей полуострова.
 Участников семинара поприветствовали председатель стипендиальной комиссии Фонда «Москва — Крым» В.Харабуга, директор Русского культурного центра, депутат ВС Крыма Г.Гржибовская, заместитель Председателя, исполнительный директор Русской общины Крыма, депутат ВС Крыма С.Цеков, директор крымского представительства Фонда «Москва — Крым», депутат ВС Крыма О.Родивилов, доцент ТНУ С.Киселёв, работники РКЦ.
 Выступающие отметили актуальность функционирования русской молодёжной организации, призвали к активным действиям молодёжи в интеграционном процессе, а так же выразили поддержку запланированных РМЦК мероприятий.
Круглый стол  Со стороны РМЦК о перспективах русского молодёжного движения выступили председатель Симферопольской городской организации РМЦК А.Козенко, члены РМЦК В.Афанасьев, А.Кипа, В.Бобков. Активно в обсуждении вопросов участвовали и приглашённые, в частности, А.Овчаренко выдвинул ряд предложений на предстоящий период по работе с крымской молодёжью.
 В рамках семинара обсуждались, проблемы развития русского молодежного движения, определены задачи, способы и формы работы, представлен план мероприятий РМЦК на ноябрь — декабрь 2002 года. В эти два месяца члены РМЦК проведут два семинара по проблемам безработицы молодежи и истории русских в Тавриде, конкурс для юных журналистов и турнир по борьбе на руках. Помимо этого русская молодежь еженедельно принимает участие в тренировках интеллектуального клуба, выпускает газету «Улица Московская» и готовится к самому сложному — проведению дискуссионных клубов. В этом им обещают свою поддержку Русская община Крыма, Русский культурный центр, ученые Крыма, которые, как и члены РМЦК, понимают: сегодня мало любить родину «странною» любовью, «за что, не знаю сам», сегодня необходимо знать сильные и слабые стороны своего народа, знать, за что можно и нужно любить свою Родину, и, наконец, знать, чего ты ждешь от своего народа. Русская молодежь Крыма хочет любить свою Родину осознанной любовью.
Н. Бояркина,
пресс-секретарь РКЦ


Hrenovina Тема для разговора

Анатолий Алексеевич Жилин А.ЖИЛИН:
"Не следует быть Иванами — родства своего не помнящими"
 
 

А.А.Жилин, Председатель Ассоциации национальных обществ и общин Крыма, заместитель Председателя Русской общины Крыма
 В продолжение рубрики диалога с интересными людьми мы задали интересующие молодежь вопросы А.Жилину, председателю Ассоциации национальных обществ и общин Крыма, заместителю Председателя Русской общины Крыма.
 Анатолий Алексеевич, хотелось бы услышать несколько слов для наших читателей о возглавляемой Вами Ассоциации национальных обществ и общин Крыма (АНООК).
 Ассоциация была создана и зарегистрирована Министерством юстиции Крыма в 1995 году. Это одна из старейших и авторитетнейших организаций Украины и СНГ.
 Высшим руководящим органом Ассоциации является Совет, состоящий из представителей всех входящих в ее состав национально-культурных обществ.
 Основной целью деятельности Ассоциации является укрепление межнационального согласия, развитие сотрудничества крымских этносов, координация деятельности национальных обществ и общин.
 Какие организации сейчас состоят в АНООК?
 Сегодня Ассоциация объединяет республиканские: армянское, белорусское, болгарское, греческое, грузинское, еврейское, русское, чешское и курдское общества, Симферопольское городское общество караимов, а так же Межнациональную лигу женщин «Южана» и крымско-татарское общество «Толерантность».
 Насколько эффективна, на Ваш взгляд, работа Ассоциации в сфере межэтнического согласия?
 За время своего существования Ассоциация внесла большой вклад в гармонизацию межнациональных отношений в Крыму. Ею были проведены следующие мероприятия: ежегодный фестиваль общин и обществ «Крымская радуга», вручение дипломов и премий за вклад в развитие межнациональных отношений народов Крыма, празднования национальных обществ и общин, оздоровление детей и так далее.
 Какие проблемы стоят перед функционированием Ассоциации, есть ли государственные программы поддержки деятельности?
 В 2000 году в АНООК произошел раскол, в результате которого ряд организаций, вышедших из Ассоциации, создали Фонд межнационального согласия. В феврале 2002 года в Ассоциации состоялись перевыборы, в результате которых было избрано новое руководство. С момента смены руководства, Ассоциация, несмотря на полное отсутствие финансирования, проводит большую работу. Ею был проведен детский праздник, посвященный «Дню защиты детей», состоялся круглый стол по проблемам депортированных из Крыма 24 июня 1944 года, проведена теоретическая конференция, посвященная украинско-белорусской дружбе, прошла межнациональная выставка-конкурс среди детей «Крымский Крокус».
 Ассоциация приняла активное участие в праздничных днях, посвященных 200-летию переселения болгар в Крым и научно практической конференции: «Армяне: прошлое, настоящее, будущее».
 Ассоциацию беспокоит позиция руководства Республиканского комитета по делам национальностей и депортированных граждан, которая игнорирует Ассоциацию национальных обществ и общин народов Крыма.
 Начиная с 2001 года, когда впервые Советом Министров Крыма было осуществлено финансирование Ассоциации из республиканского бюджета в адрес нашей организации, в нарушение действующего законодательства не поступали выделенные для нас средства. Вместе с тем, Рескомнацем осуществлялось финансирование мероприятий культурно-национальных обществ исключительно через Фонд межнационального согласия.
 Мы считаем это нецелевым использованием государственных средств и глубоко убеждены, что цели национальных обществ и общин, которые входят в состав Ассоциации и Фонда едины и решают одни и те же задачи.
 Насколько активно участие молодежи в Ассоциации и организациях состоящих в ней?
 К сожалению пока создать молодежную организацию при Ассоциации так и не удалось, хотя такие попытки предпринимались прежним руководством.
 В то же время есть молодежные организации при таких национально-культурных обществах, как еврейское, русское соответственно им они называются Еврейский молодежный центр, Русский молодежный центр Крыма. И при других национальных организациях есть активная и думающая молодежь.
 И в завершении, что бы Вы хотели пожелать молодым ребятам еще не определившимся в направлениях общественной деятельности?
 Активного участия молодежи в деятельности национально-культурных организаций. Не следует быть Иванами — родства своего не помнящими. И почему бы им не объединиться при Ассоциации, для проведения совместных мероприятий, которые так объединяют людей разных национальностей, и тонет лед недоверия существующий между ними.

Я.Русич


ВНИМАНИЕ КОНКУРС!

 Газета «Улица Московская» и Русский молодёжный центр Крыма объявляют о начале конкурса молодежной журналистики. В течение конкурса журналистики (два месяца — декабрь, январь) вы можете прислать либо принести лично по нашему адресу авторскую статью или заметку по направлениям тематики нашей газеты.
 Авторские работы будут оцениваться конкурсной комиссией, лучшие из них, будут опубликованы в нашей газете, а авторы награждены ценными призами.
 Возраст автора, подающего на конкурс статью, не должен превышать 28 лет.
 Справки по нашим телефонам.
 Успехов!


Дума Русской общины Крыма

  30 ноября текущего года состоялась Дума Русской общины Крыма (Дума — один из высших руководящих органов Русской общины Крыма, состоящий из членов Президиума Думы и руководителей региональных организаций, собирается не реже одного раза в квартал). Основной вопрос стоящий на повестке дня — работа молодежного отдела Русской общины Крыма — Русского молодежного центра Крыма.
 Основными докладчиками по данному вопросу выступили О.Родивилов, депутат ВС Крыма, директор крымского представительства Фонда «Москва-Крым» и А.Козенко, председатель Симферопольской городской организации Русского молодёжного центра Крыма, аспирант кафедры информационных систем в экономике ТНУ им.В.И.Вернадского.
 В ходе Думы, докладчики акцентировали внимание на истории возникновения Русского молодежного центра Крыма и перспективных направлениях его развития.
 Докладчики отметили, что особую роль в развитии играет информационная обеспеченность региональных организаций, а так же проведение совместных мероприятий с близкими и родственными организациями.
 Представлен проект плана деятельности Русского молодежного центра Крыма на 2003 год, принятый единогласно за основу, включающий разносторонние культурно-массовые и организационные мероприятия, призванные заинтересовать молодежь в русском молодежном движении, из которых выпуску газеты «Улица Московская» и проведению молодежной школы «Русская культура и общество» участниками Думы отданы однозначные приоритеты.

 Пресс-центр РМЦК

Hrenovina Соцопрос

Какие три вещи должен сделать в своей жизни человек?


 Древняя мудрость гласит — «человек в своей жизни должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и вырастить сына».
 На определенном этапе своего развития каждый человек ставит себе подобные вопросы. «В известные минуты, — писал Ж.Мармонтень, — не так трудно исполнить свой долг, как знать его».
 Проведя некоторые социологические исследования, мы обнаружили очень интересные факты, но прежде поговорим немного о долге.
 Мать Тереза сказала: «Долг — очень личная вещь. Он проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям».
 Действительно, но и не следует понимать долг как то, о чем думаешь с отвращением, думаешь с неохотой и чем потом долго хвалишься.
 Опрашиваемые (большей частью студенты филологического факультета русского отделения ТНУ им. В.И.Вернадского) на такой нелегкий вопрос о долге, дали следующие ответы: родить ребенка — 57%; полюбить — 43%; создать семью — 30%; жить в свое удовольствие и делать все для своего счастья — 33%; дать хорошее образование детям — 23%; улучшить материальный мир — 20%; оставить после себя след — 17%; умереть (некоторые считают это своим долгом, странно, как будто у них есть выбор) — 17%; самосовершенствование — 13%; сделать счастливым другого человека — 10%; досмотреть родителей — 7%. Таково представление современной молодежи о своем долге.
 Интересно отметить, что Ведические писания следующим образом определяют жизненные цели материального человека: увековечить свое имя («слух обо мне пройдет по всей Руси великой…»); прославиться на весь мир; иметь определенную выгоду в своей материальной деятельности.
 А как определяли долг своей жизни известные и талантливые люди?
 А.Чехов учил нас быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.
 Писатель А.Амиель определял целью разумной жизни следующее: «не тяготиться, не остывать, быть терпеливым, отзывчивым, добродушным, торопиться любить, быть в сознании, что уже стоишь у порога вечности».
 «Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, — вот цель разумной жизни», — уверенно заявлял П.Платен.
 Мы поддерживаем мысль С.Смайлса о том, что «жизнь, не освященная чувством долга, не имела бы, в сущности, никакой цели». Кроме этого следует помнить, что «ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят».
 Французский писатель Пьер Верон сказал замечательные слова: «чаще всего забывают свой долг и свой зонтик».
 Шутка — ложь, да в ней намек…

Ж.Тока


Hrenovina Во славу России!

ПОТЕМКИН Григорий Александрович

Потемкин Продолжая освещать жизненный и творческий путь выдающихся персоналий российской истории, чья деятельность оказала значительное влияние на ход событий в Крыму, невозможно обойти вниманием крупного государственного и военного деятеля, генерал-фельдмаршала Григория Александровича Потемкина (1739-1791). Выходец из мелкопоместных дворян Смоленской губернии, Г.А.Потемкин получил образование в Московском университете. Во время дворцового переворота 1762 г., выступил на стороне Екатерины II. В 1768-1774 гг. участвовал в русско-турецкой войне, отличившись в сражениях под Фокшанами, Ларгой, Кагулом. С 1770 г. началось его сближение с Екатериной II. В 1774 г. он был отозван в Санкт-Петербург, где произведен в генерал-аншефы, назначен вице-президентом Военной коллегии, возведен в графское достоинство, а также определен шефом иррегулярных войск. Личное расположение Екатерины II, высокое положение при ее дворе и в государственном аппарате сделали Григория Александровича самым могущественным человеком в стране. Проявив себя талантливым администратором, он стал незаменимым помощником императрицы. Без его участия не обходилось ни одно крупное политическое событие в жизни страны. Так, в 1774 г. он участвовал в организации карательных мероприятий против отрядов Е.П.Пугачева; в 1775 г. – руководил ликвидацией Запорожской Сечи и ее войска. Огромный вклад Г.А.Потемкин внес в экономическое и политическое развитие Новороссийского края. В 1776 г. он был назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Занимая эту должность, Григорий Александрович всячески содействовал интеграции южных регионов в состав Российской империи. Его стараниями Новороссийский край активно заселялся русскими и иностранными колонистами, в короткий срок была обеспечена «безопасность в степях», а также качественно налажено продовольственное снабжение этого региона. Колоссальное значение имела реализация Г.А.Потемкиным своего проекта присоединения Крыма к России. Он одним из первых осознал выдающееся геополитическое значение полуострова. Использовав удобный момент во время начавшихся в Крыму при Шагин-Гирее усобиц, Григорий Александрович предложил Екатерине II записку, свидетельствующую о том, как живо его затрагивал вопрос о южных границах. «Крым – писал он, – положением своим разрушает целостность наших рубежей». 14 декабря 1782 г. императрица подписала секретный рескрипт на имя Г.А.Потемкина о необходимости присоединения полуострова «при первой возможности». В рескрипте высказывалась решимость так устроить дело, «чтобы полуостров Крымский не гнездом мятежников и разбойников на времена грядущие остался, но прямо обращен был на пользу государства нашего». К сожалению, мы не располагаем возможностью в рамках данной статьи описать весь ход событий, связанных с присоединением Крыма. Скажем лишь, что манифест от 19 апреля 1783 г. (н.с.) официально закрепил этот факт. За реализацию проекта по присоединению полуострова Г.А.Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Много сделал Григорий Александрович для хозяйственного освоения Северного Причерноморья, основания в этом крае городов Херсона, Николаева, Севастополя, Екатеринослава. Под его руководством осуществлялось кораблестроение на Черном море. Даже в последние дни своей жизни Г.А.Потемкин думал о судьбе флота, что подтверждает его последняя реляция в августе 1791 г. В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на обвинения, часто присутствующие в оценках личности Александра Григорьевича со стороны современников, отмечавших его тщеславие и жажду обогащения, деятельность генерал-фельдмаршала, без сомнения сопутствовала укреплению международных позиций России, ее экономическому развитию.


АЛЕКСАНДР I 225 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Alexandr 1 Свое имя он получил в честь князя Александра Невского. С малых лет полностью находился под покровительством своей бабки, императрицы Екатерины II. В последние годы жизни она решила передать трон Александру, минуя его отца — Павла. Павел I знал об этом и, заняв в 1796 г. престол, следил за каждым шагом сына. Обстановка вражды и интриг приучила Александра тщательно скрывать свои мысли и чувства. Император Франции Наполеон I отмечал: «Александр умен, приятен, образован, но ему нельзя доверять; он неискренен: это истинный византиец... тонкий, притворный, хитрый». Вступив на престол после убийства заговорщиками Павла I, Александр I отменил ряд указов отца. Возвратил на службу уволенных из армии военных, вернул из ссылки опальных чиновников и придворных. В 1802 — 1811 гг. созданные Петром I коллегии были заменены министерствами. В царствование Александра I в состав России вошла Грузия. По итогам Русско-персидской войны (1804 — 1813 гг.) к России была присоединена основная часть территории Азербайджана, по окончании Русско-турецкой войны (1806 — 1812 гг.) — восточная часть Молдавии, Русско-шведской войны (1808 — 1809 гг.) — Финляндия и Аландские острова. После Отечественной войны 1812 и Заграничных походов русской армии (1813 — 1814 гг.) в 1815 г. Россия, Австрия и Пруссия заключили договор о создании Священного союза, к которому вскоре присоединились почти все европейские государства. Подготовлено по материалам: Календарь – 2002 «Знаменательные даты».


Hrenovina Интересно знать

КУЛАЧНЫЕ БОИ


 Выходили улица против улицы, часть города против другой, селение против селения.
 Издавна любимой молодецкой потехой как на Руси, так и в императорской России XVIII—XIX вв., были кулачные бои. Назначались они на определённые дни, начиная с 6 декабря, с Николы Зимнего, и заканчивались после Масленицы. В кулачной забаве не было ожесточения, хотя для современного горожанина она и может показаться жестокой: бойцы сходились, подобно древним богатырям, чтобы показать свою удаль и силу, не имея в душе корысти.
 В Москве кулачные бои проходили на Красной площади, на льду Москвы-реки, а в Петербурге — на Адмиралтейской площади, берегах Невы, Малой Охте. Выходили улица против улицы, часть города против другой, селение против селения. В Казани бились суконщики с мясниками, в Херсоне — каменщики с грузчиками-биндюжниками, в Туле — заводские оружейники с посадскими парнями. Бывали случаи, когда биться приходилось из-за каких-либо торговых интересов, но подобные побоища не имели отношения к благородной потехе — кулачным боям.
 На вызов к бою, или на «затравку», как тогда говорили, высылали детей. Те задевали своих сверстников — с противоположной стороны. На их защиту выходили взрослые, а дети убегали. Между взрослыми начиналась схватка. Били кулаками в грудь, голову, живот противника. Бились до истощения сил, иногда увечили друг друга, и даже платили жизнью за потеху. Слабые, но хитрые бойцы закладывали в рукавицы камни, свинчатку, чугунные бабки, чтобы удар был сильнее. Однако если это плутовство открывалось, то таких ловкачей били смертным боем и свои и чужие.
 По воспоминаниям знаменитого бытописателя В.А. Гиляровского, который был знатоком старинных русских обычаев, существовало несколько видов боёв: «свалка-сцеплялка», «стенка на стенку» и «один на один». В «свалку-сцеплялку» шли врассыпную, а бились толпой. Когда сражались «стенка на стенку», то лучшие бойцы сначала не участвовали в схватке, а ждали своего часа. Он наступал, если неприятель пробивал «стенку» — ряд бойцов. Тогда «надежда-боец», как называли лучших, мчался на помощь своим, держа шапку в зубах. Он бил кулаками во все стороны, таранил вражью стенку, восстанавливал боевое равновесие и убегал обратно, предоставляя остальным закончить дело.
 Участники схваток «один на один» считались самыми сильными и умелыми и, как правило, не бились в сражениях «стенка на стенку» или «свалка-сцеплялка». У каждого из них были свои почитатели-болельщики, которые ставили на них заклады, выигрывая или проигрывая большие деньги. Сами бойцы никогда за деньги не бились, а, победив, позволяли угостить себя обедом.

Русская свадьба


 Еще наши далекие предки — древние славяне, посвящали свадьбу солнечным богам, например, Яриле. Об этом говорит дошедший до нас свадебный каравай и венки.
 Традиционно, подавляющее большинство свадеб праздновали во время весеннего и летнего солнцестояния, реже осеннего и зимнего. После принятия на Руси христианства преимущество стали отдавать осени, когда урожай на полях уже был собран.
 «У вас — товар, у нас — купец», — таким шутливым возгласом «рекламировали» жениха его послы — старосты. Девушка в это время должна была ковырять печь, если она была согласна выйти замуж за парня. В случае отказа несостоявшийся претендент получал тыкву. Многое зависело от умения послов заговорить девицу, а также ее родителей, поэтому чаще всего в роли старосты выступали люди мудрые и многоопытные.
 Обычай просватания считался на Руси началом свадебного церемониала. Само же бракосочетание неизменно освящалось в церкви. Перед поездкой туда, жениха и невесту сажали рядом на соболий мех, затем свахи чесали им обоим волосы, обмакивая гребень в вине или меду (спиртном напитке). Потом их осыпали хмелем вместе с деньгами, зажигали брачные свечи (которые у богатых весили до пуда). Избранный со стороны невесты мальчик обувал невесту в новую обувь и укладывал для нее ларец с румяными белилами, духами и прочим.
 Свадьбы иногда совершались и без согласия родителей, тайно. После венчания молодые отправлялись к родителям невесты и просили у них прощения, падая в ноги. В приволжских губерниях отец невесты ударял молодых по спине плетью, приказывал встать и … благословлял, одаривая хлебом – солью. После этого невеста могла забрать свое приданное.
 Обвенчавшись, молодые прибывали на свадебный пир, где угощались различными яствами, пивом, брагой и вином. После того, как на стол подавали жаркое, дружка, обернув блюдо с кушаньем, калач и солонку скатертью относил это в сенник к постели, куда отводили и молодых. В дверях сенника посаженный отец, сдав с рук на руки новобрачную ее мужу, делал ей нравоучение и советы, как жить в супружестве.
 Перед первой брачной ночью молодая должна была разувать молодого. Под пяткой правой ноги у него всегда было несколько медных монет, а в левом сапоге — плетка. Если девушка по оплошности бралась за левую ногу, молодой, вынув из сапога плеть, хлестал ее. Взявшись за правый сапог, молодая забирала себе все деньги.
 По исстари установленному обычаю, ржаные снопы или солома, положенные под постель молодоженов, обещали их семье в будущем достаток и процветание.
 На другой день, поутру, свахи являлись в сенник, поднимали стрелой одеяло новобрачных и искали известные доказательства невинности девушки. Если молодая не была целомудренна, то дружка, взяв стакан с дырой на дне, зажимал ее пальцем и, налив какой-нибудь напиток, передавал матери, отняв палец, жидкость вытекала.
 Считалось, что отсутствие девственности у невесты возбуждает ревность у жениха и вносит разлад в будущую семейную жизнь. Первый день брака отмечался обедом, правда, более скромным, чем свадебный пир. Непременным его атрибутом был жареный гусь или лебедь, народная молва считала его символом любви и верности.
 «На то и клад, коли в семье лад», считает русская пословица. Согласимся с этим, вспоминая древние свадебные обряды нашего народа

 Д. Богатырев

Логотип Улицы Московской

Номер подготовили:
Виктор Афанасьев, Владимир Бобков, Юлия Васютина,
Гл. редактор Олег Родивилов, Отв. редактор Андрей Козенко. Учредитель:
Евпаторийская городская организация Русской общины Крыма.
Рег. свидетельство №540 КМ от 15.12.1999.

Адрес Русской общины Крыма:
95006, г.Симферополь, ул.К.Либкнехта (Долгоруковская), 11/2.
т.(0652) 247-827, т./факс (0652) 24-55-71.
E-mail: russkiy_dom@mail.ru

На главную | В Архив | Выход | Обновить


Текстовая реклама: